Viewpoints No. 68
January 2015
Middle East Program
Saudi King Abdullah:
An Assessment
David B. Ottaway
Senior Scholar, Woodrow Wilson Center
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Точки зрения Номер 68
Январь 2015
Ближневосточная Программа
Саудовский король Абдалла:
Оценка
Дэвид Б. Оттауэй
Старший научный сотрудник, Центр Вудро Вильсона
Король Абдалла, который умер 23 января 2015 после 10 летнего правления, был действительно любим своими подданными и слыл наиболее уважаемым лидером арабского мира. Он начал как реформатор, продвигавший женщин в тотально мужской мир саудовской политики и отправивший более 100 000 жителей Саудовской Аравии за границу для получения ими высшего образования в надежде на ускорение модернизации его ультраконсервативного королевства. Но Арабская Весна резко затормозила процесс реформ и вызвала серьезное ограничение прав человека, всех политических прав и защищающих их активистов.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Король Саудовской Аравии Абдалла бин Абдулазиз ал-Сауд был широко любим на родине и к концу его жизни занял место наиболее уважаемого лидера в арабском мире. Он войдет в саудовскую историю и за продвижение саудовских женщин в политику и за то, что отправил десятки тысяч саудовских студентов в Соединенные Штаты и Европу, чтобы модернизировать его проблемное королевство.
Только время покажет, двигался ли он слишком медленно в своих реформах, чтобы спасти правящий Дом Саудов от ураганных ветров перемен, охвативших арабский мир с 2011 г., с «арабской весны». Но нет никаких сомнений, что его ранние усилия по омоложению монархии застряли в ультраконсервативной исламской смирительной рубашке и проводились гериатрическими правителями, ныне вымирающими с угрожающей скоростью. Сам Абдалла официально был 90-летним, хотя некоторые исследователи оценивают его возраст в 92 года или даже выше. Новый король, 79-летний Салман также испытывает проблемы со здоровьем, что делает очень вероятным новую скорую смену в саудовском руководстве.
Абдалла был столь обеспокоен борьбой по линии королевского наследования, что в прошлом марте он сделал беспрецедентный шаг, обозначив наследника кронпринца, использовав привилегию, обычно оставляемую вновь избранному королю. На этот пост он выбрал своего единокровного брата, 69-летнего принца Muqrin прежнего начальника своей разведки и самого младшего сына отца-основателя королевства, короля Абдулазиза ал-Сауда. Этот его выбор проблематизирует на ближайшее время достижение королевского титула любым из младшего поколения «внуков».
Правление Абдаллы не обошлось без парадоксов. Оно началось в августе 2005 с сочувственного прислушивания к либеральным требованиям ускорения политических реформ. После демократических восстаний в арабском мире в 2011 он, однако, резко изменил курс, чтобы заглушить все дебаты и инакомыслие в пределах королевства. И на момент его смерти саудовским женщинам, уже получающим университетское образование, все еще запрещается водить автомобиль. Выборы консультативного совета (Шуры), распространенные в других монархиях Персидского залива, до сих пор только обсуждаются. В то же время, его правительство приняло жесткие меры, чтобы заставить замолчать сторонников политических и человеческих прав, требующих этих и других реформ. Другим парадоксом было его продвижение межрелигиозного диалога. Он организовал ряд международных конференций для содействия лучшему пониманию между мировыми религиями и учредил «Международный Центр короля Абдаллы по межрелигиозному и межкультурному диалогу» в Вене, Австрия. Однако у себя дома отношения между суннитским большинством королевства и шиитским меньшинством ухудшились, отчасти из-за анти-шиитской пропаганды, идущей от финансируемых государством саудовских клерикалов.
Абдалла сразу возненавидел арабскую весну и использовал ее восстания, чтобы поквитаться с его врагами. Он оплакивал падение египетского президента Хосни Мубарака в феврале 2011 года, осуждая президента Обаму за отказ от него.
