Click to view
В последние дни одной из самых обсуждаемых тем в отечественных СМИ стала история студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой, которая, бросив очень престижный ВУЗ, оставив родителей, друзей и благополучную, безбедную жизнь в современном европейском мегаполисе, решила уехать в Сирию, чтобы стать боевиком ИГИЛ. Очень интересная дискуссия об истоках такого поступка умненькой и хорошо образованной девушки развернулась в минувшее воскресенье в ходе очередного выпуска телепрограммы «Список Норкина».
Поговорить, действительно, есть о чем… В последнее время популярность в мире террористического квази-государства существенно выросла. При этом, если в мусульманских странах, по опросам, поклонниками идеологии и изуверских методов ИГИЛ является от 1% до 3% молодежи, то в европейских странах эта цифра достигает 10-13%, а во Франции - даже 24%. Причем в числе европейских приверженцев ИГИЛ становится все больше молодых людей, происходящих из благополучных и весьма обеспеченных семей, относящихся к среднему классу и никак не связанных ни с арабским миром, ни с мусульманской культурой. По России статистических данных нет, но ситуация тоже весьма тревожная. Случай с Варварой Карауловой далеко не единичный - сегодня в рядах ИГИЛ сражается не менее 1700 бывших наших соотечественников.
Что же влечет хорошо образованных и имеющих хорошие перспективы в жизни европейских юношей и девушек из России и Европы в ряды радикальных исламистов?
Ответ на самом деле довольно прост. Молодых людей из европейского среднего класса влечет туда бессмысленность бытия в потребительском обществе. Очень хорошо об этом написал, причем уже довольно давно, в своей книге «Искусство любви» известный американский философ Эрих Фромм:
"Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин - все потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита... Наш характер приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся предметом обмена и потребления".
Это развивает в обществе крайний индивидуализм и разобщённость. Принцип взаимовыгодного обмена распространяется не только на сферу материального производства, он завоевывает и область внутренней жизни человека: с точки зрения обмена и удовлетворения своих потребностей рассматривается и дружба, и любовь. Предполагается, что отношения дружбы должны приносить участвующим в них сторонам несомненные, осязаемые выгоды, а мужчина и женщина рассматривают себя как привлекательную добычу друг для друга. В этих условиях не остается места подлинным человеческим отношениям. Дружба и любовь заменяются психологически нейтральными отношениями: слаженностью, терпимостью, расчётливым сотрудничеством. Но это касается лишь отношений между самыми близкими людьми. Между людьми, ничем формально не связанными, типичными являются отношения конкуренции и соперничества. Такие отношения, даже на фоне полного материального благополучия, не могут дать человеку, наделенному от природы интеллектом и богатым эмоциональным миром, полного удовлетворения и рождают у него духовный дискомфорт, который выражается ощущениями одиночества, беспомощности, тревоги.
Потребительство вносит рыночные отношения и в семейную жизнь: семья воспринимается как формально закрепляемая форма отношений, в рамках которой стороны взаимно удовлетворяют свои потребности и помогают друг другу в решении бытовых проблем. Это ведет к полной утере духовного контакта между родителями и детьми - возникает "конфликт поколений".
Не обретая смыслов бытия в любви и дружбе, умные и образованные дети европейского среднего класса пытаются найти их в ненависти и смерти - и это влечет их в ряды ИГИЛ. Достоевский писал:
"Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек никогда не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом всё были хлебы".
Ситуация становится еще страшнее и опаснее, потому что ненависть и смерть, которые несут террористы, подаются «целевой аудитории» в «красочной упаковке», на высочайшем техническом и профессиональном уровне, с применением современных психо-информационных технологий, и от того становятся еще привлекательнее.
Современные технологии
информационно-психологической войны вручены в руки изуверов-террористов из ИГИЛ спецслужбами США. В 2003 году Соединенные Штаты посеяли в Ираке эти «зубы дракона», четыре года рассевали их в Сирии - и теперь эти страшные семена дают обильный урожай. Процесс перешел в стадию самовоспроизводства.
Политическое цунами, частью которого является ИГИЛ, сработано политиками и спецслужбами США и имеет своей целью создание гигантской «дуги нестабильности» от Марокко до Афганистана и Китайского Синьцзяня, включая прилегающие районы Африки, Средней Азии, Причерноморья, Северного Кавказа и Закавказья. Успешная реализация этой стратегии ставит под мощный как политический (через исламистские и неофашистские группировки), так и экономический (через импорт углеводородов) удар основных геополитических конкурентов США - Китай, Россию и Европейский Союз. При этом просматривается явная параллель между событиями на Украине и на Ближнем Востоке. И в первом, и во втором случае для реализации своих геополитических интересов США используют самые черные, самые жестокие и опасные политические силы. На Украине это бандеровские нацисты - прямые наследники фашистских преступников 2-й мировой. В Сирии и Ираке - группировки исламистских боевиков, несущие смерть и разорение всюду, где ступает их нога.
И на Украине, и на Ближнем Востоке для реализации планов США нужно очень много молодого и сильного «пушечного мяса». Особенно ценно, если это «пушечное мясо» будет таким умненьким и образованным, как эта девушка Варя из МГУ. Поэтому и работает без остановки машина информационно-психологической войны, поэтому и хлопочут без устали профессиональные вербовщики, получая за каждую завербованную голову по 2-3 тыс. долл.
Что же делать? Как спасти из липкой паутины игиловских вербовщиков умненькую и образованную девушку Варю и многих других, подобных ей?
Есть только одно средство - предложить молодой и образованной части среднего класса новые белые смыслы. Это смыслы подлинной любви, дружбы, солидарности, взаимопомощи. Смыслы, которые раскрывают и помогают развивать творческие способности каждой личности во имя преображения и украшения окружающего нас мира на благо и процветание всех людей. Только такие смыслы способны одержать верх над черными смыслами изуверов-террористов и их закулисных хозяев.