Кале, Франция. Холодным вечером в одной из лавок за кражу бутылки вина арестована плохо одетая женщина. В тюремной камере она рассказывает о своей жизни и трагической любви. Это была печальная исповедь знаменитой Леди Гамильтон.
Эта история началась в теплом Неаполе. Юная Эмма (Вивьен Ли) знакомится с послом Британии лордом Гамильтоном (Элан Маубрэй) и вскоре выходит за него замуж. Брак по расчету не смущает ни знатного немолодого лорда, ни юную красавицу. Их спокойному сосуществованию приходит конец, когда на одном из светских приемов Эмма знакомится с адмиралом Нельсоном (Лоуренс Оливье).
Страстное чувство, овладевшее ими, было так сильно, что, несмотря на разговоры и осуждения высшего света, они стали жить как муж и жена. Оставаясь формально в браке, супруги обоих сочли за благо просто не замечать происходящего. Счастье Эммы было недолгим, и после трагической гибели Нельсона в битве при Трафальгаре жизнь для неё потеряла весь смысл.
Эмма Гамильтон умерла от цирроза печени вследствие алкоголизма 15 января 1815 года в Кале, где она скрывалась от своих кредиторов. Несмотря на молчание официального Лондона, на её похороны пришли все капитаны и офицеры стоявших в Кале английских кораблей, надев парадные мундиры.
Эмма Гамильтон, леди Гамильтон (англ. Lady Emma Hamilton; 26 апреля 1765, Честер - 15 января 1815, Кале) - любовница британского адмирала Горацио Нельсона. Благодаря своим скандальным любовным интригам, красоте и художественному таланту леди Гамильтон была в конце XVIII - начале XIX века настоящей европейской знаменитостью.
Эмма Гамильтон, урождённая Эми Лайон (англ. Amy Lyon), родилась в Честере, в английском графстве Чешир. После смерти своего отца-кузнеца она воспитывалась у дедушки и бабушки, а её мать зарабатывала на жизнь, торгуя углём.
С 1779 года Эмма проживала в Лондоне, где пошла в услужение. К 1782 году она уже успела заслужить скандальную известность, став любовницей нескольких мужчин и поучаствовав в обнажённом виде в представлениях шотландского шарлатана Джеймса Грэхэма в качестве богини здоровья. В шестнадцать лет Эмма забеременела. Родившегося ребёнка она отдала на воспитание своей бабушке, а сама, сменив имя на Эмма Харт (англ. Emma Hart), осталась в Лондоне в качестве сожительницы Чарльза Гревилля, который и представил её своему дяде, сэру Уильяму Гамильтону, послу Британии в Неаполитанском королевстве. В 1786 году Эмма поселилась в Неаполе в доме 56-летнего британского посла. В 1791 году сэр Уильям и Эмма поженились, чем вызвали большой скандал в кругах английской аристократии.
Карикатура на живые картины («аттитюды») Эммы Гамильтон. 1790-е годы
В Неаполе Эмма занималась искусством: для знаменитых гостей она проводила представления живых картин, изображающих классические произведения искусства. Среди почитателей её искусства был и Гёте. Благодаря своим представлениям, которые Эмма называла «аттитюдами», она завоевала славу артистки, которую, по мнению историка искусств Ульрике Иттерсхаген, можно сравнить со славой Мэрилин Монро в XX веке. Красоту Эммы Гамильтон запечатлели на своих портретах художники Джордж Ромни, Ангелика Кауфман и Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн.
К этому периоду времени относится близкая дружба Эммы с королевой Марией Каролиной Австрийской, супругой Фердинанда IV Неаполитанского. Благодаря королеве Эмма познакомилась с английским адмиралом Горацио Нельсоном и стала в 1798 году его возлюбленной. Сэр Уильям, очевидно, терпимо относился к этой связи, по некоторым мнениям, даже поощрял её. В 1800 году любовный треугольник переместился в Лондон, обеспечив местные газеты скандальными заголовками. В 1801 году родилась дочь Эммы и Нельсона Горация. Сэр Уильям умер в 1803 году. После его смерти Эмма Гамильтон поселилась с Нельсоном в небольшом домике в Уимблдоне на юге Лондона.
Живые картины (фр. tableaux vivants) - вид пантомимы, композиции, представляемые позирующими людьми в подражание известным художественным произведениям или же воображаемым картинам и скульптурам.
Томас Роулендсон. Аттитюды Эммы Гамильтон. ок. 1790.
Исполнением живых картин прославилась Эмма Харт (в замужестве - леди Гамильтон). Её способность принимать разные позы, менять выражение лица, оттенять свои живые картины игрой шалей, обнаружил художник Джордж Ромни, натурщицей которого она была[1]:31. Свои представления-«аттитюды» (то есть позировки), изображающие античные произведения искусства, Эмма проводила в богатых особняках и в аристократических салонах. Гёте, посетивший в 1787 году дом лорда Гамильтона, британского посланника в Неаполитанском королевстве, оставил описание такого представления в своём «Путешествии по Италии»:
Кавалер Гамильтон... заказал ей
греческую одежду, которая к ней очень идёт; при этом она распускает свои волосы, берёт несколько шалей и делает целый ряд изменений в позах,
жестах, линиях и т. д., так что под конец просто кажется, что грезишь. То, что столько тысяч художников желали бы изобразить, видишь здесь совершенно готовым в движениях и неожиданных изменениях. Она является стоящая, коленопреклонённая, сидящая, лежащая, серьёзная, печальная, насмешливая, страстолюбивая, кающаяся, ласкающая, грозящая, робкая и т. д.; одно сменяется другим, одно вытекает из другого. Она умеет для каждого выражения приноровлять и изменять складки покрывала и делает себе сотни различных головных уборов одними и теми же платками. Старый кавалер светит ей при этом.
