АЙ, 14.490.
Урусвати знает ошибки современных философов, которые отрывают человека от Мироздания. Их человек является существом мыслящим, но без прошлого и будущего, притом он не имеет связи со Вселенной. Такое мышление не может слагать прогноз будущего, потому современная философия так оторвана от жизни.
Нельзя представить себе человека как бы в пустыне, где он не знает пути. Человек понимает, что существуют подобные ему твари, неизвестно откуда явившиеся и неизвестно куда проваливающиеся. Но разве можно приучить мышление к ограниченному существованию? Такое представление будет, прежде всего, скучным.
Нужно пересмотреть такое учение, которое оказывается вреднее ограниченного материализма, из него может образоваться продвижение, но отвлеченный человек не может войти в путь эволюции. Неудивительно, что многие современные философы остаются вне жизни, но мыслители должны, прежде всего, устремляться к проблемам Бытия, в которых человек занимает соответственное место. Не полезно отсекать части здорового организма. Нужно радоваться каждому мышлению, направленному к единству Вселенной. Можно жалеть, что ученые прикладных наук не могут найти связи с мыслителями. Опять мы видим мертвые разграничения и ошибки ненависти.
Скажут - невозможно быть энциклопедистом при современном развитии наук. Никто и не говорит о всезнании, но возможно уважение к знанию; так люди могут освободиться от отрицаний. В каждом предмете есть нечто, заслуживающее внимания. Истинный мыслитель может распознать эту искру истины. Также мыслитель отнесется справедливо и ко всем этапам прогресса.
Обычно люди устремляются к заключительным фазам открытий и небрежно отбрасывают все предыдущие накопления, в этом сказывается самая большая несправедливость. Среди подготовительных процессов, несомненно, бывают многие незаконченные открытия, следуя путем такого мышления, можно находить великие сокровища. Но люди предпочитают отнестись высокомерно ко всему подготовительному, таким образом теряются многие уже нащупанные, достижения. Нужно и в таких случаях применять то уважение, о котором мы говорили.
Не следует относить Мои слова лишь к механическим открытиям, то же самое применимо и к гуманитарным наукам. Главное - освободить мышление от предрассудков, которые очень различно-цветны.
АЙ, 14.506.
Урусвати может знать, что человечество будет преуспевать на научном основании, но именно эта аксиома должна быть понята. Ученые вправе считать себя носителями культуры, но будем различать многие виды ученых, среди них не много найдется признающих значение будущего познания.
Мы не будем делить науку на материалистическую и идеалистическую, надземную и земную, пусть проявляется главное основание продвижения, - психическая энергия должна быть применена к различным областям жизни. Познание не будет поступательным, если оно не будет окрылено силою всеначальною. Так, можно видеть усидчивых ученых, собирающих значительные материалы, но не умеющих сложить [их] в прекрасное открытие. Но, с другой стороны, можно найти ученых, которые даже с малыми средствами могут преуспевать и складывать полезные нововведения. Они сумели приложить психическую энергию, может быть, сознательно, или бессознательно, но они не восставали против нее.
Составьте список выдающихся ученых, которые уже работают над тонкими энергиями, и увидите, что в разных странах происходит движение, но оно лишено единения. По-своему, ученые приближаются к пониманию психической энергии. Можно изумляться, насколько они пытаются дать различные наименования, точно бы какая-то сила заставляет их уклониться от простейшего решения. Между тем, представьте себе, как могли бы взаимоусиляться разделенные между собою попытки. Они научились бы уважать исследования своих собратьев. Между тем, не видно такого уважения.
Смелый наблюдатель непременно соберет вокруг себя наиболее чутких сотрудников. Не нужно обвинять его в недостаточной специализации, психическая энергия требует широких наблюдений. Нужно собирать сведения из древнейших времен. Нельзя назвать такие записи выдумками. Наоборот, непредубежденный глаз найдет много научных указаний. Он поймет, что для целых эпох надземное и земное не были противоположениями. Психическая энергия только тогда будет увлекательна, когда она понята как связь всех миров. Наука будущего явится как источник самых возвышенных решений.
Мыслитель поучал своих последователей, что наука должна быть прекрасна, и тогда она будет беспредельна.
АЙ, 14.511.
Мысль не имеет пристанища среди признанных наук, и психология может быть единственным оплотом изучения мысли, иначе говоря, психической энергии. Сейчас особенно необходимо поставить эти вопросы на научную почву. Но для этого требуется сотрудничество целого ряда ученых, располагающих различными лабораториями.
Не стыдно ли, что до сих пор науки разделялись на отдельные лагеря, не имея связи между собою? Получается, что одни науки признаются достоверными, но другие находятся под сомнением. Конечно, такое сомнение основано на невежестве и предрассудке.
Нельзя себе представить, насколько сильны предрассудки. Нужно повторять это от дворцов и до хижин, и, может быть, самые сильные предрассудки живут во дворцах. Так нужно повторять о назначении науки.
Мыслитель поучал: "Умейте открыть дверь науке. Стыдно, если она остается в рубище на холоде.
Слышите, как стучится знание?!"