Но он возглавил кампанию в арабском мире за санкционированную ООН и проведенную в жизнь НАТО бесполетную зону над Ливией, которая привела к отстранению Муаммара Каддафи от власти. Затем Король собрал (сплотил) Лигу арабских государств, чтобы начать кампанию по свержению сирийского президента Башара аль-Асада, открыто призывая для достижения этой цели к вооружению Свободной сирийской Армии.
Несмотря на эти парадоксы, история вполне может оценить Абдаллу как самого популярного и политически проницательного из пяти сыновей короля Абдельазиза, которые управляли королевством начиная с его смерти в 1953. Он был также признан крупной международной фигурой. В рейтинге журнала Forbes Абдалла попал в семерку наиболее мощных мировых лидеров и отмечен как самый влиятельный среди мусульман и арабов. Журнал также оценил его состояние в 18 миллиардов $, и назвал третьим среди наиболее богатых королевских особ.
Абдалла имел как минимум 36 родных и единокровных братьев (некоторые оценки повышают это число до 46), и страдал на протяжении всей своей карьеры от внутрисемейной конкуренции, порождаемой их матерями. Его собственная - Фахда бинт аль-Шураим, происходила из племени Шаммар, в то время как его основные конкуренты, так называемая Семерка Судайри, принадлежали к племени Давасир по их матери - Хассе аль-Судайри.
Тем не менее, Абдалла оказался чрезвычайно искусным в управлении семьей и в религиозной политике. Это нашло свое отражение в его успехе в сохранении поддержки со стороны реакционного ваххабитского духовенства королевства (обладающего статусом государственной церкви) даже когда он ограничивал его полномочия и влияние. Он также одержал победу над принцами Судайри, которые интриговали, чтобы заблокировать его восхождение к статусу наследного принца в 1995 году, после того как король Фахд перенес подточивший его здоровье инсульт.
Чрезвычайно плохое состояние здоровья Фахда сделало наследного принца Абдаллу фактическим правителем королевства в течение всего десятилетия до смерти короля в августе 2005 года. Даже при этом, Абдалла должен был справиться с тремя сильными наследными принцами Судайри, двое из которых умерли прежде, чем он, в то время как третий, принц Салман, является теперь новым королем. В конце концов, Абдалла возобладал над аристократической оппозицией в семейном Вассальном Совете, настояв на своем выборе Muqrin в качестве следующего наследного принца и убедил большинство членов Совета одобрить его в марте прошлого года.
Получивший образование в религиозных школах королевского двора, Абдалла оказался намного более прогрессивным правителем, и более проамериканским, чем ожидали большинство жителей Саудовской Аравии или внешних аналитиков. Покойный король начал свое восхождение к власти в 1962, будучи назначенным командующим 125-тысячной саудовской Национальной гвардией, силы, составленной частично из очень консервативных и лояльных до свирепости приближенных ко двору племен, ответственных за защиту Дома Сауд. Даже став королем в 2005, Абдалла удержал Национальную гвардию, сохранив ее как свою личную основу власти. Когда он наконец ушел с поста командующего в 2010, он удостоверился, что НГ осталась в его ветви семьи аль-Сауд с назначением его сына, принца Мутаиба, его преемником.
Несмотря на его раннюю репутацию антиамериканиста, Абдалла никогда не ослаблял своей зависимости от американского опыта и оружия в своем стремлении модернизировать Национальную гвардию. Кроме того, во время его правления Саудовская Аравия приняла план закупить американского оружия по крайней мере на 60 миллиардов $, обрекая саудовцев на долгосрочную зависимость от Вашингтона в области безопасности. В то же время Абдалла все более и более разочаровывался в президенте Обаме после того, как тот бросил Мубарака, отказался вооружить сирийских повстанцев и начал ядерные переговоры с главным конкурентом Саудовской Аравии в регионе - Ираном. В нерегиональной политике, Абдалла был верен многолетнему тесному союзу Королевства с Соединенными Штатами. Но он был глубоко разочарован их неспособностью договориться об урегулировании палестинского конфликта, выступал категорически против их решения вторгнуться в Ирак в 2003, и высказывал серьезные опсения за исход взаимодействия США с Ираном по его ядерной программе.