- И. В. фон Гёте. «Путешествие по Италии».
В качестве источника для вдохновения Эмма использовала коллекцию античных ваз своего будущего супруга, в том числе - знаменитую
Портлендскую вазу.
Живые картины отвечали стилевым запросам времени, а потому привлекали разных хореографов и давали толчок новаторским поискам[1]:33. Историк балета В. М. Красовская предполагает, что главные деятели итальянской хореодрамы, уроженцы Неаполя Гаэтано Джойя и Сальваторе Вигано могли видеть либо выступления леди Гамильтон, либо их изображения: «Во всяком случае, отчётливый жест, скульптурно выдержанная поза, выразительная мимика - словом, все средства воплощения сильной страсти были характерными признаками хореодрамы. Движение там рождалось из выразительной позы и умирало в ней. А значит, опыты Эммы Гамильтон предлагали профессиональной балетной сцене Италии ценный материал для пантомимы».
Мгновенная смена выразительных поз порождала мотив движения, его естественный, свободный посыл. Природа такого, остановленного на лету движения интересовала и живописцев, а благодаря живописи новые пластические опыты проникали в профессиональный театр разных стран[1]:32. На рубеже XVIII-XIX веков пластические опыты дилетанток так или иначе сказывались в первую очередь в практике балетного театра[1]:34. Вслед за ними балет обращался к живописи и скульптуре, разнообразя как сюжеты, так и свои выразительные средства[1]:34.
Опыты живых картин влияли и собственно на танец: так, танцующие фигуры и группы с шалями часто встречаются на эскизах сотрудника Вигано, театрального художника Алессандро Санквирико[it][1]:32.
В 1794 году художник Фридрих Регберг[en], запечатлевший многочисленные позировки леди Гамильтон в неоклассическом стиле, опубликовал альбом из 12 гравюр по своим рисункам, выполненных Томасом Пироли (англ. Thomas Piroli). В 1807 году художник Джеймс Джилрей[en] издал расширенный альбом карикатур по мотивам этих рисунков[2].
Во времена французской революции в Париже стали популярны групповые живые картины на сюжеты из античной истории. В отличие от импровизаций Эммы Гамильтон они были статуарными - каждое «полотно» демонстрировалось некоторое время, затем занавес закрывался и позировки участников изменялись для следующей картины. Постановщиками таких представлений были госпожа Жанлис и художники Жак Луи Давид и Жан-Батист Изабе
«Исповедь фаворитки» (фр. Souvenirs d'une favorite или Confessions d’une favorite) - исторический роман французского писателя Александра Дюма, написанный в 1848 году и впервые опубликованный в 1865 году. История английской женщины, превратившейся из гувернантки в блистательную леди и спутницу аристократов и ставшей возлюбленной прославленного британского полководца Нельсона.
B январе 1815 года в лачуге недалеко от французского города Кале священник даёт отпущение грехов женщине, страдающей угрызениями совести. Но её исповедь - это рукописи, оставшиеся после неё, в которых она пыталась оправдать свою жизнь и поступки. Звали её Эмма Лионна.
Эмма была скромного происхождения, её образование ограничилось несколькими месяцами пансиона для девочек, на большее у её матери не хватало денег. Эмма нашла место няни-гувернантки, прежде чем бросить всё и попытаться, вместе с подругой детства, найти счастье в Лондоне. Вначале отвергала мысль пустить в ход свои физические прелести, но гордость, тщеславие и желание праздно-красивой жизни перевесили. Она поочерёдно становится любовницей адмирала, молодого лорда, знаменитого художника Ромни и лорда Гринвилла. С последним Эмма жила поначалу богато, потом бедно, до тех пор, пока его дядя, лорд Уильям Гамильтон, безумно не влюбился в неё и готов был на ней жениться.
Став леди Гамильтон, она последовала за своим мужем, британским послом, ко двору неаполитанского короля, где стала приближённой и фавориткой королевы Марии Каролины. В этой роли она превратилась в свидетельницу происходящих событий и иногда влияла на решения монархини, истинного правителя королевства, - король Фердинанд предпочитал делам государства охоту и рыбалку.
Перед угрозой наступающей французской армии, она притворилась увлечённой Нельсоном и стала его любовницей, навязывая ему свои желания, на деле желания Марии Каролины. И Леди Гамильтон убеждает знаменитого моряка защитить королевскую семью и отвоевать Неаполь у французов. Но ничего не делает, чтобы смягчить репрессии против неаполитанских патриотов.
Когда в 1800 году лорда Гамильтона сменили на посту посла, Нельсон вернулся в Англию вместе с семейной парой. У леди Гамильтон началась двойная жизнь - как жены и как законной любовницы Нельсона, с которым у неё есть дочь, скрываемая от собственного мужа. Но смерть лорда Гамильтона в 1803 году и Нельсона в 1805 году вернули её обратно в убого-нищее состояние вплоть до её смерти в 1815 году.