Два года назад написал у себя
сообщение о том, что во дворце Алексея Михайловича в Коломенском потолковая роспись в одной из комнат представляет из себя изображение гелиоцентрической модели мира. Из чего выходило, что в 17 в., в то время, когда в католической Европе гелиоцентризм находился под запретом, в России он не был сочтен какой-то ересью или крамолой!
Оставалось, правда, одно сомнение: как известно, дворец этот был разобран около 250 лет тому назад, и только недавно воссоздан. И, может быть, художники-восстановители потолки расписывали весьма произвольно и такого изображения не было на самом деле во времена царя Алексея?
И вот, нашлись веские доводы в пользу того, что такое изображение скорее всего имело место быть!
"На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 г. была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 г. скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией" (Б.А. Воронцов-Вельяминов. «Очерки истории астрономии в России»).
Итак, астрономические изображения в Коломенском дворце были. Правда, может они представляли старый-добрый геоцентризм, а про гелиоцентризм в то время в нашей стране никто и слыхом не слыхивал? Оказывается, достоверно известно, что знакомство русских с теорией Коперника состоялось ещё до постройки дворца. О человеке, чьими усилиями это произошло, и пойдет речь ниже.
Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря иеромонах Епифаний (Славинецкий) в месте с двумя другими, неизвестными монахами осуществил перевод "Космографии" Иоганна Блеу, изданной в 1645 году (т. е. всего-то десятком лет ранее!) в Амстердаме. Озаглавлен перевод был как "Зерцало всея вселенныя или Атлас новый".
В этом труде "излагаются обе системы, сначала птолемеева, потом коперникова, в таких выражениях: «Иже суть втораго разумения, еже древле Пифагорий, Аристарх Самийский и прочие много прежде лет Аристотелевых Гиппарха и Птоломей держаху, и юже прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...», и далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы." (Святский Д.О. "Очерки истории астрономии в Древней Руси")
Следует сказать, что иеромонах Епифаний был не каким-то "подпольщиком", а достаточно значимым церковным деятелем своего временем, сподвижником патриарха Никона. Более того, автор изданного АН СССР труда "Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России" Б.Е. Райков полагал, что упомянутый перевод был осуществлен по инициативе самого Патриарха!
На картине художника Алексея Кившенко иеромонах Епифаний (Славинецкий) - одна из центральных фигур, изображен стоящим справа, в черной мантии. (Иллюстрация с сайта
http://www.foma.ru).
Конечно, с появлением "Зерцала всея вселенныя" гелиоцентризм ещё не стал "парадигмой" в России. Труд Епифания не получил слишком широкого распространения.
Тем не менее, в сухом остатке мы имеем:
- гелиоцентризм был известен в России уже в XVII веке, ещё в допетровское время;
- теория Коперника не почиталась у нас за ересь;
- первыми гелиоцентризм в Россию принесли "попы",
как бы это не рвало шаблон у воинствующих атеистов ;)