Есть ли у нас доступная (безбарьерная) среда?

Sep 24, 2015 03:08

Сделаю небольшой обзор некоторых объектов в Самаре, Тольятти и между. В том числе, и самых ключевых. И обыкновенных, рядовых, по которым можно судить о "температуре в среднем по больнице".

Список:

Аэропорт Курумоч (старый и новый терминалы).

Самара:
- железнодорожный вокзал;
- краеведческий музей;
- филармония;
- "Икея", "Мега" (единственное не государственное учреждение из списка, а частная лавочка);
- набережная;
- пересечение Московского проспекта и улицы Революционной - пешеходные переходы.

Тольятти:
- железнодорожный вокзал;
- Центральный автовокзал;
- железнодорожная станция «Жигулёвское море»;
- Городская больница №2 им. Баныкина;
- Волжский университет им. В.Н.Татищева;
- Тольяттинская консерватория.

На завершённость анализа не претендую. У меня есть только скудный фотоматериал. Конечно, если б в распоряжении были бы, например, техпаспорта, можно было бы разобрать всё намного подробнее. Но, в принципе, ситуация и так понятна. Сделано всё очень плохо, без проектов. Могу это совершенно определённо утверждать как человек, много лет практиковавшийся в разработке проектных решений по обеспечению доступа для инвалидов в самых разных по назначению зданиях.


Единственно, практически не буду касаться темы навигации (информационного сопровождения) для слепых и слабовидящих. Вкратце я совсем недавно про неё писал, при чём по тем же объектам (МШ, Ж-Д вокзал в Самаре, набережная). Подробнее - тут.

Аэропорт Курумоч (старый и новый терминалы)
Старый терминал уже не работает, но всё равно, будет любопытно посмотреть, как там всё сделано.

Пандус на входе в терминал:
- нормативный уклон пандуса превышен;
- перила не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- поручни не только не имеют горизонтального продолжения длиной 300 мм, но значительно короче самого пандуса, что делает практически невозможным использование конструкции;
- пандус выложен скользкой плиткой, что делает его травмоопасным.




Пандус внутри здания перед входом:
- нормативный уклон пандуса значительно превышен;
- отсутствуют нормативные поручни: круглого сечения, параллельные поверхности пандуса, имеющие горизонтальное продолжение длиной 300 мм;
- поручни не только не имеют горизонтального продолжения длиной 300 мм, но значительно короче самого пандуса, что делает практически невозможным использование конструкции;
- пандус выложен скользкой плиткой, что делает его травмоопасным.




Туалеты (камеры хранения и проч.) находятся на уровень ниже зала ожидания, лестница не оснащена подъёмником.




Новый терминал с его замечательным архитектурным решением и дизайном интерьеров тоже сделан абсолютно недоступным. Некоторые работы проводились, но абсолютно бессистемно, результат пока не впечатляет. Очевидно, проекта никакого не было, всё делалось по наитию.

Перед входом есть места для парковки инвалидов, но на пути к зданию их колясочников ждут 3 высоких бордюра. Был в аэропорту 2 дня назад. На нескольких участках бордюры взломаны; вполне возможно, будут ставиться пандусы. Уже сейчас. на подгтовительном этапе, видно, что делаться это будет не совсем правильно. И проблему не решит (а возможно, это были простые ремонтные работы, кто знает).





Навигация в здании красивая и стильная, но абсолютно нефункциональная. Она должна вести посетителя от точки к точке. А тут просто бессистемно расставленные инфостенды (указателей и прочих элементов нет вообще, кстати говоря). То есть, инвалид, войдя во внутрь, просто не сможет соориентироваться, где доступный лифт, где туалетные кабинки для него и т.п. Придётся ехать к инфостойке и всё узнавать либо самому нарезать круги по вестибюлю.

Нет табло с бегущей строкой. чтобы дублировать звуковые сообщения. Нет специальных информационных устройств, с которых слабовидящий мог бы получить голосовые справки.

Отсутствует навигация для слабовидящих (тактильные дорожки и пр.) Их можно сделать малозаметными, можно сделать изящными, совсем не обязательно класть массивную плитку вырвиглазного жёлтого цвета.

