О гранях женственности и механизме имиджевой коммуникации - 2

Jan 16, 2011 19:11


Продолжение, начало здесь.

ЛЮДИ! Это НЕ КЛАССИФИКАЦИЯ! Не надо искать здесь себя или своих знакомых. Это не о конкретных женщинах. Одна женщина может быть разной - под настроение. Одно и то же платье можно показать в разных образах - в зависимости от причёски, макияжа, аксессуаров и внутреннего состояния.
И здесь только некоторые возможные образы, я ж не диссертацию пишу.
Ещё надо сказать, что область применения откровенно женственных образов не так уж и велика. На работе, например, надо показывать профессиональные и личные качества, а никак не женственность (за исключением отдельных специфических работ, но это нетипично).
В общем, это просто очень маленькая часть того, что в жизни бывает :).

Гламурная женственность. Послание - "Я роскошна!". Статусность и актуальность, блеск, стремление привлечь внимание - вот что важно для гламурной дивы. Для привлечения внимания годятся отнюдь не любые меры, а лишь те, что позволяют возвыситься над толпой за счёт использования предметов роскоши, недоступных широким массам. Навязывание гламурного образа жизни средствами массовой информации привело к появлению "гламура для бедных" - юные девушки не могут позволить себе одежду люксовых брендов, и выделяются за счёт китчевых "нарядных" блестящих вещей, украшенных блёстками и стразами. Таким образом понятие гламур в наши дни совмещает две тенденции - вызывающе роскошный образ жизни или розово-стразовый молодёжный клубный вариант. Эти два течения могут забавно совмещаться у молодых богатых дев вроде Пэрис Хилтон.
Характерные черты гламурного образа наших дней - очень ухоженное тело, ногти, волосы. И вопиющая роскошь. А дальше могут быть очень широкие вариации в рамках этих двух течений. Гламур в его изначальном значении мы видим на красных ковровых дорожках и пафосных официальных мероприятиях. Это наследие образов голливудских див первой половины XX века в длиннных узких платьях с высокими перчатками и с сигаретой в длинном мундштуке. Эта разновидность гламура может иметь много общего с подчёркнутой женственностью или элегантностю, но отличается от них несколько демонстративной роскошью и некоторой непрактичностью, которая подчёркивает образ жизни избранных членов общества. Открытые плечи и ноги, меха на летней одежде, и статусные аксессуары - телефоны Vertu, часы с бриллиантами, декоративные собачки. Молодёжный гламур подпитывается культурой клубов и закрытых вечиринок, отсюда экстремальное мини, металлизированные ткани, стразы и блёстки. 





Роскошная ирония на тему, я считаю:



Красная ковровая дорожка:

























Вызывающая женственность. Этот вариант мы нередко видим на сцене, особенно у принцесс RnB. Послание - "Йо, чувак, это великолепие никогда не будет принадлежать тебе!". Мини-юбки и суперкороткие шорты, высокие сапоги или босоножки на шпильке, леггинсы не скрывающие форму ног и того, что выше, открытые животы, бюстье или короткие майки. Голую кожу оглаживают многочисленные висячие побрякушки. Очень провокационно, но безопасно для носительницы в силу того, что она либо далеко от толпы поклонников, либо окружена телохранителями, либо она чья-то женщина и за неё есть кому убить заступиться. В обычной жизни такой образ чреват неприятностями даже на закрытой вечеринке или на пляже, если девушка одна. Образ частично стыкуется с молодёжным гламуром - здесь тоже много блеска и пафоса.



















