Фольклорный праздник в Николо-Берёзовке. Нужен ли он?

Jun 04, 2012 08:59


Праздник, который никому, по большому счету, не нужен, что может быть грустнее? Маленький эксперимент: опрашиваю 15 случайный людей - в троллейбусе, в продуктовом магазине, у подъезда многоэтажного жилого дома. Опрашиваю в Черниковке обычных уфимцев, обычной внешности, русскоязычных. Вопрос один: «Знаете ли вы, что 19 мая этого года в Николо-Березовке Краснокамского состоялся фольклорный праздник?»




Фото Е. Вайднера   http://www.facebook.com/photo.php?fbid=235147319931749&set=a.235146239931857.50983.100003094476120&type=3&theater

В троллейбусе спрашивалось легко, вопрос внимательно, доброжелательно выслушивался, ответ давался обстоятельный, развернутый. В магазинчике вопрос звучал уже менее уместно, а у подъезда он казался почти неприличным, будто спрашивалось не о фольклорном празднике, а о чем-то постыдном, чуждом, опасном. И ведь дом-то, стоящий на красной линии, не самый плохой, и подъезд не самый зловонный, и час не поздний, но разговор о культуре здесь, среди немытых «Жигулей», переполненных мусорных баков, матерящейся детворы в ярких одёжках - нечто чужеродное. Здесь живут обычные люди - не маргиналы, не нищие, но, находясь в своей домашней обстановке, от вопросов культуры они далеки. В другой обстановке, не исключено, на темы культуры они беседовали бы более охотно.


Во всех пятнадцати случаях ответ был отрицательным. Нет, если бы спрашивалось в коридорах учреждений культуры или близ русских отделений филфаков, кто-то наверняка ответил «Конечно, знаю!», но факт остается фактом - на задворках большого города о фольклорных праздниках не думают. И только одна интеллигентная дама из троллейбуса, как бы извиняясь за свою неосведомленность, добавила: «Вот на Павловке будет фестиваль «Звёздное небо», не фольклорный, но всё-таки. Я знаю, потому что об этом у нас на заводе говорят».

Итак, отдадим должное фактам: большинству населения ничего не известно о проведении фольклорного праздника «Как на Каме, на реке…». Дело не в самом фестивале. О том, что в городе Октябрьском в этот же день проходил праздник кураистов, тоже никто не знал. Даже такая завлекательная деталь, вынесенная некоторыми СМИ в заголовки - приз в виде автомобиля - не улучшила ситуацию. Массовая культура жителей региона следует своим курсом, кульрутно-развлекательно-образовательные мероприятия под патронажем министерств и ведомств идёт своим путем. Две параллельные области, которые никогда не пересекутся. Что ж, не пересекаются, и ладно. Се ля ви.

Министерство культуры отправило на праздник полупустой автобус, арендованный у частной фирмочки. В автобусе ехали: два педагога  из дома детского творчества села Михайловка, фрльклорный ансамбль из БГУ «Таусень», фотограф почтенного арт-журнала, звонарб Нижегородского храма, профессиональный певецархитектор из НПЦ, кое-кто и из министерства культуры - вот вроде бы и всё. Почему полупустой автобус? В списке-то 32 человека, а ехало гораздо меньше? Вероятно, по тем же причинам, по которым фолькпраздник в Николо-Березовке прошел так, как он прошел. Примахались тирсы….

Кто как, но я при въезде в Николо-Березовку тспытываю уже привычный шок. Развалины краснокирпичных купеческих домов, впору фильм ужасов «Земля после атомного взрыва» снимать. На фоне свежей зелени - руины. А тут ещё археолог дает профессиональные комментарии: «Дома не бесхозные, они в чьей-то собственности, как организаций, так и частных лиц. Этот дом принадлежит тому-то, этот - тому-то, а вот тот дом, ранее относящийся к тем-то, был присвоен тем-то. Как видишь, в собственность честными и не очень путями дома захапали, а восстанавливать не спешат». Часть домов, правда, отремонтирована - чем ближе к храму, тем менее развалин. Восстановлены не в первозданном виде - огромный забор с стилизованным изображением зонтичного растения на воротах ансамбль явно не украшает. Впрочем, вкусы у всех разные…

Избавьте меня от длинных описаний «многонациональной деревни». Как писалось в СМИ: "Башкирская юрта, татарская, марийская и удмуртская избы - специально к празднику в Николо-Березовке выросло новое «село». В каждом дворе гостей угощали национальными блюдами и развлекали песнями и плясками. У башкир солировал курай, у татар и русских - гармонь, а удмурты сыграли на своеобразных гуслях - крезях. Все народы показали разные исторические картины, но на одну тему: как они провожали мужчин на войну 1812 года".

Многонациональное село приторговывало сувенирчиками и томилось в ожидании команды. Избы-юрты привезли администрации сельских поселений, в основном из Краснокамского района. В каждой избушке - свое настроение. Где-то откровенно скучают, где-то искренне веселятся. Моя любимая тема - казаки. Есть в Николо-Березовке своя казачья станица Уфимского отдела Оренбургского казачьего войска. Не Бельского, значит. Рядовые довольно разговорчивы, атаман, с нагайкой за голенищем скрытно-непроницаем, словно подвоха ожидает. Ну, нагайку я-то потом разглядела - сплетена из кожи по всем правилам. А вот в форме Николо-березовских казачков что-то ненастоящее, почти театральное. Поживем-увидим, может, проявят себя ребята. Чем чем, а кистенем они показательно махать умеют, нунчаки отдыхают.  Но ведь нужно ещё что-то, кроме кистеней и нагаек? Оренбургские казаки вот реальными делами занимаются.