Абсолютно не приспособлены стойки - информационные, билетные и т.п. Нет пониженных участков и т.п. Я уж не говорю про кафе.

Даже туалеты универсальной доступности для инвалидов сделаны неправильно:




Очевидно, имелась в виду примерно такая планировка:




Но сделано всё было без малейшего понимания. Места слева от унитаза недостаточно (там должна свободно проходить коляска), и к тому же не к месту установлена некая пластиковая конструкция (для бумажек, видимо). Унитаз расположили слишком низко (на глаз, не выше 400 мм от пола), расстояние до верха поручней слишком велико (надо, чтоб человек мог сидя на них опираться, чтоб не свалиться, это главное их назначение. Поручни с подставками - они будут мешать пересаживаться на сиденье с коляски. Не удалось найти кнопку тревожного вызова. Есть ещё много ляпов поменьше.

В общем, администрация аэропорта, если хочет получить какой-никакой результат, должна будет сначала заказать проект и по нему уже делать.
Железнодорожный вокзал (Самара)

Отсутствуют парковочные места для инвалидов.

Пешеходные пути движения внутри вокзала и на входе имеют крутой уклон, однако пандусы с поручнями отсутствуют.




Полы выстелены скользкой плиткой.

Туалет, предназначенный для МГН (в том числе колясочников) не соответствует требованиям нормативов ни по размерам, ни по сантехническому, ни по ортопедическому оборудованию.



Нет касс, приспособленных для МГН. Буфетные, административные, информационные стойки также не имеет пониженного участка со всеми необходимыми параметрами. Залы ожидания не приспособлены для инвалидов.
Отсутствуют настенные поручни вдоль путей движения.
Есть многочисленные отдельные элементы навигации, однако они не составляют системы и не способны  препроводить посетителя (независимо от категории мобильности) по объекту - таким образом, непрерывное информационное сопровождение как для слепых, так и для зрячих, в том числе для инвалидов с ПОДА, отсутствует.





По поводу навигации для слабовидящих: подробнее - тут.




Выход на перрон оборудован кустарно и бездумно. Крохотная слощадка (напомню, что колясочнику нужно разместиться на ней и иметь возможность потянуть на себя дверь). Инвалид упадёт либо с неё, либо с неудачно пристроенного пандуса. Кто будет отвечать?

И такого на вокзале много. Как будут встречать инвалидов-болельщиков на ЧМ-2018? Ну ладно, болельщики. Как самарским инвалидам пользоваться таким вокзалом?

Вердикт: заказывать проект и делать всё согласно ему, а не заниматься самодеятельностью.
Краеведческий музей (Самара)
На входе выполнен пандус.

- перила не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- нет горизонтального продолжения перил длиной 300 мм;
- поверхность неровная, имеет грубые стыки, конструкция хлипка и, по-видимому, может оказаться аварийной.




Разворотная площадка недостаточного размера:



Сделано всё очень грубо и неэстетично:



Внутри много перепадов высот. Проблемы вполне можно было бы решить с помощью пандусов и подъёмников,  вертикальных и лестничных, наклонных, но их не решали:









Один лестничный подъёмник всё же замечен (неизвестно, рабочий или нет):




Экспозиция совершенно не приспособлена для инвалидов. Ни для колясочников, ни для слабовидящих. С музеями целая отдельная история. Это сё довольно сложно спроектировать, но можно. Методика есть. За рубежом накоплен огромный опыт.

Гардероб, кафе, кассы, лекционные залы, рабочие места - ничего не приспособлено для МГН. Туалетных кабинок универсальной доступности нет.

С навигацией примерно та же история, что и везде. Есть отдельные хаотично разбросанные по зданию её элементы, ориентироваться по ним сложно. Навигация для слабовидящих отсутствует.

Филармония (Самара)
Здание оборудовано, как и все прочие в этом ряду, без проекта, хаотично. Результат практически нулевой.

