«Там русской дух… там Русью пахнет!»
Александр Пушкин (Руслан и Людмила)
В
предыдущей заметке говорилось о героях, которые, проигрывая битву в материальном мире, выходили победителями в мире идеальном:
Пускай ты умер!..
Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
(Максим Горький)
Это, прежде всего, танковый экипаж Савчина Михаила Евгеньевича, который в бою 25 января 2015 года за одну из ключевых позиций Дебальцевского котла, заживо сгорая в своей машине, продолжал вести бой - прикрывая отходящих товарищей. Это моряки легендарного «Варяга», герои Великой Отечественной Войны. Для нас они - пример, для мира - очередная демонстрация свойства русского духа, суть которого в словах князя Святослава - «
Мертвые сраму не имут», Евангельского стиха - «…не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…» (
Мф. 10:28), многочисленных предсмертных
писем борцов с фашизмом. Приведём некоторые из них:
«…Я - коммунист. … Я буду драться с врагом до последней капли крови и дыхания.…» - из завещания командира танка мл. лейтенанта Мороза Г. И.;
«…Нас осталось пять человек, боеприпасы кончились, осталось менее трех десятков гранат. Вдали показались вражеские танки. Прощайте, дорогие товарищи, мы погибли за нашу Советскую Родину…» - записка пяти защитников Глазуновки (Орловская область);
«Прощай, Родина. Я умираю, но не сдаюсь…» - написал воздушный стрелок Сергеев Иван Семёнович;
«Товарищи! Погибаю за Родину, не жалея жизни. …» - записка Героя Советского Союза комсомолки Кисляк М. Т. из харьковского гестапо;
«… Черноморец умрет, но с песней. …» - надписи военнопленных моряков-черноморцев на стенах тюремного барака в г. Чистяково Донецкой обл. Там же: «По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «… их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк - это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! За родную Украину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось».»;
«…Мы погибаем за правое дело… Не складывайте рук, восставайте, бейте врага на каждом шагу. …» - коллективное завещание восемнадцати членов подпольной комсомольской огранизации г. Донецка.
Другое проявление той же силы русского духа приводит к чудодейственной в глазах врагов победе в реальном мире. Они проигрывают при таком соотношении сил в свою пользу, которое не позволяло им даже предположить возможность поражения. Генерал немецко-фашистской армии Меллентин Ф. В. в книге про танковые сражения
писал о психологии русского солдата так: «Можно почти с уверенностью сказать, что ни один культурный житель Запада никогда не поймет характера и души русских». Если в качестве ключа использовать слова «
Homo homini lupus est», дошедшие до нашего времени из колыбели Запада - Рима, цветущих и пахнущих на капиталистических просторах свободного рынка, то это действительно невозможно. Искать понимание нужно совсем в других словах: «больши сея любви никто же имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (
Ин. 15:13). Именно этот стих Евангелия от Иоанна приведён под иконой Святителя Николая в Михаило-Архангельском соборе г. Уральска, посвящённой
делу под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 г. Сотня уральских казаков сражалась так, что заставила десятитысячного неприятеля думать о тысяче. Герои, хотя многие и погибли, смогли держать оборону двое суток и на третий день пройти 8 вёрст, отступая пешим строем от конного противника по равнине, до прихода помощи.
Ещё один пример успеха малой команды, которому способствовали всё те же отличная выучка и коллективное самоотверженное исполнение долга, являет нам экипаж
брига «Меркурий» (экипаж - 115 человек, артиллерийское вооружение - 20 орудий). 14 мая 1829 он был настигнут более быстроходными турецкими линейными кораблями - 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-бей». На военном совете
единогласно решили «драться до последней возможности, а затем взорвать бриг вместе с неприятельскими кораблями… Четыре часа продолжался неравный бой. Искусно маневрируя, командир брига Казарский А. И. лишил противника возможности использовать десятикратное преимущество в артиллерии и нанес турецким кораблям серьезные повреждения. «Селимие» лег в дрейф, а «Реал-бей» прекратил погоню. Бриг «Меркурий», весь израненный, откачивая беспрерывно поступающую через пробоины воду, направился в Сизополь на соединение с русским флотом.»
Современный пример - ожесточённый 10-часовой
бой 17 января 2015 года девяти товарищей отряда «Суть времени» за позицию «Монастырь» вблизи донецкого аэропорта. На каждого защитника
по данным противника приходились один вражеский танк, БМП и 8-10 человек пехоты. Прорыв врага на этом направлении ставил под тыловой удар отряды ополчения, штурмующие аэропорт, и мог привести к входу карателей в жилые кварталы Донецка. В ходе боя все бойцы ранены, трое погибли, но позиция была удержана: враг не прошёл.
Сутевцы стояли так же, как герои Великой Отечественной Войны, среди которых мы
найдём многочисленных представителей советского народа - русских, украинцев, белорусов, евреев, казахов, грузин, татар… - всех не перечислить.
Они шли к общей цели - Победе, все ставили её для себя на первое место и при необходимости с готовностью жертвовали своими жизнями. В этом их объединяет та общая культура, которая формировалась столетиями среди братских народов, мирно живущих в одном государстве. Именно о ней мы говорим: русский - это состояние духа.
Ещё одну великую победу духа должно вспомнить, возвращаясь к смыслу упомянутой выше крылатой фразы «
Человек человеку волк». Именно к нему
апеллирует Гитлер в выступлении 30 января 1942 года об осаждённом Ленинграде: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но ленинградцы в большинстве вели себя совершенно противоположно. Последующие два года блокады, до её сокрушения русским оружием, эти голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди делились друг с другом жизненно необходимым и продолжали работать, каждый выполняя свой долг.
В книге «Первым всегда трудно» о боевом пути 1-го танкового Инстербургского Краснознаменного корпуса с его формирования весной 1942 года и до победы - весны 1945, автор и участник событий,
пишет: «Когда знакомишься с биографиями людей, совершивших геройские подвиги, всегда хочется найти в их характере, внешности, поведении какие-то особые черты, отличающие их от всех других. И, как правило, убеждаешься, что ничего такого особенного в них нет. … Единственное, что характерно для этих людей, это самообладание, добросовестность и повышенное чувство долга.»
Не сего ли не хватает нам сейчас более всего прочего? «Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.» - так заканчивает святитель Феофан Затворник
разъяснение слов «Не можете служить Богу и маммоне» (
Лк. 16:13). Этот единый дух содержит отречение от погони за земными благами (маммона) как первостепенной жизненной цели, суть проявления которого на деле отражают слова: «
Человек человеку - друг, товарищ и брат».