Из дневников Шварца о Москве, и о том, как не был построен Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах

Nov 19, 2010 12:29

Шварц очень позитивен в своей искренности. Даже, когда пишет о вещах сложных, жизненных, и этим от него "заряжаешься". Многие ли люди могут похвастать тем, что честны с собой, не говоря уже о других?
Кроме того, мне нравится, что у него есть заметки о местах знакомых мне или любому другому.
Небольшой отрывок о Храме ХС в Москве, кстати, интересен тем, что дает отсылку на историю его создания.

"23 августа 1952 г.
Храм Христа Спасителя поражал своим невиданно огромным золотым куполом, но я знал, что знатоки не одобряют его и считают просто несчастьем, что витберговский проект не был осуществлен..."
_______

Напомню, что Храм Христа Спасителя в память победы над французами первоначально предполагали построить по проекту А. Л. Витберга на Воробьевых горах в 1812 г. Но, в конце концов он был построен по проекту К. А. Тона в 1839-1859 гг. на берегу Москвы-реки, на месте старого Алексеевского монастыря.

А изначально проект Витберга, о котором более подробно с разъяснением концепции строительства можно почитать здесь, выглядел так:


Желание Александра I построить Храм непременно на Воробьевых горах (он называл их "короною Москвы") объяснялось следующим:
- в Москве "нет достаточно места, потребного для изящного здания",
- примеры расположенного за городом собора св. Петра в Риме и удаленного собора св. Павла в Лондоне,
- удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком),
- и последний довод - исторический - Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.



Александр (Карл) Лаврентьевич Витберг
(1787-1855)
По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т.е. "храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Как известно, идея Троицы - основополагающий символ христианства. Это нашло свое отражение и в проекте.

Замысел Витберга кардинальным образом отличается от проекта Тона и тем, что в основе лежало стремление помянуть всех погибших в войну 1812 года, а не только офицеров.

О масштабах предполагаемого храма дают представления следующие размеры: высота всего строения, которое должно было стать самым высоким в мире, 237 м от подошвы горы до креста. Лестница шириной более 106 м, начинающаяся в 149-ти м от набережной Москвы-реки, состоит из 5-ти террас-уступов. Высота наземной части храма 170 м, диаметр главного купола более 50-ти м (для сравнения: высота храма св. Петра в Риме - 141,5 м, колокольни Ивана Великого - 80 м, над уровнем Москвы-реки - 122 м). Площадку перед нижним храмом должны были фланкировать колоннады, каждая длиной до 640 м. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 м. Материалом для одной из колонн должны были стать пушки, отбитые у неприятеля на территории России, для другой - за рубежом.

Церемония закладки - исключительно красивая и торжественная - состоялась 12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы.
Храм должен был быть построен в течение восьми лет. Все эти годы, наряду с доработкой проекта, Витбергу пришлось заниматься и поисками материалов для строительства и способами их доставки.

Руководство строительством давалось архитектору с большим трудом. Хотя земляные работы велись в большом объеме, грунт не был по-настоящему исследован, не было точных соображений об устройстве фундамента. В неудаче с доставкой камня Витберг увидел злонамеренные действия, стоившие казне до 300 тысяч рублей. Это и другие злоупотребления привели его к решению обратиться напрямую к царю. Одновременно он предложил членам Комиссии приостановить действия "впредь до высочайшего разрешения о должном направлении дел". Получив докладную Витберга, Александр I поручил заняться делами строительства храма Аракчееву, однако тот вскоре заболел и был отстранен от дел. А через два месяца умер и Император.

Николай I приказал приостановить все работы и провести дополнительные исследования. 
В результате,  специалисты пришли к выводу: "Построение великого храма на покатости Воробьевых гор принадлежит к числу невозможностей, как то доказывается произведенными испытаниями грунта; но на вершине оных находится пространная площадка, на которой можно построить огромнейшее здание".

Московским архитекторам было дано новое задание: рассмотреть возможность сооружения храма Христа Спасителя по проекту Витберга на поверхности Воробьевых гор, за исключением нижней части здания с первой церковью. Однако была сделана оговорка, что вывод этот касается только прочности грунта, а отнюдь не возможности исполнения проекта в соответствии с правилами архитектуры, а также материалов, необходимых для строительства столь огромного здания. К докладной записке московских архитекторов было приложено особое мнение полковника Яниша, который писал, что многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого храма не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерных осадок.

Это решило судьбу Витберга и его проекта. Строительство, задуманное с огромным размахом, закончилось для зодчего трагично. Начатые работы в 1826 году были прекращены. Затем последовали Высочайшие рескрипты на имя Н.Б. Юсупова и указ Сената от 11 мая 1827 года: "Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное имущество - передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова.

В довершение всего Витберга обвинили в растрате. Суд длился долго. За это время у Витберга умерла любимая жена и скончался отец.  На руках у зодчего осталось двое малолетних детей; его материальное положение оказалось крайне шатким, а здоровье расстроенным.

Летом 1835 года долгое разбирательство закончилось. Все бывшие под судом лица во главе с Витбергом были признаны виновными "в злоупотреблениях и противозаконных действиях в ущерб казне". В покрытие государственного долга все имущество осужденных было реквизировано и продано с торгов. В том же 1835 году Витберга сослали у в Вятку с запрещением ему, лишенному средств, служить. В 1836 году он отправляется в ссылку под надзор полиции.


Лестница к Москве реке. Деталь к проекту.
"Если бы страдание за правду, - писал Витберг, - не заключало в себе некоторого внутреннего утешения и отрады, то, угнетенный долговременными преследованиями врагов своих, страдалец не вынес бы испытания, превышающего все естественные силы".

Возвращение в 1840-х годах из ссылки в Петербург обернулось для Витберга окончательной гибелью надежд на осуществление труда почти всей жизни. В 1838 году прошла церемония переноса предметов закладки храма Христа Спасителя с Воробьевых гор в Успенский собор Московского Кремля, а 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя по проекту К.А. Тона на месте Алексеевского монастыря. Последние 15 лет Александр Лаврентьевич Витберг занимался архитектурным трудом эпизодически и умер в 1855 году в нищете и безвестности.

Многие современники в своих мемуарах отстаивают честное имя Витберга. С проектом Храма Христа Спасителя связаны и звездный час, и полный крах творческих планов архитектора, который даже принял православие.
В историю русского искусства он вошел как создатель одного проекта, хотя довольно много проектировал и помимо Храма Христа Спасителя. Например, Александровский собор в Вятке (1831 год) - второе его "детище". В основу его композиции положена схема одного из вариантов храма Христа Спасителя - пятикупольная ротонда с четырьмя расположенными по сторонам света башнями-колокольнями...

Источник@
Источник@@
Previous post Next post
Up