Грабли инженера Быкова. 1886

Aug 08, 2022 21:12


Фотография в свободном доступе, опубликована и в НЭБ, и в РНБ



На оригинале надпись - «употреблялись на Волге в виде опыта в течении 1883-1885 г.г.». Об устройстве:



«Грабли, землечерпательный снаряд, изобретенные инженером В. П. Быковым, употреблялись для углубления перекатов на реке Волге. Снаряд этот, подвешиваемый к двум судам таким образом, что его можно опустить на любую глубину, состоит из трех рядов зубьев. Ширина его около 6 м. Зубья в первом ряду расположены в расстоянии 18 см друг от друга, во втором на 13 см и в третьем на 4,5 см. Ряды зубьев соединены между собою с помощью тяг из полосового железа с загнутыми концами, сквозь которые пропущены болты или чеки, так что Г. могут свободно двигаться в различных плоскостях, как на шарнирах, и приспособляться таким образом к неровностям дна. Снаряд имеет впереди треугольник, за концы которого он буксируется пароходом. Грабли от собственного веса врезаются в песок и при быстром движении разгребают его, причем образовавшимся течением он уносится в сторону и складывается за косою. Этими Г. работали с 1884 г. на Чебоксарском, Гремячевском и Ширмокшанском перекатах (ср. "Известия Собрания инженеров путей сообщения", 1884 г.; также "Ж. Мин. П. сообщ.", 1884 г., кн. 4: "Грабельные работы на р. Волге", и 1886 г., кн. 5-6: "По поводу грабельных работ на р. Волге" Ю. Андреева).»

К сожалению и грабли радикально помочь не смогли:

По данным ЭНЭ, с 1872 г. для улучшения перекатов употребляли «меры временного характера: сетчатые струеотводные и щитовые плотины, изобретенные инженером Янковским, землечерпание, сосуны и грабли системы инженера Быкова. Многочисленные опыты показали, что ни одно из этих временных средств не может дать на перекатах глубины, какую необходимо иметь волжскому судоходству.»

флот, история, гидротехнические сооружения

Previous post Next post
Up