Наивно-невинная женственность. Образ простушки, романтической наивной девушки. Но слово "невинность" не зря стоит в названии этого типа женственности. Невинность - это не только противоположность распущенности, но и потенциально яркая чувственная женственность, которая может однажды распуститься из этого бутона. Как показать эту чувственность, не теряя качества невинности? Сочетанием двух вещей - утрированием романтических элементов и дозированным показом тела. Романтические элементы - это цветочные орнаменты "мильфлёр", ткани в горошек, рюши, оборки, воланы, кружево, цветочки, бантики. Розовый, сиреневый, белый, голубой, пастельные оттенки.  Показ тела здесь крайне умеренный. Характерный пример - полупрозрачные ткани и кружево, через которые просвечивают достаточно невинные части тела, например, плечи или коленки. Нередко бывают открыты ноги, это навевает ассоциации с детскими платьицами. Силуэты - X с подчёркнутой талией и широкой юбкой или ампир. Могут использоваться ретро-мотивы.  Послание - "Секс?! Что это?". Но секс, пусть в качестве антитезы, явно присутствует в этом образе, и в этом его отличие от просто наивной романтики.














 

А вот этот образ уже близок к следующей категории:



Кокетливая женственность. Основной мотив - игра, приглашение к флирту. Послание -"Смотри, что у меня тут спрятано!". Так и строится образ - на приоткрытости и намёках. Разрезы, в которые случайно видно что-то не вполне понятное, кружево и полупрозрачные ткани, линии костюма ведут к всяким интересным местам... Есть за что зацепиться глазу, есть чему заняться рукам. Корсеты, шнуровки, длинные ряды пуговиц или крючочков, которые можно долго расстёгивать. Детали, напоминающие бельё. Множество мелких сложных элементов. Тщательная проработка образа граничит с фетишизмом. Некоторая театральность, кабаре, бурлеск.
Не люблю слово "кокетство" и "кокетливый", оно имеет несколько неприятный, жеманный оттенок, но более нейтрального синонима найти не могу. "Интригующая" в чём-то близко по смыслу, но тоже немного не то.










Недорогая проститутка.  Это уже не образ, а профессиональная одежда, но мне показалось важным включить эти картинки в обзор. Послание - "Продаюсь". Всё напоказ, ни из чего не делается тайна. Максимальная открытость и доступность везде. Примитивная карикатура на прочие женственные образы. И неудачная попытка показать себя может приблизить образ, задуманный как "покажу себя красивую", к вот этой категории женщин. Открывая всё, что можно открыть, не стоит удивляться таким сравнениям, они обязательно будут.














Это лишь некоторые, причём самые простые женственные образы с обязательной демонстрацией тела. Мне хотелось на их основе показать, как исключительно визуальными средствами, при помощи одежды, причёски и макияжа может быть передано некое послание. Показать, как кодируется образ, имидж человека, одетого в костюм.

В процессе любой коммуникации, в том числе имиджевой, часть информация неизбежно теряется и искажается. Чем проще и однозначнее послание, чем меньше визуальных средств применено для его передачи, тем меньше смысла будет потеряно и искажено. И тем больше людей более-менее точно поймут, что хотел сказать автор образа. Наоборот, если мы пытаемся при помощи костюма сказать много и сразу, показать многогранность и неоднозначность, причём используя для этого самые разные художественные приёмы - разброс реакций публики будет очень широк и может включать трактовки, крайне далёкие от замыслов автора.

Так может происходить по двум причинам - по вине автора или по вине публики. Автор может быть неумелым или неопытным, не владеть выразительным языком композиции костюма. Или же публика может быть неподготовлена к восприятию сложных образов (а этому надо учиться, так же как восприятию живописи, литературы, танца - словом, любого искусства), либо принадлежать к иной культуре с иным выразительным языком.

Что касается скандальчика в ру_ниттинге, с которого я начала первый пост, то оставлю своё мнение при себе автору и публике самим выяснять, на каком этапе коммуникации у них возникли проблемы и по чьей вине. Но очень хочется пожелать любительницам "показать себя красиво, и чтобы все упали и сложились в штабеля", немного задумываться, что же конкретно они хотят сказать своим нарядом, и насколько превратно это может быть понято народом :)

P.S. Пожалуйста, не пытайтесь втиснуть каждый встреченный вами наряд в эту классификацию. Она далеко не полна. Не пытайтесь классифицировать себя - ваши образы могут оказаться за гранью этой небольшой палитры.

(С) Вероника Новикова aka eniki_beniki, январь 2011

гнусная сплетня, имиджелогия, акынские песни о костюме, дизайнерское

Previous post Next post
Up