Слово-то какое - «халтура». Почему халтура? Когда подворачивается левый заработок, стараешься сделать его так, чтобы потом тебя еще раз пригласили. Много раз. Категорически не согласен со словом. Но использую)
Летом 2008 года знакомый оператор подошел ко мне в коридоре Останкино, взял за локоть и заговорщицки просипел:
- Есть замечательная халтура!
- Опять про маньяков?! - отшатнулся я.
- Наоборот, - улыбнулся Армен, - про святых.
- Так это ж другое дело! Сколько платят?
Работу предложили интересную - состоятельные люди задумали цикл образовательных фильмов о храмах Чеховского района. Продолжительность -15 мин. Все по-взрослому: сценарий, свет, звук, ведущий в кадре.
Сценарий я написал за два дня. В кадр решили завести настоятеля Анно-Зачатьевской церкви Александра Сербского. Съемку назначили через неделю.
В следующие выходные Москву накрыло жуткой грозой. Эти, как их? - хляби небесные разверзлись и в прореху на город рухнули громымолнии и ливень, как из ведра.
- фигня, - уверенно сказал Армен, - нам снимать два дня и если за седня не успокоится, завтра точно все сделаем.
И мы поехали. От Москвы до Чехова - чуть больше 70 км. Когда мы въезжали в этот подмосковный городок , вокруг пели птички и ласково светило солнце. Дождем и не пахло. Мы быстро расчехлили аппаратуру и стали ждать своего ведущего.
Александр Сербский не опоздал и не задал вопроса, где мой гример. Поздоровался, разрешил попудрить себе лоб, повторил текст и, глубоко вдохнув, сказал:
- я готов.
Отец Александр - отличный рассказчик и в кадре держался практически безупречно. После третьего дубля первого стендапа он пошутил:
- ну, вот я и поп звезда!
По сценарию кино начиналось так:
Рассвет над рекой. Птички поют. Мостки с лодками. Солнце через колосок - крупно. Шумит родник. Из-за кадра нарастает светлое церковное песнопение. Удар колокола - в кадре появляется храм. Второй удар колокола - микшером другой храм. Третий удар колокола - еще один храм… Четвертый удар - с верхней точки камера берет статично панораму города, на которой видно сразу несколько церквей. Солнце играет на их куполах. Пятый удар колокола - начинается колокольный перезвон. В кадре - крупно звонница. Отъезд от колоколов до ведущего в кадре, который стоит на фоне панорамы города.
- Город Чехов. Когда-то на этом месте стояли деревни Бадеево, Садки, торговое село Лопасня и усадьба Зачатьевское. Принадлежали они Московскому великому княжеству.
- Первые упоминания о Лопасне можно найти в Ипатьевской летописи. 1175 год… Почти тысяча лет прошло!.. Эта земля видела и помнит многое… Маленький уголок великой России.
- Стоп! Снято! - сам себе скомандовал Армен, перегнулся через ограждение люльки и крикнул водителю подъемника, - опускай!
Кадры хроники облупленных стен и главного купола. Камера опускается до руки, которая ставит свечу. Добавляем цвет. Отъезд от свечи.
Зрители видят храм в лесах. Реставрация еще не закончена. Видно как на лесах работают художники. В кадр входит ведущий.
- Анно-зачатьевская церковь за несколько месяцев до освящения.
Отец Александр подходит к лесам. Берет в руки тряпочку и подает ее художнику-реставратору.
- Работы по восстановлению храма почти завершены. Три года художники-реставраторы по крупицам воссоздавали то, что было уничтожено советской властью.
Ведущий начинает подниматься по лесам.
- Сейчас трудно поверить, но 46 лет назад вдоль этих стен, чуть ли не до самого купола стояли ящики с вином. В 1962 году Лопасненский храм превратили в винный склад! Фрески, которые вы сейчас видите, были полностью утрачены. Восстановить их помогла вера.
ведущий подходит к художнику-реставратору, тот говорит несколько слов о своей работе.
- Технология восстановления простая. Как и триста лет назад - все руками.
- Помимо фресок, Анно-Зачатьевская церковь лишилась пятиярусного золоченого иконостаса и всей церковной утвари. Все было разграблено или уничтожено. Но резные рамы иконостасов, устроенных в 19-м веке, уцелели. Чудом!
Общий план. Рядом с калиткой перед входом в церковь стоит бабушка-нищенка.
С этой старушкой вышла такая история. Пока Армен снимал внутри храма, я вышел покурить за ворота. Подходит бабушка. И аура у нее, мягко говоря, не белая. Старушка с ходу начинает бурчать на весь свет. Спотыкается об меня и приходиться вступить в разговор.
- Может, не все так плохо?
- Как же не плохо, сынок? Валька, вон опять козу свою на мой огород напустила! А у меня там и редиска, и морковка, и… эх!..
Бабушка сокрушенно машет свободной от палочки рукой.
