Древний человек знал, что ему угрожает соседнее племя и сезонный разлив реки. Полагался он на своё оружие и на милость богов.
Современный человек также должен понимать, какого рода опасности ему угрожают. И надеяться нам приходится прежде всего на своё знание.
В арсенале современных методов уничтожения прямые и насильственные действия (включая военные) занимают весьма скромное место. Основной тип оружия, применяемого сейчас, - это гуманитарное (бескровное) оружие. По сравнению с обычным, у него есть ряд преимуществ.
Первое преимущество гуманитарного оружия - отсутствие явного и прямого действия против жертвы. Почему это - преимущество? Потому что жертва, не видя прямой угрозы (и не распознавая косвенной!) не может мобилизоваться на отпор.
Вести войну непосредственно против общества не принято. Вместо этого атакуется не само население, а некий жизненно важный для него фактор. Допустим, социальное здоровье. Расцвет социальных болезней сам по себе уничтожает социум на корню. А сторонний наблюдатель видит, что общество, которому непрерывно помогают «гуманитарными акциями», постепенно гибнет.
Второе преимущество неклассических войн - маскировка или подмена образа врага. Современные войны ведутся так, что противник своего врага не идентифицирует. Более того, порой врагом в его глазах выступает совершенно иной субъект. Согласитесь, что в таком случае у атакующего гораздо больше шансов на успех.
Людям можно внушить, что главным их врагом является государство. Освободи народ от государства - и увидишь, как хорошо он заживёт. Сколько могут жить народы без государства? Иные не протянут и 10 лет. А кое-кому удавалось существовать без государства столетиями. Вы - хотите поставить такой эксперимент над своим народом? И стоит ли считать своим главным врагом своё государство?
Третье преимущество бескровной войны - её показная открытость. Всё, что делается против жертвы, делается публично. Более того, война ведётся под непрерывные причитания о благе жертвы. На деле, публичные действия - разрушительны, а благопожелания - фальшивы. Но противостоять таким атакам можно только осуществляя в ответ полное и столь же публичное разоблачение.
Заметим, что это третье преимущество - временное, поскольку опирается исключительно на невежество и незнание современных людей. Это невежество, конечно же, необходимо преодолевать. И тогда «срывать маски» будет гораздо проще.
Вспомним бесконечную заботу международных организаций и их российских подельников о правах детей. Всё осуществляется совершенно открыто, даже с гордостью. И действительно: самих детей никто не притесняет, им покупают памперсы и апельсины. У детей всего лишь тем или иным образом, отнимают основной фактор их полноценной жизни - родную семью. Разумеется, всячески декларируя заботу о благе ребёнка.
Заметим, что эти три преимущества обеспечивают массовость и одновременно неявность поражения. Гибнут тысячи или миллионы, а шока, ужаса, тревоги и мобилизации это не вызывает. Потому что погибель и её источник - не соединяются в сознании атакуемого субъекта. А значит, внутренние механизмы борьбы и сопротивления не включаются.
Итак, современные методы уничтожения в ряде случаев гораздо более массовые и действенные, чем в прошлые времена. Их отличает публичность и открытость. Они ударяют по нам формулировками законов и регламентов, они реализуются со страниц прессы, с экранов в кафе и с политических трибун. Почему же их никто не замечает? Словно мы живем не в XXI веке, а в XX или даже в XIX...
В серии небольших заметок мы попытаемся вникнуть в эту проблему, опираясь на статьи Анны Кудиновой из
рубрики «Информационно-психологическая война» газеты
«Суть времени».
Click to view