Об ожидаемой публикации в "Волшебной горе" "Размышления о 64-м слове св. Симеона Нового Богослова"

Dec 23, 2010 00:42

Я думаю поступить следующим образом: а) дать текст «64-го слова» в переводе епископа Феофана, чтобы б) в дальнейшем брать несколько слов из него своеобразным подзаголовком, чтобы достаточно свободно и по возможности неторопливо (то есть «останавливая внимание») заносить на бумагу процесс размышления в словесных плодах его. Фиксироваться будет плод взаимодействия полей словотворчества записанного текста святого и моих «ассоциативных полей», которые я в процессе письма не буду «отключать» как в ученичестве молитве, но направлять и останавливать на определенных практических выводах из догматических определений. Методологически имеет смысл это оговаривать, ибо увлечение «наивным реализмом» восприятия текста «как написано» как-то даже утомительно затягивается; все читают «так, как написано», хотя представляют при этом (если не организуют вновь) секты, опирающиеся на Один и Тот же Текст Писания. Корректность требует учета ассоциативных полей размышления размышляющего, требует учета взаимодействия энергийных полей текста и полей ассоциаций. Фиксируемое мною на бумаге имеет важность моего восприятия текста святого как «текста жизни». Я не могу распоряжаться «чужой жизнью», мне дано право распорядиться «своей жизнью» в соответствии с волей Отца Небесного, поэтому выяснить для себя жизненную важность свидетельства преподобного Симеона мне полезно. После этого я могу поделиться (не навязчиво, вероятно) плодом с близкими мне, с теми, «чья жизнь уж почти моя жизнь…».
Сохраняя в публикации перевод Феофана Затворника, с которым работал Шифферс, редакция альманаха намерена поместить в приложении новый перевод с комментариями Александра Преображенского.
Один небольшой отрывок из слова св. Симеона и "ассоциативного поля" Е.Л.Шифферса:

а) «Поелику Господь наш Иисус Христос говорит во Святом Евангелии: всяк грех и хула отпустится человекам: а яже на Духа хула не отпустится человекам ни в сей век, ни в буду­щий (Мф. I2, 31), то надлежит нам исследовать и познать, что это за хула, которая бывает на Духа Святого? На Духа Свято­го хула есть, когда кто действия Духа Святого приписывает дьяволу, как говорит Василий Великий».

Православное учение никогда последовательно не остав­ляло за клиром право «учить». В большей или меньшей степени православные слушают своих святых, но твер­до знают, что сама по себе «хиротония» никакой непогреши­мости не дает2), не прибавляет ничего такого, для «святости», чего  бы  как «залог» не получил  помазанник  Духа Святого (хри­стианин) в таинстве святого крещения и таинстве миропомаза­ния, чтобы в единоумии и единолюбии Церкви возноситься в бескровной жертве к Отцу как Ипостасному источнику Святой Троицы. Исследование Писания всячески рекомендуется право­славным, исследование смиренное и молитвенное, учитываю­щее опыт святых  в «толковании» писания, то есть в трансляции их святого  понимания  Писания. Такой процесс «учета» необходим, ибо языковой и понятийный аппарат каждовременности достаточно засорен «профаническими»  ассоциациями, которыми отпечатлено соз­нание почти каждого. Термины Писания иногда некорректно употребляются в метафорическом смысле, входят в обыденный обиход, обрастают еще и еще неуловимыми ассоциативными полями, - поэтому  учет  опыта святых, которые нечто говорят о своем понимании Писания, предельно полезен, чтобы посильно приближатъся к адекватности понимания. Писание переводится на разные языки. Если даже этот перевод сделан молитвенно, то ассоциативные  связи языка, на который переведено Писание, остаются у человеков, которые подвержены скорее считаться вот с этой релятивностью, нежели с релятивностью текста Писания, которое теперь переве­дено на иной язык.  Приведу хотя бы один пример необходимо­сти учета понимания наиболее употребительного термина Пи­сания, а именно: «Царство Божие». Писание свидетельствует, что трагическое разногласие в понимании этого термина наличествовало между Богом и израильской иерархией, разногласие столько трагическое, что Бога обвинили в «богохульстве» и отдали на мучительную казнь! И приведу три свидетельства святых-отцов-догматистов, отцов, чье молитвеннее делание в диалоге с Духом Святым отстояло и утвердило православное свидетельство о Святой Троице, а именно: св. Афанасия Вели­кого, св. Василия Великого, св. Григория Богослова. «Царст­вие Божие не иное что есть, как вкушение будущих благ, то есть созерцание и ведение  Бога, сколь­ко доступно это душе человеческой» (Св. Афанасий, «Из бесед на Матфея, 6, 33»). «И не иным чем, братия, почитайте Царство Небесное как истинным разумением Сущаго, которое в Божественных Писаниях называется и блаженством… Царство Небесное есть созерцание» (св.Василий, «К кесарийским монахам»).  «Что же такое царство? Созерцание Бога, Его славословие и песнопение совокупно с ангелами» (св. Григорий, «Определения, слегка начертанные»).
Previous post Next post
Up