И снова доколумбова Америндия...
В предыдущие разы мы успели увидеть, что развитые общества появились в Андах задолго до нашей эры. А во времена походов викингов на свежеиспечённую Франкскую Империю и в дни расцвета китайской династии Тан здесь тоже процветали свои государственные образования.
Для специалистов это называется позднеклассическим периодом.
На великолепном озере Титикака в эти дни процветал город-тайна Тиауанако - но правильнее Тайпикала, столица
древнего государства Пукин. Впоследствии их завоюют Колья.
Далеко на север, ближе к экватору цвели горные княжества Мочика - спустя время угасшие моче воединятся с соседями и создадут мощнейшую доинкскую
империю Чимор со столицей Чан-Чан.
(а также, несколько ранее,
Сиканскую традицию)
А к югу, на границе Перу, Боливии и Чили, крепла замечательная
держава Уари - наследница культур Лима, Наска и Паракас. Считается, что пукинцы впоследствии составили львиную долю её населения.
Хотелось бы поговорить обо всех этих развитых обществах. Но начать всё же стоит с архаики.
В частности - с культур Наска и Паракас.
ПАРАКАС
во всём его колорите
Как уже говорилось, культура Паракас процветала в первом тысячелетии до н.э., начавшись в дни максимального расвета Чавина, что сказалось на местной образотворческой традиции. Сами же паракасцы приметны своими искусственно деформированными черепами и следами успешной трепанации.
Итак, процитируем
очерк Ю.Зубрицкого:
...Начиная с середины I тысячелетия до н.э. на территории Перу поднимаются новые цивилизации: Паракас, Наска, Мочика (позднее её прямой наследник Чиму), Тиауанако.
Главные очаги цивилизации, известной ныне под названием
Паракас, находятся к югу от современной перуанской столицы. На ранних ступенях развития Паракаса особенно ощутимо сказывается культурное влияние Чавина, но и позже сохраняются мотивы: кошачьих (ягуара) и кондора в изобразительном искусстве Паракаса. Во все периоды своей истории данная цивилизация в отличие от Чавина никогда не занимала большой территории.
Археологи различают два основных периода в истории цивилизации Паракаса:
более ранний «Паракас-пещеры» и более поздний «Паракас-Некрополь».
Долгое время среди зарубежных ученых существовало мнение, что Паракас был лишь священным центром и местом захоронения. Однако исследования перуанского ученого Ф. Энгеля убедительно доказали, что Паракас во все периоды своего существования был также и населённым пунктом [5]
Культура Паракас достигла больших высот. Особое восхищение вызывают ткани Паракаса.
Ни в одной части Земного шара в столь ранний период искусство ткачества не достигло такого совершенства, как в Паракасе. Паракасские ткачи использовали самые разнообразные материалы и удивительную для той эпохи технику ткачества.
Традиции паракасских мастеров сохранялись еще долгое время.
В частности, европейцы застали ткани из хлопка и шерсти, которые своей эластичностью, гладкостью, легкостью и шелковистостью превосходили самые дорогие сорта шелка. Ещё большим совершенством отличались ткани, шедшие на изготовление одежды для Сапа Инки - Единственного Инки (таков был основной титул верховного правителя инков[6]): они изготовлялись из пуха летучих мышей[7].
Ткани Паракаса изумительны не только как высокие образцы текстильного производства. Паракасские ткачи знали секреты ярких, долговечных, полностью сохранившихся до наших дней красок. Характерно, что разные (и притом полихромные) изображения не наносились на ткани, не надпечатывалисъ, а были вытканы в процессе самого изготовления ткани.
Паракасские ткани привлекают к себе внимание разнообразием своих узоров и сюжетов (рис. 2).
Рис. 2. Ткань с изображением человека, держащего скипетр и отрубленную голову побежденного.
Культура Паракас. Музей изобразительных искусств. Лима
Паракасский «кошачий герой»
В них можно найти сложные геометрические орнаменты, изображения божеств, а также рыб, змей, людей, обезьян. Па них можно обнаружить целые таинственные сцены с участием большого количества существ, трудно идентифицируемых с реальными представителями животного мира земли.
Видимо, эти изображения запечатлели переход от тотемических верований к «очеловеченным» культам. Отсюда такие странные сочетания, как рыба с лицом человека.
