В наши дни только ленивый не рассуждает о месте России в современном мире. Но лично мне думать об этом как-то странно. Чтобы занимать какое-то место, необходимо в полной мере быть. То есть, иметь не только ноги или, пардон, задницу, которые можно поместить на то или иное место (искомое есть и у вешалки для пальто, и у мешка с песком), но и лицо. Быть полноценным и неповторимым субъектом.
Есть ли у современной России лицо? Увы, ответ отрицательный. Лицо - это то неповторимое послание, которое народ и его государство транслируют всему миру. Это яркая манифестация пути, миссии. Если кто-то думает, что миссии и пути - это миф и что главное предназначение любого народа - сытно, уютно и беззаботно жить, то он или заблуждается или сознательно проповедует превращение человека в жвачную скотину, а народов - в стада. Миссия и Путь вовсе не равняются претензиями на исключительность и мировое господство, свой Путь есть у каждого человека и каждого народа. Об этом отлично знали китайцы, сформулировавшие важнейшее понятие Дао, да и не только они - недаром в русском языке существуют выражения: "сбился с пути", "беспутный"...
Россия последние три десятилетия как минимум не просто "беспутная", она в принципе не способна этот - только свой - путь увидеть и даже понять, что он ей жизненно необходим. Все эти годы - начиная еще до развала СССР - Россия принципиально двигалась по чужому пути - западному. Отказавшись говорить миру свое слово, она решила, что все слова в мире уже сказаны и что самое весомое на все времена и для всех народов провозглашено Западом. Остается лишь пристроиться в кильватер и, может быть, со временем, стать вторым кораблем после флагмана или даже - чем черт не шутит - занять его место, ни на градус при этом не отклоняясь от священного курса. Когда стало ясно, что этот курс несовместим с ее выживанием, Россия даже не попыталась срочно начать прокладывать свой. Она просто резко отвернула и начала странствовать в открытом море без руля и ветрил - под ударами всех ураганов и под обстрелом дальнобойных орудий покинутой ею эскадры.
Но еще больше, чем корабль без курса и лоций, Россия напоминает Всадника без головы. Прежде всего потому, что у корабля, даже сбившегося с курса, остаются его вполне четкие очертания, по которым можно его опознать. А вот лишившийся головы человек, даже на сильном и горячем коне и с кучей оружия у седла - всего лишь бессмысленное и отвратительное пугало. Даже если это не просто притороченный к седлу труп, как в романе Майн Рида, а способный совершать какие-то телодвижения призрак, его привлекательность не просто равна нулю, а имеет отрицательное значение. Привлекательность - это не потрясание кулаками, не утробное рычание и не горделиво-непреклонная поза. Все это может напугать, впечатлить (опять же по большей части в отрицательном смысле), но не заинтересовать и тем более - не очаровать. Для этого нужно иметь лицо.
Не то пресловутое "человеческое лицо", под которым всегда понималась слюнявая улыбочка блаженного идиота, а нормальное, живое. Способное грозно хмуриться в ответ на вызовы врагов и сердечно улыбаться друзьям, не путая постоянно одних с другими. А самое главное - чтобы в глазах явно виделся свет мысли, осознанность, ясное понимание Пути и цепкое внимание в следовании ему, а также не фанатичная, но, тем не менее, твердая уверенность в своем выборе. Ну, и разумеется, губы этого лица должны уметь не только гримасничать, но и произносить громкие, внятные и ясные речи, объясняющие всему Человечеству, что же это за Путь и почему,собственно, по нему имеет смысл идти.
Все это необходимо не только для приобретения союзников - ведь у безголового блуждающего чучела друзей и союзников быть не может - но и для себя самих, для ощущения того самого пресловутого "места в мире". Известно, что часто возможность посмотреть на себя в зеркало - лучший способ восстановить самообладание, "прийти в себя". Пока, к сожалению, даже если позывы к саморефлексии у коллективной личности по имени Россия порой возникают, она видит в зеркале лишь пустоту или в лучшем случае некое расплывчатое пятно. Отчаяние от попыток обрести себя, вызывает невротическую иллюзию того, что без своего лица и своего пути можно обойтись, заменив его оборонительным "окукливанием" и зависанием на месте. К сожалению, народы и страны чем-то напоминают некоторых рыб - если они перестают двигаться, то умирают, даже если вокруг нет никаких врагов. А врагов у России более чем хватает.
Потому если Россия в кратчайшее время не обретет свое неповторимое лицо и не сформулирует свой четкий ответ на вызовы пробудившейся Истории, не представит Человечеству заявку на новый исторический проект, противостоящий стремительному процессу дегуманизации, она будет безжалостно сметена со всех карт. Бессмысленное блуждание в океане может привести только на рифы, а лошадь Всадника без головы рано или поздно понесет и рухнет вместе с ним в бездонную пропасть. Категорически недостаточно свернуть с гибельного пути, необходимо найти путь спасительный и указать на него другим. У "всадника" должна вырасти своя живая голова - причем, абсолютно новая. Совершенно бессмысленно и гибельно пытаться пришивать к его телу давно мертвые и мумифицировавшиеся головы прежних, отживших проектов - вроде бело-царистского или ностальгически-советского. Содержащийся в этих реликтах трупный яд окончательно убьет то, что еще каким-то чудом оставалось живым. Без подлинной новизны, без поиска нового живого Смысла нам не спасти ни себя, ни Человечество.
Для поиска лица, Пути и Смысла необходима своеобразная лаборатория. Вариантом такой лаборатории является газета
"Суть времени", на страницах которой идет напряженный поиск ответов на главные исторические вызовы, стоящие перед нами.