В нашем институте физики уже около месяца идет выставка или вернее даже своего рода инсталляция под названием "Kraft des Bildes" (сила изображения). Исталляция своеобразная и даже на мой лично взгляд угнетающая. Наше новое физическое здание и так весьма мрачное, и погода сейчас стоит удручающе дождливая и унылая, а выставка смогла фактически утроить ощущение промозглой осени почти без солнца, безрадостной больничной атмосферы и острого желания упасть и уснуть, когда я по четвергам бреду к 7:30 проводить семинар по "Молекулярной физике". Очевидно, что я насколько "физик", а не "лирик", что мне пришлось обратиться к помощи прессы, чтобы написать про эту выставку что-то высокодуховное, а не просто показать пару избранных картин, снятых мною на смартфон.
Я отчетливо вижу на этих картинах кости, но скорее мумии или трупы. Дивные темы для человека, который пришел на работу, не правда ли?!
В ноябрьской статье местной газеты ("Балтийской газеты") очень профессионально и цветисто объясняется, почему Ростокская художница Вибке Лозери устроила выставку своих работ именно в Институте Физике. Курсивом в абзацах ниже написаны вольно переведенные части из статьи "Gewrungene Kunst für die Wissenschaft" (Скрученное искусство для науки). Это неспроста: помимо художественной деятельности, фрау Лозери работает на дидактике в нашем Институте и для нее наука и искусство имеют схожие корни и механизмы воздействия. Нынешний директор института проф. Штефан Шеель (у которого я одно время работала) одобрительно отнесся к идее устроить выставку в здании Института. Функциональное здание института в кампусе имеет весьма пустынный вид, а искусство - это прекрасный способ разрядить обстановку. Пустые стены действуют на ученых как чистая доска. И кроме того, ученые очень слонны вариться в собственному соку, а искусство так положительно влияет на наше ментальное здоровье.
Серия картин на фото ниже называется "Древесина Дарса". На первый взгляд на картинах можно увидеть стволы и ветви (Что? Правда что ли?), но это также могут быть тела, которые своими уверенными линиями проклевываются из темноты или расставляют акценты на белом фоне холста. Творческий процесс возникновения работ соотносится к креативность наблюдателя картин!
За инсталляционную часть арт-проект отвечает деятель по имени То Хельбиг из Шверина. Он и до этого был известен разного масштаба инсталляциями, и вот сотворил шедевр и для физиков. То, что это шедевр, я узнала лишь из статьи. Когда я впервые увидела гигантскую неровно скрученную спираль из коричневой упаковочной бумаги и фольги, свисающую на высоту трех лестничных пролетов, моей первой мыслью было:
- Зачем кто-то повесил тут какой-то мусор?
Но время идет, а "спираль" продолжает "услаждать" взор всех сотрудников и посетителей научного здания. Шедевр называется "Выкрученное" и сделан из бумаги и фольги. Этот объект одновременно массивно и легко свешивается с потолка и заполняет пустоту лестничного проема. Это творение из "выкрученного" материала создает впечатление гиганстской косы, и наблюдатель может видеть ту энергию, которая потребовалась, чтобы такое "заплести". То там, то тут проглядывает грубая коричневая бумага, но она не является дефектом, а скорее необходимые раны при выполнении такого проекта. Бумага - это очень бросающийся в глаза материал, а ее помятости и сгибы не спрячешь и они будут вызываще проглядывать на поверхности. И тем более впечатляюще действует неизменность работы.
В начале выставки были еще несколько исталляций, например: парта-пюпитр, на которой лежала открытая книга Марселя Дюшана, которой много творил в направлении "шахматы и их художестенная сторона" и которому Лозери посвятила выставку. Парта выглядела...странно, а вот объект рядом с ней был даже неплох: к потолку на лесках было подвешено множество тончайших лепестков из газовой ткани, насколько легких, что они приходили в движение от малейшего колебания воздуха.
В пару к "Закрученности" несколько маленьких "пластырей" над дверью лекционной аудитории. Пластыри меня пугают меньше трупов на первом фото, но создают устойчивое впечатление "больнички". Пара больших "пластырей" на третьем фото ниже.
Упомянутые профессором Шеелем ментальные качества пользователей здания отражены в больших и маленьких крестообразных работах под названием "Связанные", напоминающие по форме пластырь. Они заполнены шифрами, лежащими, бегущими и падающими фигурами. Там можно увидеть исцеление в его самом верном значении, не только применимо к пустынной новостройке.