ОБАЯТЕЛЬНЫЕ

Oct 08, 2014 17:45

А вот ещё одна запись из той же книги Евгения Степанова - «Про обаятельных людей». Мне встречались и встречаются такие люди. Но… здесь ведь не вся правда. Во-первых, речь идёт не о природном обаянии, а об усвоенном. Или можно так сказать: в том числе и об обаянии, которое, будучи природным, осмысленно используется в нужных случаях.
«Обаятельные люди вызывают у меня чувство настороженности. Как правило, обаятельные люди делать ничего не умеют. Они слабые. Они вынуждены быть контактными. Чтобы влезть в доверие к ближнему своему и что-то поиметь от него, а то и просто обокрасть. Я знаю немало п р о ф е с с и о н а л ь н о обаятельных людей. Всегда улыбчивые, подтянутые. Любимые слова - "Обнимаю", "Мы же друзья", "Что я могу для тебя сделать?" Потом - бац - они уже обнимают твою возлюбленную и делать нужно что-то для них. Волки в овечьей шкуре.
Мне уже давно приятнее люди угловатые, конфликтные, резкие. Эти - в большинстве своём! - что-то умеют, знают, что производимый ими товар востребован. Забавное дело: когда я только купил дачу и ещё не умел вести собственное хозяйство, я был самим общительным и радушным человеком в нашем кооперативе. Я на подсознательном уровне знал, что без помощи других людей пропаду. Как только я освоил необходимые мне дачные премудрости, моя коммуникабельность быстро стала сходить на нет».
И всё же - что делать с природным обаянием? Как быть артисту, который хочет нравиться зрителям, литератору, который общается с читателями на своём творческом вечере? Будет ли это естественным, если, покинув зал, он сбросит с себя маску обаяния? А если это уже и не маска, а истинное лицо? А если он просто хочет, чтобы в его присутствии собеседник, окружающие люди чувствовали себя легко и просто?
Видимо, речь у Степанова о каких-то деловых процессах. Возможно, о бизнесе. (Я вот сейчас подумал, что особенно обаяние идёт коммивояжёрам).
И дело не словах, которые мы можем слышать из уст «обаятельных». Однажды я встретил знакомого, - он стал журналистом. Взял мой телефон: мол, мы бы хоть как-нибудь встретились! (у меня, правда, особого желания не было). И вот он звонит, мы коротко беседуем, и он заканчивает так: «Обнимаю!» Раньше он так не говорил: я кожей почувствовал, что это у него не от души: дежурное, журналистское…
Приведённая мной запись Евгения Степанова сделана им 1999 году. Но вот его же книга интервью «Знаковые имена русской прозы и публицистики», 2013 года. Пишет о своём прекрасном товарище Артёме Боровике. Однажды они поругались. Степанов был неправ, нагрубил. На другой день Артём позвонил и предложил забыть о конфликте. «И я опять услышал его прекрасное слово: “Обнимаю“»,- завершает Степанов.
Значит, дело не словах. В конкретных людях.

Евгений Степанов, люди

Previous post Next post
Up