Рациональный гардероб - лирическое отступление за нумером 1. Предыдущие посты по теме см. по одноимённому тегу.
Я долго думала о том, как написать этот пост. Он, на мой взгляд, необходим, поскольку иллюстрирует фундаментальное правило композиции - для создания гармонии должно быть чётко выделено главное и второстепенное.
И в то же время этот пост из разряда "алгеброй гармонию". Проблема в том, что в композиции, конечно, есть законы, но... но они слишком замешаны на чувствах, ощущениях, интуиции. Простой, уму понятной сухой теории в композиции - минимум, и мы со студентами разбираем много-много примеров, прежде чем они начинают понимать, о чём речь. А дальше они переводят туеву хучу бумаги, километры карандашей и портят мегалитры своей и моей крови, прежде чем научаются грамотно использовать полученные знания на практике. А тут интернет, минимум обратной связи, и при этом надо просто и действенно... В общем, я в итоге сильно-сильно упрощаю, большую часть сакрального знания выбрасываю и даю самые примитивные основы. Знатоки морщат носы и плюются :)
Акценты и соподчинённость
У всех людей есть хотя бы минимально развитое чувство прекрасного. Оно базируется в первую очередь на законах зрительного восприятия (а во вторую - на воспитании, так что не стоит всецело надеяться на природу). И один из таких законов гласит, что нам комфортно воспринимать некое пространственное художественное произведение (будь то картина, фотография, скульптура, здание, ваза, кукла, украшение, костюм - продолжите список сами), если его легко, не задумываясь об этом специально, можно мысленно разделить на некие неравнозначные части. То есть что-то должно бросаться в глаза в первую очередь, потом взгляд должен как бы сам собою переходить к следующей части и постепенно соскальзывать на мелкие детали, которые изначально не заметны. И любой художник (даже презираемый серьёзными мастерами прикладник, тот же модельер или дизайнер украшений, обуви и т.д.) знает этот закон и создаёт для зрителей такой путь прочтения произведения - от общего к частному, от главного к второстепенному. Это правило называется соподчинённостью частей композиции. А самая главная её часть, привлекающая внимание в первую очередь - это композиционный центр или акцент. Правило это универсально для всех искусств, но мы рассмотрим его конкретное применение в композиции костюма.
Акцент, он же композиционный центр
Итак, акцент - главная часть композиции, то, что мы замечаем в первую очередь. Композиционный центр есть как у каждой отдельной вещи (маечки, юбочки, сумочки, тапочек и т.п.), так и у гармонично составленного ансамбля костюма (рисунок 1).
В качестве композиционного центра собранного ансамбля костюма может выступать отдельная вещь (футболка, юбка, шляпка, сапоги), деталь (воротник, карманы, рукава) или некая интересно оформленная различными предметами одежды область фигуры (область шеи в классческом английском костюме - наслаиваются воротник жакета, воротник блузки, галстук или другой аксессуар) - см. рисунок 2.
Композиционный центр может быть выделен множеством различных способов. Наиболее типичные - цветовой контраст, светлотный контраст, фигура на фоне, сравнительно сложная форма, орнамент, заполненность деталями и линиями и т.д (рисунок 3).
Композиционных центров может быть несколько (теоретически - сколько угодно, практически собрать в целостную композицию болше трёх мало кому удаётся). Но закон соподчинённости работает и здесь, и акценты должны выстроиться в некую иерархию - первый и главный, менее броский второй и т.д. Когда мы собираем костюм из отдельных вещей (а у каждой из них есть свой КЦ), множество локальных акцентов должны собраться в единое целое по закону соподчинённости. Если КЦ футболки (для простоты предположим, что это отделка) спорит с КЦ брюк (тоже отделка) - соподчинённость нарушается, и какую-то из вещей надо заменить на более спокойную (или более активную), либо закрыть КЦ футболки жакетом, кофтой или курткой.
Учиться видеть акценты удобно на минималистической моде 60-х гг. XX века. Можно посмотреть, к примеру, вот эту подборку:
http://community.livejournal.com/bygonefashion/211191.html#cutid1 (осторожно, траффик!). Там всё достаточно очевидно в подавляющем большинстве случаев, комментировать не буду.
Соподчинённость
Думаю, все уже хорошо усвоили, что восприятие костюма происходит постепенно, от каких-то броских главных частей к второстепенным и менее заметным.
Правило соподчинённости работает на разных уровнях для всех элементов композиции.
Системы (уровни) соподчинённости:
- костюм в целом (есть главный акцент, и далее по убывающей);
- форма (есть более сложные или агрессивные по форме части костюма, есть более спокойные);
- цвет и колорит (есть акцентный цвет, есть фоновые, также различающиеся между собой по активности);
- светлотные отношения (разные по светлоте цвета порождают контрасты разной степени интенсивности);
- орнаменты (есть более активные, броские рисунки, есть спокойные, а есть участки гладкого цвета, фоновые для орнаментов);
- пластика материала (летящие, драпирующиеся ткани привлекают больше внимания, чем сухие, формоустойчивые);
- фактура материала (характер поверхности также воспринимаются в соответствии с некоей иерархией);
- и т.д.
Не обязательно (и даже катастрофически редко) все эти уровни встречаются в одном костюме, чаще мы имеем дело с тремя-четырьмя системами соподчинённости одновременно. Не обязательно акценты и иерархия соподчинения для всех этих систем совпадает (к примеру, на уровне "костюм в целом" и "колорит" акцент на красной футболке, а на уровне "форма" и "пластика материала") - на "танцующей" расклешённой юбке) - рисунок 4.
О соподчинении цветов мы ещё поговорим, о сочетании орнаментов немного было в предыдущем посте. Про остальное написать не обещаю, эта тема бесконечна, в отличие от моего свободного времени.
Рекомендация: комплектуя вещи, соблюдайте правило соподчинённости. В самых простых бытовых случаях для этого не надо быть модельером, вполне хватит обыденного опыта и здравого смысла. Если не чувствуете себя уверенно - упрощайте. Например, берите одну вещь из орнаментальной ткани, а остальные подходящего цвета, но однотонные. Или одну вещь яркого насыщенного цвета, а остальные сложных цветов, контрастных по светлоте (посмотрите примеры в двух предыдущих постах, они по большей части иилюстрируют этот совет).
Контрольный выстрел в голову вопрос для осиливших сей эпохальный трактат (ответа в посте нет, надо думать этой самой головой): от каких факторов зависит расположение композиционного центра в костюме? Вопрос из экзаменационного билета, кстати :) Думайте, а я пошла делать зарядку.