- Зато солнце какое и со здоровьем у вас неплохо, если вы такой огород своими руками - восхищаюсь я старушкой.
- А и то правда, сынок.
И бабушка перекрестилась.
Панорама по площадке от нищенки до холма, с которого спускается ведущий. Камера - наезд.
- На первый взгляд может показаться, что Анно-зачатьевская церковь находится гораздо ниже уровня рядом стоящих домов.
Ведущий присаживается на корточки и показывает руками уровень земли.
- Так и есть. Этот слой был нанесен временем. Почти метр. Брошенный на произвол судьбы храм, постепенно погружался под землю.
Ведущий подходит к калитке церкви. Свободно открывает ее. Заходит на территорию храма.
- Сейчас здесь можно свободно пройти. А год назад калитку невозможно было открыть - вросла в грунт. Церковь в буквальном смысле слова пришлось откапывать.
- Чтобы очистить территорию храма потребовалось убрать несколько сотен кубометров земли. Работали с величайшей осторожностью - здесь ведь церковный погост.
Отец Александр идет по дорожке вдоль храма к надгробным памятникам Васильчиковых.
- Захоронения князей Васильчиковых… Фамилия эта стала известна в государстве российском во многом благодаря тому, что одна из жен Ивана Грозного принадлежала к этому древнему и знатному роду. Надгробия Васильчиковых сохранились лучше других. И расположены они у самых стен храма. И не только потому, что здесь находилось родовое имение князей…
Меняем точку съемки. Отец Александр обходит могилы Васильчиковых.
- В 1689 году стольник Савва Лукьянович Васильчиков - а стольники в 17 веке были влиятельными вельможами при государевом дворе, - Так вот, стольник Савва Васильчиков пожертвовал деньги на строительство этой церкви. Корысть у царедворца была одна - у Васильчикова долгое время не было детей.
- По преданию супруге его Анне … задремавшей подле иконы Зачатия Пресвятой богородицы после долгих молитв, было видение. Икона будто заговорила с молельщицей и повелела, чтобы муж ее заложил на этом месте церковь. И Бог тогда дарует им долгожданное чадо.
- Зачала Анна Васильчикова в самом начале строительства храма. А через положенное время родила дочь, которую нарекли Марией. В 1694 году церковь была закончена и освящена в честь святой праведной Анны зачавшей Богородицу.
Ведущий уходит от могил Васильчиковых. Останавливается, поворачивается на другую точку съемки.
- С тех пор, поместье князей Васильчиковых носит название Зачатьевское…
Ведущий идет вдоль восточной стены храма. Входит в трапезную церкви.
- В 1821 году потомок Саввы Васильчикова, Николай Иванович Васильчиков пристроил к Зачатьевскому храму трапезную с приделами во имя святителя Николая и в честь Зачатия Иоанна Предтечи.
- Несмотря на смешение архитектурных стилей, церковь гармонично объединила в себе и московскую и классическую школы храмового зодчества.
Ведущий подходит к могиле жены Пушкина.
- Ребят, может, на сегодня все? - взмолился отец Александр, - поужинаем. Потом отдохнете, а завтра продолжим.
(на этом месте могла бы быть ваша реклама)
И мы поужинали.
Да, в Чехове нет наркотиков, проституток и гопников. Всё это мы выяснили с Арменом, разыскивая первое, второе и третье в ночном Чехове. (шутка)
Гулять по городу можно без опаски. Почему? Солидные люди так решили. Живут они здесь.
Армен - продюсер, оператор, оператор-постановщик и осветитель в одном лице.
В 7. 00 мы должны были успеть к заутрене. Ради красивого кадра отец Александр обещал достать Крест мощевик. Обычно его извлекают из предела во время праздничных богослужений. Для нас сделали исключение.
Торжественный вынос креста мы про…спали.
- Да не расстраивайтесь вы так! - успокаивал нас отец Александр, - сейчас закончим то, что вчера не успели, а крест мы вам во время обеденной службы еще раз вынесем. Вы потом смонтируете.
Отец Александр на ходу постигал телевизионную премудрость.
И мы начали.
- Через семь лет после постройки трапезной, в 1828 году, Николай Васильчиков начал строительство трехъярусной колокольни с ротондой и шпилем. По ее лестнице я сейчас и поднимаюсь.
- 40 метров над землей…Михаил Афонькин - звонарь Анно-Зачатьевской церкви - каждый день преодолевает этот подъем и дарит жителям Чехова музыку колокольного перебора.
Звонят колокола. Показываем нарезку из красивых планов Чехова. Это могут быть не только дома и природа, но и люди с красивыми одухотворенными лицами. Возраст не важен. Дети - обязательно!
Микшером заводим картинку на шпиль Анно-Зачатьевской церкви.
- Интересна судьба этого шпиля. В 60-е годы прошлого столетия хрущевские борцы с «последним попом» попытались сорвать со шпиля крест.