На стилобате, два яруса, на каждом имеются ступеньки, к ним пристроены пандусы. Весь фокус в том, что если колясочник приблизится ко входу, он увидит только пандус на втором ярусе и не будет знать, как к нему попасть. Это самый элементарный пример, зачем нужна навигация в здании и на территории.






Вот нижний пандус (на фото входа он не виден, как нетрудно заметить, чтобы его обнаружить. надо обогнуть здание):



- нормативный уклон пандуса превышен;
- перила только с одной стороны, они не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- нет горизонтального продолжения перил длиной 300 мм.

Верхний пандус:


- перила только с одной стороны, они не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- нет горизонтального продолжения перил длиной 300 мм;
- площадка перед дверями недостаточного размера.

Билетные кассы, гардероб не приспособлены для инвалидов.

Туалетная кабинка для МГН есть. Внутрь попасть не удалось. Но уже снаружи видно, что размеры её явно недостаточны.

Лифтов и подъёмников внутри здания нет.

Система навигации как таковая отсутствует, есть только отдельные неупорядоченные её элементы. Ориентироваться по ним нельзя. На втором этаже даже встретилась тактильная мнемосхема. Непонятно, как её смогут обнаружить слабовидящие. Зачем она там, в совершенно неподходящем месте, в отсутствие других элементов информационного сопровождения для слепых.

"Икея", "Мега" (Самара)
Кое-что сделано. Правда, абсолютно бессистемно. Вот, например, одинокий бордюрный пандус на территории:


Системы безбарьерных маршрутов нет.


Вход в "Икею" - по эскалатору. Доступным вертикальным подъёмником или лифтом он не продублирован.

В ТК была сделана попытка соорудить доступный туалет для инвалидов.
Откидные поручни с обеих сторон. Но нет возможности подъехать к унитазу сбоку. С одной стороны раковина, с другой стена.





Поручни поставлены очень высоко, а унитаз слишком низко. Дотянуться до них будет нереально. Нет кнопки тревожного вызова. И вообще, ошибки тут можно перечислять очень долго - всё сделано неправильно.

С навигацией полная беда. Пиктограмки симпатичные, указатели стильные. Но ориентироваться по ним не получится. Потому что проектом никто не занимался. Дизайнеры просто сделали красивые картинки.













Навигация для слабовидящих отсутствует.

Набережная (Самара)

Почему-то считается, что на набережной всё сделано тип-топ. Это не так.

С доступностью здесь большие проблемы. Самое главное - полностью отсутствует осмысленность в работах. Вот, сделали вы пандусы вниз, к пляжу. А что внизу? Маленькая разворотная площадка. Для чего всё это? Чтобы колясочник спустился, потоптался на этом маленьком пятачке и поехал обратно?

Отмечу определённые плюсы:
- нормативный уклон пандусов соблюдён;
- поручни с обеих сторон.

Минусы
- перила не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- разворотные площадки маловаты и на них встречается тактильная плитка (зачем? надо было как-то израсходовать?)











Вот, смотрите, крепление поручней к стойкам сделано без малейшего понимания:





Инвалиду придётся перехватываться, когда он будет двигаться по ним. По-хорошему, всю эту дорогостоящую нержавейку надо демонтировать и выполнить всё верно.

На набережной есть единственный в городе доступный для инвалидов уличный туалет (и один трёх уличных туалетов в Самаре, насколько я понимаю).

Но найти его инвалидам будет непросто, потому что нет системы навигации. Навигация для слабовидящих сделана, но довольно бестолково. Подробнее можно прочесть тут.

Возможно, какая-то проектная работа по обеспчению доступа тут велась, но либо она была сделана в первом приближении, либо при строительстве на проект не очень-то ориентировались (как это часто бывает).

Пересечение Московского проспекта и улицы Революционной (Самара)
При реконструкции этого участка Московского и Революционной решили сделать их безбарьерными. Работали. очевидно, без проекта, в итоге только зря потратили материалы. По поводу тактильных дорожек, опять-таки, отошлю читателя к недавнему тексту по теме ( тут), подробнее остановлюсь на так называемых бордюрных пандусах.