3
Однако Абдалла легко присоединился к возглавляемой США военной коалиции против Исламского государства в Ираке и Сирии даже при том, что он считал, что ее первичной целью должно быть ниспровержение сирийского президента Башара аль-Асада. Новый король Салман, как ожидают, не уйдёт далеко от сложившейся зависимости Саудовской Аравии от Соединенных Штатов в области безопасности. Абдалла явно надеялся войти в саудовскую историю как реформатор. Первоначально он поощрял дебаты и растущие волны общественного давления призывающие к изменениям, которые приняли форму многочисленных ходатайств от либералов, требующих избрания Совета Шуры и других шагов к конституционной монархии. Он начал национальный диалог между враждующими религиозными сектами и либералами королевства, направленные на повышение терпимости и достижение консенсуса по реформе.
На этом пути он столкнулся с жестким сопротивлением принцев Судайри, но прежде всего со стороны ваххабитских клерикалов, выступающих против любых политических реформ, прав женщин, или ограничений их собственной власти. Затем, арабские восстания начала 2011 года сделали Абдаллу намного более осторожным в стремлении к реформам и более благосклонным к резкому подавлению сопротивления защитников прав человека и гражданина.
Тем не менее, в сентябре 2011 г. Абдалла установил декретом, что женщины имеют право голосовать и баллотироваться на муниципальных выборах 2015 г. В 2013 он назначил 30 женщин в бывший до того полностью мужским Совет Шуры. Его правление видело и другие изменения в положении женщин, включая их собственные национальные паспорта и право женщин-адвокатов защищать клиентов в религиозных мужских судах. Между тем, он довел образование для женщин до точки, в которой их число превысило число мужчин в саудовских университетах.
Другая известная инициатива Абдаллы состояла в том, чтобы послать за границу более 100 000 саудовских студентов - 80 000 в одни только Соединенные Штаты - для нерелигиозного образования согласно королевской стипендиальной программе, которую он лично финансировал и которая была названа в его честь. Это произошло после того, как он в значительной степени разочаровался в реформировании доминирующей религиозной саудовской школьной системы. Он также выделил 10 миллиардов $, чтобы построить и обеспечить Научно-технологический университет имени короля Абдаллы, где он настоял на совместном обучении и работе женщин и мужчин. Когда один клерикал-ваххабит из правительства раскритиковал тамошнее «смешение полов», Абдалла уволил его.
Покойный король вновь и вновь мерился силами с ваххабитским истэблишментом (представляющим собой фактически государственную церковь) даже при том, что он является самым важным столбом поддержки семьи Аль-Сауд, и этот союз, восходит к середине 18 века, когда ваххабизм возник как определяющее пуританское кредо первого саудовского королевства. Абдалла ограничил полномочия шеститысячной религиозной полиции, известной как «Комитет по содействию добродетели и предотвращению порока». Он также назначил реформатора, чтобы обуздать их часто критикуемые эксцессы.
На закате своих лет, Абдалла ошеломил жителей Саудовской Аравии и иностранных аналитиков, решив самую деликатную политическую задачу своего царствования, изменив систему выборов короля. В 2006 году Абдалла инициировал новый процесс отбора, основав семейный Вассальный Совет, уполномоченный обсуждать, утверждать или не одобрять выбор королем наследного принца. В декабре 2007 он назначил в новую организацию 36 выживших сыновей и внуков отца-основателя короля Абдель Азиза.
4
Первый реальный тест этого совета произошёл только в марте прошлого года при голосовании за принца Muqrin в качестве следующего наследного принца, несмотря на то, что его мать была уроженкой Йемена, что ранее рассматривалось как обстоятельство, неподходящее для королевского сана. Это, возможно, содействовало отсутствию консенсуса в семье аль-Сауд по его назначению и позже станет источником нового раздора.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Мнения, опубликованные здесь, являются авторскими и не отражают позицию Центра Вильсона.