Пожалуй, у определенной части собравшихся самый пристальный интерес вызывает инсталляция, призванная символизировать появление славянской письменности. На платформочке большая книга, из фанеры и клеенки, рядом с ней березовый чурбак-сидение и наряженныйпод монаха юноша, именуемый зрителями «писарем». Почему-то эта композиция напоминала первомайскую демрнстрацию, и не мне одной.

Ну вот он, сладкий миг - самые высокие гости оглядели «село», и колонна потешных войск двинулась на площадь. Отбой для нацсела! Резвые девчонки, не смущаясь, прямо у изб торопливо влазили в джинскики и скидывали сарафаны. Взрослые же степенно шествовали в юрты и избы - вкушать национальные блюда и пить напитки, явно интернациональные. Так происходит на каждом сабантуе или ином мероприятии подобного рода. Для тех, кто был привезен под бдительным оком сельской администрации, праздник, собственно, уже закончился. Выступили,отчитались, можно и расслабиться. А как там выступают и соревнуются, уже не важно

А вот предприниматели держались стойко. Предприниматели торговали сувенирами, снедью, квасом. Владелец антикварной лавочки из Нефтекамска поил всех желающих чаем абсолютно бесплатно. Пивез две фляги ключевой воды, самовар, заварку, сахар-рвфинад. Сожалел, что не может найти для такого случая комкового сахара. В прошлом году, рассказывает наш антиквар, от бесплатного чая шарахались, теперь уже не шарахаются, пьют в охотку.

Две леди из районной газеты «Камские зори» осуществляли подписку на свое издание. Два человека уже подписались. «Зори» - газета сельская, конкурирует с городской, нефтекамской «Звездой». «Звезда» отбирает подписчиков. Проблема.
 - Ну и как вам здесь, девочки? - спрашиваю я у коллег .
- Мы впервые здесь. Думалось, что народу будет больше, и как-то помасштабнее будет - откровенно отвечают девочки.
- И кто или что больше всего понравилось?
- Пииисарь! - восторженно выдыхают обе.

А на площади  со сцены в это время звучат речи. Жарко. На голове опытного Чванова белая кепочка, остальные жарятся. Речи слушать скчно. Кто-то, кажется Пчелинцев, начинает про «растущий валовой продукт». Действительно, как с трибуны на демонстрации. Не в формате демнстрации присутствие архиепископа недавно образованной Нефтекамской епархии.

Почему Нефтекамской, спрашивается? Почему не Николо-Березовской? Ведь Николо-Березовка самое древнее русское село на территории Башкирии, основанное еще купцами Строгановыми Село названо так в честь иконы святителя Николая Чудотворца, явленной на березе приблизительно в 1550-ом году. Известно также, что Николоберёзовскую церковь выжгли шайки Пугачева летом 1774 года. Нынешнюю каменную церковь построили в 1816 году. Позже появилась уникальная для Уфимской губернии колокольня. В 1910 и 1914 гг. Николо-Берёзовский храм посещала великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова. А что Нефтекамск? Основан в 1957 году на месте русского села Касёва, городом стал в 1963 году. Какая история, какая память отражена в названии Нефтекамской епархии? Вопрос в воздух.

Выступает и Елена Родина, как представитель Собора русских Башкирии. Говорит мало, с человеческим интонациями, улыбается приветливо. А больше от нее, кажется, ничего и не требуется. Речи закончены, начинается концерт.

Хороший концерт. Он будет идти долго. Вот только зрителей немного совсем. Концерт идёт своеобразным фоном ко всему происходящему. Самые внимательные зрители сидят на скамейках, расположенных перед сценой. Сидящих явное меньшинство, большинство же фланирует, покупает-продаёт, играет в лапту, городки и шашки, соревнуется в армрестлинге, ест шашлыки, бродит по берегу, заходит в храм.
Дамы в концертном гриме и костюмах а-ля рюс гуляют по церкви. С одной стороны, это довольно живописно. С другой стороны… Ну, вы понимаете.
В церковь заходит группа высоких гостей. Елена Родина ловко повязывает на голове платочек, суровые дамы из начальства себя подобными условностями не утруждают. Интересно, они бы и в мечеть в непокрытыми головами сунулись бы? Если бы да, сунулись - вопросов нет. Но сдается мне, что в мечеть не рискнули бы. Отсюда делайте выводы об уважении к традициям и обо всем остальном… В церкви речь идёт о восстановлении храма и возможном затоплении. Восстановят - не восстановят? Затопят - не затопят? Но ведь и так возможно - восстановят, и тут же затопят.

А чем, по большому счету, отличаются дамы из начальства от артисток в ярких сарафанах? И те, и другие играют свои роли, играют в игру. Все играю сегодня здесь. Только одни это делают непринужденно, получая удовольствие, а другие отбывают тяжкую повинность.

Продолжение следует

Previous post Next post
Up