Обращу ваше внимание на несколько моментов. Во-первых, смотрите, пандусы начинаются с довольно высокого приступка, высотой примерно 10 см:










Этот приступок совершенно непреодолим для колясочников, а значит, и смысл во всех этих конструкциях сразу теряется.
А ведь могут, когда хотят. Поребрик далее по Революционной, выведен в ноль. Вот он безбарьерен, в отличие от въездов на фотографиях выше:




А вот участок непосредственно после перехода:




Как видите, тут не только пандусов нет, но сам тротуар прерывается. А это значит, что улица не только для инвалидов не приспособлена, но и для вполне здоровых людей.

А вот здесь пандусы отсутствуют:



А вот интересный момент на фото ниже. Сам тротуар имеет уклон и, по сути, сам является пандусом.



Что мы видим на переднем плане? Уклон тротуара - в одну сторону, уклон пандуса - в другую. Они образуют ребор. Совершенно ясно, что если б работа выполнялась осмысленно, было сделано по-другому. Зачем создавать лишнее прпеятствие, искусственную горку?

Немаловажная деталь. Бордюры выставлены вровень с тротуаром, что недопустимо по нормативам. Слепой может оступить и угодить в грязь, колясочник случайно съехать вбок, да и просто земля будет постоянно засыпать плитку.

Что мы имеем в итоге? Полный формализм. Строительные пригады трудились, материалов израсходовано море, а пешеходные переходы так и остались абсолютно непреодолимы для инвалидов и других МГН.

Железнодорожный вокзал (Тольятти)
Парковочные места для инвалидов сделаны не верно. Неправильны даже их размеры (должно быть: 6*3,6 м).





Пандус №1:
- перила не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- отсутствуют горизонтальная площадка для отдыха (она требуется при высоте подъёма марша пандуса более 800 мм);
- отсутствует горизонтальное продолжение перил пандуса длиной 300 мм;
- отсутствуют поручни на высоте 700 мм.
В целом конструкция изначально ненадёжна и представляет угрозу.



Пандус №2:
- перила не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- отсутствуют горизонтальная площадка для отдыха (она требуется при высоте подъёма марша пандуса более 800 мм);
- отсутствует горизонтальное продолжение перил пандуса длиной 300 мм;
- отсутствуют поручни на высоте 700 мм.



Пандус №3:
- значительное превышение уклона. Применение пандуса в данной итуации нецелесообразно, необходим лестничный подъёмник.



В здании отсутствуют туалеты, приспособленные для МГН, в том числе колясочников.
Нет касс, приспособленных для МГН. Буфетная стойка также не имеет пониженного участка со всеми необходимыми параметрами.
Отсутствуют настенные поручни вдоль путей движения.
Отсутствует навигация (непрерывное информационное сопровождение) как для слепых, так и для зрячих, в том числе для инвалидов с ПОДА.



Терминалы не приспособлены для МГН.


Центральный автовокзал (Тольятти)

Была сделана попытка оснащения здания для инвалидов, но крайне неудачная.
Отсутствуют парковочные места для инвалидов.
Дорожное покрытие перед зданием аварийное, проехать на коляске затруднительно. К Крыльцу приставлен пандус, при сооружении которого было сделано множество ошибок:
- перила не непрерывны, как того требуют нормативы - они прерываются стойками, а значит, по ним невозможно передвигаться не перехватываясь (необходимо нормативное г-образное крепление для перил);
- отсутствуют горизонтальная площадка для отдыха (она требуется при высоте подъёма марша пандуса более 800 мм);
- отсутствует горизонтальное продолжение перил пандуса длиной 300 мм;
- отсутствуют поручни на высоте 700 мм.


В целом конструкция изначально хлипка и не рассчитана на нагрузки. В настоящий момент в аварийном состоянии, представляет явную угрозу.
Крыльцо находится в неудовлетворительном состоянии. Отсутствуют поручни с обеих сторон (как того требуют нормативы), что создаёт опасность для слабовидящих. Ступени разрушены, их нельзя назвать геометрически правильными (такова формулировка нормативов).
Входные двери не соответствуют требованиям доступности.



