Сегодня умер замечательный художник
Эдуард Штейнберг. Привожу маленький фрагмент из работы "Идеографический язык Э. Штейнберга", написанной Евгением Львовичем Шифферсом, другом Штейнберга, оказавшим, в 70-е годы, сильное воздействие на его духовное возрастание. Полностью работа опубликована в сборнике "Преодоление Гутенберга: Семейный альбом" (2011), этот сборник сопровождает факсимильное издание семейного альбома Шифферса.
§ 3. Еще раз коротко о методологии подхода.
Считаю нужным еще раз зафиксировать свою методологическую позицию к вероятностному прочтению идеографического языка холстов Э.Штейнберга. Я старался показать, что круг идей, показанный выше, является традиционным для традиционного сознания. Поэтому, когда отец Павел Флоренский наставляет об "идеографическом языке" (прочти цитату), то я хочу учиться так осознавать явления, в частности "абстрактной" живописи", волево отбросив нетрадиционное словоупотребление. Я хочу поступить в "первый класс" хорошей школы, традиционной школы, но поскольку я уже не "мальчик" и многие "педагоги" нетрадиционных школ прилагали руку для клиширования моего мышления, то отбрасываю все говоренное ими... Так, как будто "их и не было", так, как будто я вновь мальчуган, ходящий в школу к дяде Павлу, моему педагогу, священнику и ученому, известному ученому, о чем я мог урывками почерпнуть из разговоров "взрослых"...
И вот я, наученный кое-чему, средний, даже плохой ученик, но хорошей школы, сейчас вот увидел холсты художника Штейнберга, верующего, немного "косноязычного" художника, который пишет (для меня, обучающегося идеографическому языку, этот глагол "пишет" имеет самое яркое, живое и конкретное значение) себе и пишет холсты, заставляющие его небольшую квартирку, хотя их у него редко покупают "случайные люди" и вовсе не покупают и не выставляют организации, от которых зависит устроение выставок и закупок. Пишет, вздыхая и молясь, отдыхая на рыбалке, на воде, отдыхая странным рыбаком, быть может когда-нибудь в будущем получащим прямое поручение Живого Бога стать и ловцом человеков. И вот, рассмотрев его холсты, я бы прибежал к живому моему наставнику и поделился бы с ним радостью о подтверждении его суждений об универсализме языка идеографии, об "автобиографическом дневнике", который ведет в глубинах своей неповторимости раб Божий имярек художник.
Этой небольшой "притчей"-моделью выражаю я, насколько могу, свой подход к работам художника.