Паракасцы, как и чавинцы, придерживались, по всей видимости, концепции если не единого, то по крайней мере всемогущего божества, повелителя судеб человека и всего сущего [8].
Что касается «содержания» самих сцен, то высказываются предположения, что они представляют собой разновидность пиктографического письма, т.е. содержат рисуночное «повествование» о каких-то событиях из жизни паракасского общества или же сюжеты из его мифологии.
При всем многообразии объектов изображения (в том числе и чавиноидных) на паракасских тканях превалирует все же морская тематика: рыбы, часто змеевидные, иногда рыбовидные змеи, осьминоги, крабы. Эти отдельные элементы иногда сливаются (в полном соответствии с чавинскими традициями) в единую целостную фигуру какого-то божества, в чем, как указывалось выше, нетрудно распознать отражение процесса перехода от примитивного тотемизма к более абстрактным формам языческих верований.
Другим выдающимся достижением, прославившим паракасскую цивилизацию, было высокоразвитое искусство хирургии.
С помощью инструментов, изготовленных из камня и бронзы, лекари Паракаса делали сложнейшие хирургические операции, вплоть до трепанации черепа. Понятно, что подобное хирургическое искусство в свою очередь требовало определенных знаний в области антисептики и анестезии.
Совершенно очевидно, что достижения паракасских ремесленников и ученых оказались возможны лишь при условии отделения ремесла от земледелия на основе значительного развития последнего.
И действительно, в могильниках Паракаса были обнаружены остатки маиса, арахиса, фасоли.
К этим плодам земли паракасцы добавляли обильные дары прибрежных вод Тихого океана.
Таким образом, как и в чавинском обществе,
мы видим в Паракасе наличие условий для появления прибавочного продукта, для раскола общества на классы и становления государства.
Однако можно предположить, что в отличие от Чавина общественно-политическое устройство Паракаса было не деспотическим, а скорее всего олигархическим или даже демократическим.
Такое предположение отнюдь не носит категоричный характер, поскольку оно покоится на косвенных данных, например на ярко выраженном политеизме паракасцев, на большом разнообразии стилей и жанров их изобразительного искусства и т.д.
Примерное видение облика паракасской знати и жречества
Трудно определить хронологические рамки Паракаса. Одни исследователи «отпускают» на жизнь этой цивилизации 600 - 700 лет[9], другие увеличивают этот срок чуть ли не вдвое[10].
примечания из первоисточника и полезные ссылки:
[5] F. Engel. El preceramico sin algodon en la costa delPeru. Mexico, 1964.
[6] В дальнейшем написанное с большой буквы (т.е. Инка) данное слово будет являться эквивалентом упомянутому титулу или (в редких случаях) частью собственного имени правителя.
[7] См.: P. Pizarro. Relacion del descubriniiento у conquista de los reinos delPeru. «Biblioteca Peruana», Primera Serie, t. I. Lima, 1968, p. 483.
[8] См.: С. A. Galimberti Miranda. Interpretacion de los Personajes Mitologicos del Manto N 5, del Fardo Funerario de Paracas N 27, abierto en la Universidad Nacional del Cuzco. «Revista del Museo e Instituto Arqueologico”, N 21 Junio, 1967.
[9] См.: В. А. Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. М,, 1972 (таблица «Хронология древних цивилизаций Центральных Анд»).
[10] См.: L. Е. Valcarcel. Etnohistoria del Peru Arttiguo. Lima, 1964, p. 54.
[11] См., например: W. D. Strong. Paracas, Nazca and Tialmanacoid Cultural Kolationships in South Coastal Peru. «Society of American Archaeology. Memoirs». Menasha, 1957, p. 32.
см. также:
*
http://www.mezoamerica.ru/indians/south/parakas_culture.html*
https://www.varldskulturmuseerna.se/en/varldskulturmuseet/research-collections/the-gothenburg-collection-unique-textiles-from-paracas-in-peru-/*
http://www.picturesofrecord.com/south%20american.htm*
http://www.pinterest.com/barbaraayarza/travelperu/*
http://hiddentreasures.peru.travel/behind-the-scenes-wardrobe.html*
http://www.daveswarbirds.com/icastones/08-book-implantation-of-knowledge.htm