(no subject)

Nov 30, 2013 10:51

Помню, в разгаре Перестройки, когда мои племянницы только пошли в школу, их там начали "слишком часто фотографировать", и это вызвало недовольство многих родителей. Видимо, администрация школы спелась с каким-то фото-"кооперативом", и съемки в классах, действительно, устраивали чуть ли не каждый месяц. Этот вопрос даже подняли на родительском собрании, и моя сестра, мать неустанно фотографируемых племянниц, пришла оттуда слегка обалдевшая.

Ясное дело, что родителям не нравилось, что за эти фотографии приходится каждый раз платить (хотя, что особенно удивительно, все эти снимки были весьма неплохи). Дело было не в этом, дело было в мотивации недовольства.

Коротко говоря, возмущенные родители полагали, что таким образом у их детей пытаются украсть душу. Что, мол, неспроста эти таинственные люди запечатлевают и запечатлевают прелестные образы их малышей, но с тайной целью, и о том, какова она, и помыслить страшно. Самая горячая возмущальщица объяснила это так:

-- У меня племянник умер, молодой, 25 лет. Их перед этим вот так же на работе снимали. Пришли - и давай щелкать, красивые снимки, под стеклом. А когда он умер, его мама разобрала рамку, стекло вынула, и смотрит - а снизу под фото подложена картонка, кусок от портрета Чехова отрезали. И там дата смерти совпадает! Ну, в смысле, и месяц и число! Вот в этот день он и умер! А?! Чего они наших детей снимают и в рамочки запихивают?! Может, стоит посмотреть?!

Когда сестра мне про это рассказала, я несколько обалдела. Вот, думаю, мракобесие, и не стыдно им. И откуда оно полезло? Потом задумалась - разве полезло? То, в чем живешь каждый день, принимаешь как данность, и не видишь в этом той сладкой, глубинной народной дикости, которая так поражает на расстоянии, - или вообще видишь в этом милую традицию, лишенную мистического содержания, - вроде привычки сначала запускать в новый дом кошку.

Скажем, в мое, якобы глубоко атеистическое, время, считалось, что, если пойти в церковь и поставить человеку свечку вверх ногами, то человек этот умрет. Несколько моих знакомиц, девушек по тогдашним меркам образованных, но брошенных мужиками, проделывали этот номер, надеясь убить разлучниц. Никогда не забуду одну почтенную немолодую женщину, которая пришла и спросила:

-- Наташа, ты ведь в церкви бываешь?
-- Случается.
-- Скажи, как поставить свечку вверх ногами?
-- Простите?
-- Ну, я купила свечек, а они со всех сторон одинаковые. И фитилек ни с одной стороны не торчит. Как понять, где верх где низ?

Тут в беседу встряла любопытная Оля.

-- Зачем это ставить свечку вверх ногами?!
-- Не важно. Наташа, как отличить?
-- Знаете, Марья Петровна, - сказала я, - это очень просто. Там сбоку надпись такая есть: "Мастерские Московской Патриархии". Вот если поставить свечку правильно - она должна идти вверх. А если вниз - то это вверх ногами.
-- Ой, - вдруг сказала Оля, - а я поняла. Я такое читала...
-- Заткнись, - коротко сказала Марья Петровна, и удалилась, не забыв меня поблагодарить.

-- Наташа, это аморально! - сказала мне Оля, - хотя про надпись, конечно, прикольно. Как ты могла?
-- Ну, никто же не умрет? - ответила я. - А женщине хоть ненадолго легче станет, будет представлять, как наглая девка подыхает в корчах. Пусть пар выпустит! - вот такой я была циничный психотерапевт даже в те далекие годы.

Было еще сравнительно безобидное поверье, что, если ты хочешь вернуть чью-то любовь, надо взять фотографию этого несчастного, проткнуть по четырем углам иголкой, потом сжечь, а пепел закопать (или съесть, точно не помню). Это бы ничего, если бы один дурковатый поклонник не спер у меня мое любимое фото и не изничтожил его таким образом. Фотографий тогда было мало, пленок никто не берег, так что фото оказалось утраченным навсегда. До сих пор зло берет, тем более, что гаденыш надеялся не любовь вернуть, а всего-навсего, как ему казалось, расположение.

Про заговоры, порчу и прочие радости, с которыми ходили к бабкам (то есть, обращались к профессионалу), я и вовсе промолчу. Расскажу только про еще одно поверие, самое упорное и распространенное, несмотря на то, насколько оно было неприятное и трудновыполнимое.

Все девочки совершенно точно знали, что, если капнуть в стакан объекту своих желаний немного своей менструальной крови, то он потом будет "ходить за тобой как собака". Вопрос был только в том, как это сделать незаметно, и чтобы "он потом не узнал".

-- Ведь, - говорили девочки в раздевалке на физкультуре, где в основном я и становилась невольным свидетелем таких бесед, - если он узнает, убьет ведь? - учитывая среду, в которой я росла, это был важный вопрос, поскольку мог запросто оказаться ни разу не метафорическим.
-- В красное вино капнуть! - авторитетно отвечали знающие девочки, - только в красное вино!
-- А в чай?
-- В чай хуже! Лучше, чтоб все пьяные были! А то вдруг догадается? Или он, или кто...

Кстати, возраст, на который приходился пик таких бесед, был где-то от 12 лет и до 14, дальше все и так все знали и обсуждали вопросы гораздо более практические и жизненные. Это к вопросу о тогдашнем целомудрии и нынешнем разложении - опять что-то такое по сетям бегает, о вреде контрацептивов и памперсов.

This entry was originally posted at http://lazy-natalia.dreamwidth.org/996330.html.

short stories

Previous post Next post
Up