Статичный стендап мы решили оживить сменой точек съемки. Армен еще раз пригнал подъемник и снимал всю эту красоту с нескольких точек.
- Но кованая конструкция выдержала. Лишь немного погнулась… Вандалы оставили все, как есть, не завершив начатого. 44 года церковь простояла с изогнутым шпилем.
вертикальная панорама с подъемника. Отец Александр идет вдоль стены трапезной.
- За несколько лет восстановительных работ. Анно-Зачатьевская церковь обрела новую жизнь. Пожалуй, только стен храма не коснулась реконструкция. Сложены они были на века.
Отец Александр открывает замурованную дверь, которую обнаружили во время реставрационных работ.
- Эта дверь долгие годы была закрыта. Точнее замурована. Реставраторы обнаружили ее случайно. Под внешним слоем современного кирпича неожиданно проступила арка со следами резьбы по камню.
Так был восстановлен замысел архитектора, создавшего проект церкви более трехсот лет тому назад.
Тяжелая кованая дверь - в полиэтилене.
- это чтобы раньше времени не изгваздали, - объясняет отец Александр.
Отец Алесксандр выходит на крыльцо и двигается в направлении могил потомков А.С. Пушкина.
- Наталья Николаевна Пушкина-Ланская - вдова великого русского поэта - приезжала в усадьбу Лопасня-Зачатьевское к своему старшему сыну - Александру Александровичу Пушкину на крестины внука.
- Это путешествие стало для Натальи Николаевны последним - по дороге из Москвы в Петербург она простыла и в скором времени умерла.
- Надгробия на могилах родственников Пушкина в советское время тоже пострадали - с них были сбиты кресты. От мракобесия памятники не уберегла даже ТАКАЯ знаменитая фамилия.
На этих словах отец Александр убирает небольшую решетку, которая загораживает тропинку к могиле жены поэта. Ловит наши вопросительные взгляды, улыбается и тут же объясняет.
- да, подойти к надгробию может любой. И все бы так и делали. Если б не эта решеточка, тут бы все вытоптали. Видите? А ведь эту травку и цветы мы высаживаем каждый год.
общий план внутри храма. Люди молятся, ставят свечи к иконам.
Настоящие прихожане - это очень хорошо! Но нам была нужна подстава. Попробуйте снять всамделишного человека так, чтобы все было как нужно. Поверьте, это трудно. Проще нанять дублера.
Подставой стала наша Девушка.
В роль она вошла быстро.
Армен командовал Девушке, куда нужно встать и что сделать, а я в этот момент увлекся съемкой крестин.
Близко не подходил. Никому не мешал. И началось.
- срам какой! Грех это! - зашипела у меня из-под руки невесть откуда появившаяся старушка.
- бабуль, - нас на съемку благословил настоятель храма.
- сейчас, сейчас… я вам устрою благословление, - и бабушка растворилась среди прихожан.
Через минуту передо мной стоял священник. Не поленился, оставил обряд крещения, подошел.
- вы на каком основании снимаете?
- мы работаем с разрешения отца Александра.
- подождите, я уточню, - и священнослужитель вышел из церкви.
Мы продолжили работу.
Честное слово, когда я смотрю в визор камеры, ничего вокруг не вижу. Поэтому следующий кадр выбил меня мгновенно и надолго - священник, который только что хотел выдворить нас из храма, стоял передо мной на коленях и лбом бился о каменные плиты 17 века!
- вы что делаете?! - чуть не заорал я, - перестаньте немедленно!
- это отец Александр на него епитимью наложил, - разъяснила мне все та же шипящая старушка, - пока всех поклонов не отобьет, не встанет.
- простите меня великодушно, молодой человек - священник поднялся с колен.
- это вы меня простите ради Бога, - краснея и бледнея, промямлил я и выскочил из цервки.
Стою, курю, думаю - вот ведь стыдоба. Из-за моей работы пожилой человек перед своими прихожанами так подставился. В храм заходить уже нет ни малейшего желания. Рассматриваю только что сделанные снимки.
- молодой человек, - мужчина в хорошем костюме смотрел на меня с некоторой брезгливостью.
- да?..
- вы только что снимали, как крестили моего сына.
- это наша работа.
- сколько будет стоить, уничтожить исходники? - и мужчина полез в карман пиджака.
- значит так, это будет бесплатно! Вот, эти кадры. Видите? Теперь их нет - и я нажал на камере кнопку delete.
- спасибо, - невозмутимо сказал мужчина и прошел к машине, где его ждала супруга, сын и двое охранников.
В храм я все-таки вернулся. Нужно было еще интервью с одной из прихожанок. Баба Настя - чудесная женщина. С душераздирающей историей.
Потом мы снимали чудодейственный источник и думали, на каком плане уходить в титры. А я увидел вот его…
…он сидел и чего-то ждал. О том, что по нему сейчас идут титры, не догадывался.