Отсутствуют бордюрные пандусы на посадочной площадке.
В здании отсутствуют туалеты, приспособленные для МГН, в том числе колясочников.
Нет касс, приспособленных для МГН. Буфетная стойка также не имеет пониженного участка со всеми необходимыми параметрами.
Отсутствуют настенные поручни вдоль путей движения.
Отсутствует навигация (непрерывное информационное сопровождение) как для слепых, так и для зрячих, в том числе для инвалидов с ПОДА.
Железнодорожная станция «Жигулёвское море» (Тольятти)

Отсутствуют парковочные места для инвалидов.
Пешеходные пути движения к станции имеют крутой уклон, однако пандусы с поручнями отсутствуют.


Лестница перед станцией не продублирована нормативным пандусом



К крыльцу не пристроены ни нормативные ступени, ни пандус. Имеются приваренные швеллера, которые не решают проблемы. Входные двери не отвечают требованиям нормативов по доступности.


В здании отсутствуют туалеты, приспособленные для МГН, в том числе колясочников.
Нет касс, приспособленных для МГН. Буфетная стойка также не имеет пониженного участка со всеми необходимыми параметрами.
Отсутствуют настенные поручни вдоль путей движения.
Терминалы не приспособлены для МГН.
Отсутствует навигация (непрерывное информационное сопровождение) как для слепых, так и для зрячих, в том числе для инвалидов с ПОДА.


На выходе из здания к перрону есть приступок. К нему смонтирован пандус ненормативного уклона, покрытый скользкой плиткой (что запрещено), не имеющий ни поручней, ни колёсоотбойников, а потому травматичный. Приступок имеет недостаточные размеры для маневра при открывании дверей.


В тамбуре также имеется ступень, что делают здание недоступным. Проблема никак не решена.


Лестницы на переходе на платформы не продублированы лифтами. Существует доступ только к 1-му пути.

Городская больница №2 им. Баныкина (Тольятти)
Часть корпусов не оснащены для МГН ни в коей мере.



Сделана попытка частичного оснащения для МГн некоторых корпусов (только входных узлов). Все попытки крайне неудачны, не привели к созданию доступности.



Поручни пандуса - только с одной стороны, на ненормативной высоте (должно быть: на высоте 700 и 900 мм), отсутствует горизонтальное продолжение длиной 300 мм.






Уклон меняется, на большей части пандуса - ненормативный. Размер разворотных площадок недостаточен для маневра. Поручни на ненормативной высоте, не достигают окончания пандуса, На одной пролёте - только с одной стороны. Поверхность пандуса очень неровная.



Уклон пандуса (фото выше) сильно превышает нормативные показатели. Отсутствуют поручни. Площадка перед дверью недостаточного размера.



Уклон пандуса (фото выше) сильно превышает нормативные показатели. Поручни только с одной стороны, не по всей длине пандуса, не имеют горизонтального продолжения длиной 300 мм. Площадка перед дверью недостаточного размера.

Не было сделано ни малейших попыток приспособить что-либо, кроме входных узлов. Отсутствуют места ля парковки инвалидов. На территории отсутствует система навигации, очень мало мест отдыха вдольпутей движения.
Тамбуры зданий не соответствуют требованиям доступности (в том числе там, где пристроены пандусы). Не соответствуют требованиям доступности административные, справочные и прочие стойки, кабинеты, палаты. Нет туалетов универсальной доступности, в большинстве корпусов нет безбарьерных лифтов или подъёмников на этажи выше 1го. Отсутствует система непрерывного информационного сопровождения, как сдля слабовидящих, так и для зрячих.

Волжский университет им. В.Н.Татищева (Тольятти)
Не было сделано ни малйшей попытки приспособить корпуса вуза для МГН





Тольяттинская консерватория (Тольятти)
Уклон пандуса сильно превышает нормативные показатели. Поручни отсутствуют. Площадка перед дверью недостаточного размера. Поручни на лестнице отсутствуют.




В общем, ни один из этих объектов нельзя назвать доступным для инвалидов, в том числе МГН.

Мои контакты:

Заславский Яков
моб.
8-9093-65-19-46
email:  zaslavsky.yakov@gmail.com
Previous post Next post
Up