Теперь придурки с детства без СССР. Со стороны виднее.

Jul 09, 2018 16:14

Почему советский ребёнок был умнее нынешних?

Разумеется, многие ответят следующим образом: «Потому что в Совдепе на нас свалилось лучшее (ну, почти лучшее) в мире образование, да и вообще детьми занимались все, кому не лень и даже те, кому лень - от педагогов школы до пионервожатых и тренеров, руководителей кружков, не говоря уже о родителях, которые и сами были не дураками и менеджерами, а инженерами и «кандидатами в доктора». Но даже и дураки понимали, что в моде - начитанность и набивали свои гарнитуры фасона «стенка» томами Чехова и Золя. Тут хошь-не хошь - втянешься». Всё так, но такой ответ был бы неполным.


Кружок моделирования в СССР. Фото 1970-х годов.

Посмотрите, что в Советском Союзе маркировалось, как «детская литература» и «детское кино». Если подросток-троечник к своим 10-13 годам уже проглотил всего Александра Дюма и Вальтера Скотта, залакировал всё это фантастикой Беляева, Стругацких и Казанцева, прибавив Грина да ещё папашиного Пикуля, у него в голове - быть может - образуется каша, но... Он оттуда уже вынес массу обширной информации - исторической, научной, смысловой. Потом - отфильтруется и останется главное и важное. Он уже по-другому строит фразы. Да и это не самое-самое - быстро запоминать массивы текстов и складно трепаться может и придурок.

Советский ребёнок заведомо получал высокую планку - если книжка, в которой фоном для драк является конфликт католиков и гугенотов, это - для средненького Васи, то что же тогда - для умного Вани?! Умный Ваня уже читает журнал «Иностранная литература» и самыздатовского Булгакова, которого принесла на пару дней мамина подруга. И это - только то, что было помимо школы. Безусловно, если бы и Васе, и даже Ване с детства втюхивали что-нибудь завлекательно-смешное, яркое и примитивное, они бы это смотрели с большим удовольствием. Больше того, когда в начале 1990-х на экраны хлынул поток западных мультов, мы - уже взрослые - это смотрели и радовались.

Но «Том и Джерри», равно как «Чип и Дейл» не способствуют развитию мозга. Это отличные работы, но ...не способствуют. Ещё в советской прессе писалось, что западный ребёнок растёт на комиксах, не развивающих его разум. И - целыми днями, если есть возможность, пялится в экран телевизора. Что говорить? Когда мама привезла мне комиксы из Финляндии, мы с восторгом это листали, перерисовывали и - жалели, что у нас такого нет. Но, если бы у нас всё это было, оно бы не подвигнуло нас ни к чему. Развитие - это всегда насилие над собой.

Хомо-советикусу создавали совревновательно-сложные условия, подняв планку на приличную, хотя и достижимую высоту. Вынужден врубаться. Естественно, когда стало не надо читать, люди массово перестали это делать. Ибо - зачем насиловать мозг? Лучше хавать сериалы про богатых. А в подростковом возрасте мы (ну да, за неимением иного) смотрели «Каникулы Петрова и Васечкина», персонажи которых обыгрывают «Ревизора» и «Дон Кихота». Повторюсь, Петров и Васечкин - это тот самый троечник Вася, типовой советский мальчик, а не вундеркинд.

Любая советская киносказка 1960-1980-х - это утончённый постмодернизм с массой аллюзий, которые равным образом должны быть понятны и папе, и сыну. Советский ребёнок должен был выстроить целую систему знаний, чтобы просто посмотреть детское же кино и назавтра обсудить его в школе. С бешеной скоростью создавались новые нейронные связи - вот, что тут главное. Плюс - развивалась мелкая моторика - уроки труда и музыкалка-художка после школы. Да и обычный придурок что-нибудь, да мастерил. Просто, чтобы не быть изгоем.

источник

---

культура, дети, Советский Союз, образование, правда, СССР

Previous post Next post
Up