Недавно в интернете появился видеоролик о мероприятии, в котором приняла участие олимпийская чемпионка, фигуристка Юлия Липницкая. Сама Юля отозвалась о нем (это была гламурная вечеринка у Лены Лениной) нелицеприятно: «Такие мероприятия - не для спортсменов. И уж точно не для маленьких детей, каковым я все же еще остаюсь. Но я изначально не особо знала, что там на самом деле будет. Мне лишь сказали, что звезды будут награждать спортсменов, но я и не ожидала, что все будет проходить в такой обстановке. Были вещи... в общем, я ощущала себя не в своей тарелке».
Что ж, во-первых, можно от души порадоваться адекватности суждений еще совсем юной спортсменки. А во-вторых, видеоролик вдруг оказался очень интересен сам по себе, даже безотносительно к его главной героине. Вот говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А бывает так, что видеть мало, надо прочувствовать. И этот ролик дает возможность прочувствовать нашу российскую элиту (по крайней мере, определенную ее часть). Потому что все черты этой социальной группы вдруг проявились особенно ярко - на контрасте с чистотой и целеустремленностью Юли Липницкой.
Click to view
В комментах дружный хор голосов констатирует, что показанное в ролике - редкостный гадюшник. И с этим трудно не согласиться. Однако сразу же возникает вопрос - почему этот гадюшник появился и прекрасно существует там, где ему, вообще говоря, совсем не место? И куда мы придем с такой элитой?
Элита потребления, а именно она показана в ролике - сосредоточенная только на себе, деградировавшая, самовлюбленная и презирающая. Она вызывает ассоциации с какой-то склизкой, разлагающейся субстанцией, стремящейся заразить и превратить в себе подобное все, к чему прикасается. Затянуть внутрь себя, как болото. Элита, компенсирующая очевидную бессмысленность своего существования погружением во все более отвратительную смесь роскоши и грязи. Сделавшая такое погружение смыслом своей жизни.
Эта элита все больше мутирует, и к чему она придет, в конце концов? Представим на секунду, что эту драгоценную роскошь-грязь кто-то решит отнять. Например, народ в силу каких-то причин откажется содержать такую элиту. Или процесс погружения начнет останавливаться и перестанет компенсировать бессмысленность существования. Ведь нельзя же бесконечно падать, в обществе существуют запреты, табу. Однако в ситуации полного отсутствия смыслов они не могут долго выполнять свою функцию. На примере Европы это очевидно. Однополые отношения уже норма. На подходе инцест и педофилия. Но ведь и это наскучит, захочется чего-то поострее. Что дальше? Гладиаторские бои?
И что тогда сделает элита потребления? Откажется от своего положения, признав волю народа (либо других народов, если имеет место какая-то неоколониальная схема)? Откажется от дальнейшего падения, создав для себя некую незыблемую систему запретов? А с чего ей отказываться? С чего, если все высокие смыслы для нее очевидно мертвы? Те, кто показан в ролике, - они остановятся? Допустим, в теперешнем состоянии остановятся (хотя это большой вопрос), а если разложение зайдет чуть дальше?
Но в таком случае и в первом, и во втором вариантах элите остается один путь - утвердить свое абсолютное господство. Навсегда отделиться от остального человечества, объявить себя существами другого сорта. А оставшееся недочеловечество станет питательной базой и расходным материалом для обеспечения существования элиты и ее дальнейшего падения до совсем инфернального состояния. Ведь и гладиаторские бои только очередной этап на этом пути, на них все не остановится. История Древнего Рима это показала. И этот путь невозможен, если какая-то часть человечества не станет расходным материалом. В Древнем Риме таким материалом были рабы, в фашисткой Германии - люди другой расы. В современном мире все несколько тоньше, но суть та же - часть человечества превращается в беспомощную, неспособную к самоорганизации слизь, с которой можно делать все что угодно.
Переход к фашизму - это закономерный и логичный этап трансформации элиты потребления. Которая есть буржуазная элита, растерявшая высшие смыслы. Это подтверждено исторически - фашизм появился, окреп и реализовался в буржуазном обществе (хотя, конечно, фашизм шире чем буржуазия). Причем он не был «привязан» к какой-либо нации: его теоретики и адепты разбросаны по всему миру.
А победил его только что появившийся коммунизм. Причем не просто коммунизм, а русский коммунизм, то есть коммунизм, переосмысленный через призму русской - в огромной степени православной - культуры. Победил потому, что он обеспечил новые смыслы. Ведь если есть зачем жить, то уже не надо компенсировать бессмысленность бытия бесконечным падением.
Новые смыслы были разлиты в воздухе, были даже отчасти сформулированы (из царства необходимости в царство Свободы) - но они не были проработаны и оформлены до конца. Поэтому советскую элиту постигла та же участь, что и буржуазную - потеря смыслов, а Советский Союз был уничтожен. Процесс же трансформации буржуазной элиты и буржуазных обществ в целом никуда не делся, а наоборот, только ускорился. Фашизм уже открыто поднимает голову. Какой-то смысловой альтернативы на горизонте нет. Очень бы хотелось, чтобы была, но ее нет. А человечеству как никогда необходимо понимание где и какой он - этот путь восхождения (ведь иначе сначала застой, а потом падение). Поэтому на сегодняшний день выбор оказывается невелик: либо возродятся идеи русского коммунизма, либо все проследует в том направлении, в котором движется - к вполне предсказуемому концу.