Набрел тут совершенно случайно на еще одну альтернативную техноложку: силовой водопровод. Сейчас единственной разновидностью силовой сети является электрическая. Что забавно, до сравнительно недавнего времени (начала 70-х годов XX века) существовала водяная альтернатива.
Идея, что водопровод высокого давления можно использовать для передачи энергии к разного рода механическим устройствам - кранам, лифтам, etc довольно стара - патент на этой дело получил еще в 1812 году
Джозеф Брама, также известный как усовершенствователь ватерклозета и изобретатель гидравлического пресса. Смысл идеи понятен - проще и удобнее поставить одну паровую машину, которая более или менее с постоянной нагрузкой крутит помпу и развести от нее трубы к водокачке и потребителям, чем извращаться с механическими передачами или ставить паровой движок на каждый отдельный девайс.
В 1840-е она начала применяться на практике, в 50-е был изобретен
гидравлический аккумулятор - устройство, позволяющее применять значительно более высокие давления (фактически - бочка с водой, на которую давит тяжелый груз) и технология стала применяться на практике:
Гидравлический аккумулятор в гавани Бристоля
С конца 70-х годов начали развиваться и общественные гидравлические сети.
Было их довольно много - наиболее известная (и самая видимо крупная) -
London Hydraulic Power Company, учрежденная в 1883 году и функционировавшая до 1977 года. Общая протяженность линий компании в лучшие ее годы составляла 290 километров, имела установленную мощность около 5 мегаватт и рабочее давление около 50 атм.
схема трубопроводов компании
Немного фоток хозяйства компаниии:
Здание компании на Grossvenor Road, Pilmico, 1960
Насосный зал там же, 1910
Одна из линий проходила под Темзой в
тоннеле бывшей подземки в районе Тауэрского Моста, которая выполняла функции "паромчика под рекой"(длина около 500 метров). После постройки моста тоннельчик оказался не нужен и был пристроен под водопроводные трубы:
Трубопроводы - слева - высокого даления,
справа - обычный водопровод
Гидравлический аккумулятор в помещении станции бывшей подземки
Использовалась энергия по разному - в
лифтах обычно вода толкала поршень, который либо неспоредственно поднимал лифт:
либо тянул трос:
если надо было что-то крутить использовали
ковшовые турбины, благо напоры для них там более чем достаточные.
В зданиях гостиниц и т.п., куда была подведена гидравлическая тяга, использовались водяные пылесосы: шланг втыкался в
водоструйный насосик и без рева и воя всасывал грязь и выкидывал ее в водопроводный сток.
Вот. Такая собственно техноложечка.
Автор
kouzdra:
Силовой водопровод