«Русский крест» - это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности. Название дал график демографической ситуации: кривые рождаемости и смертности, сближаясь, пересекаются и затем снова расходятся наподобие креста.
Россия, которую мы потеряли
«Русским» крест называют потому, что ни в одной стране мира не было ситуации, когда одновременно и падала рождаемость, и росла смертность, да еще с таким катастрофическим размахом.
Показательна точка пересечения этих кривых, которая соответствует 1992 году. Именно через год после ликвидации СССР. И вся болтовня либералов и псевдодемократов о вступлении нашей страны в новую эру развития и цивилизации на деле есть даже не просто демагогия, но информационная и идеологическая война с народом. Если обратится к цифрам, то, по данным отечественных экспертов, Россия потеряла не менее 18 миллионов человек, включая не родившихся детей, которые могли бы быть рождены, не случись распада страны и последовавшего за ним ужасающего ухудшения жизненных условий. Заметим, что директор Института демографии НИУ ВШЭ (Высшей Школы Экономики) Анатолий Вишневский в интервью корреспондента журнала «Эксперт-Урал» назвал цифру 5,5 миллионов человек, оговариваясь: «если учесть результаты переписи 2010 года».
Что же предпринимает власть в ситуации, когда страна вымирает? Каковы ответные шаги, направленные на сохранение народа и государства? В 2007 году указом президента РФ была утверждена «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Этот документ констатирует, что «с 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в два раза больше, чем в европейских странах и США, в полтора раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек». В этом примечательном документе предъявлена самая главная причина низкой продолжительности жизни: «высокая смертность граждан трудоспособного возраста». Ни в бровь, а в глаз! Нечто из серии «- Что случилось с подлодкой? - Она утонула».
Конечно, упоминаются также алкоголизм, наркомания, табакокурение и отсутствие условий для бережного отношения людей к собственному здоровью. Не забыты и формы досуга, стимулирующие здоровый образ жизни, которые развиты недостаточно. Не сказано лишь самого главного: духовный, нравственный, идеологический крах, постигшей нашу страну, повлек за собой обвальное сокращение численности народа, ее населяющего. Государственный документ, который не отражает истинные проблемы и потребности народа, есть документ мертворожденный.
Что же касается низкой рождаемости, «Концепция» выделяет такие факторы, как низкий денежный доход семьи, отсутствие нормальных жилищных условий, а также тяжелый физический труд значительной части работающих женщин. Любопытно проследить, как в жизни все это происходит. Подтверждаются ли указанные властью корреляции материального дохода и высокой рождаемостью?
В поиске ответа на этот вопрос нам помогает альтернативный статистический документ - атлас «Здоровье России», под редакцией знаменитого российского кардиохирурга Лео Бакерия. Атлас ежегодно выпускается Научным центром сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, и недавно вышло в свет восьмое издание. В нем приводится огромное количество статистических данных, по которым можно обрисовать демографическую ситуацию в России, каким болезням подвержены граждане и какими факторами эти болезни обусловлены. Итак, по статистике, Алтайский край входит в группу регионов с самым низким бюджетным финансированием. Но именно Алтай входит в пятерку лидеров по уровню рождаемости среди регионов нашей страны.
В лидерах также Тува, Чечня, Ингушетия и Дагестан. По уровню жизни, медицинской помощи и высоким уровнем безработицы эти регионы совершенно не подпадают под чиновничьи факторы, наоборот, переворачивают их с ног на голову, доказывая, что материальная обеспеченность не является базовой для воспроизводства народом самого себя. В этих республиках смогли сберечь традиционный уклад жизни, культурную, национальную и историческую преемственность поколений. И народ сохраняет себя в сложнейших экономических, политических и социальных условиях.
И вот еще, что важно: именно атлас «Здоровье России» на основе статистических данных показал неэффективность многомиллиардных вложений во все национальные проекты в области демографии и здравоохранения. Эти траты и проекты никак не повлияли ни на показатели рождаемости и смертности, ни на саму структуру смертности от различных заболеваний.
Все хорошо, но это ненадолго
В сентябре 2012 года Росстат огласил в своем отчете данные о росте рождаемости, которая впервые за эти двадцать лет превысила смертность. Об увеличении продолжительности жизни и даже об улучшении демографической ситуации в стране. Однако, эксперты предупреждают, что Россию в ближайшее время ожидают последствия демографической ямы начала 90-х. «Рост рождаемости в 2012 году - последняя хорошая новость перед начинающимся демографическим спадом и затем, через несколько лет, катастрофой. Со следующего же года во взрослую жизнь вступает поколение 90-х годов. Это означает невиданное падение рождаемости», - говорил в интервью РИА Новости председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Теперь обратимся к способам решения демографических проблем, кои властные органы предлагают в «Концепции». В ряду различных благ, которые призваны усилить, улучшить, углубить и т.п., стоит также ни что иное, как привлечение мигрантов для решения наших демографических проблем. В том, что нужна «грамотная миграционная политика», уверен и директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский, - и он же сетует, что идея пополнения населения России мигрантами не популярна среди россиян, что российское общественное мнение говорит о непонимании проблемы, и что политики должны пытаться переломить это отношение.
Но Россию нельзя спасти с помощью мигрантов. Можно наполнить роддомы их детьми. Однако, во-первых, эти дети, по последним статистическим данным, все чаще пополняют не родильные, а детские дома, и цифры поистине удручающие (в одном лишь столичном регионе за прошлый год - порядка ста тысяч отказников, брошенных матерями из Средней Азии). Во-вторых, привлечение рожениц из ближнего и дальнего зарубежья приведет к тому же, что происходит сейчас в Германии, где из четырех рождающихся детей лишь один - немец. Соответственно, возникают этнические и религиозные конфликты на разных уровнях - от бытового до политического. Нередко жертвами в этих конфликтах оказываются коренные немцы.
И самое главное.
Нельзя остановить вымирание народа обещаниями комфортной жизни. Не помогут национальные программы, с их миллиардами бюджетных денег, мотивирующими рекламными роликами и броскими лозунгами. Среди всего этого информационного шума есть одно условие, необходимое и достаточное: восстановление духовных и исторических кодов российской цивилизации, сломанных в эпоху перестройки.
Юлия Сысоева