Словарь Ожегова 1952 года издания мне достался в не таком уж плохом, но и не в самом лучшем состоянии. Заднего форзеца нет, в переднем дыра. Некоторые тетради укреплены нитками. Верхний каптал сгинул, нижний отстал и функции своей укреплять и защищать уголки корешка тетрадей не выполняет. Некоторые развороты заклеены очень толстой негибкой бумагой, видимо, ватманом или из альбома для рисования.
Хуже всего было состояние корешка крышки - коленкоровый корешок, но полностью изношенный. Корешок же блока был в своё время укреплён газетной бумагой на белой сыпучей дряни, в коей мой опытный нос химика безошибочно опознал конторский силикатный клей. На этой фотографии немалая часть этого клея уже удалена влажной тряпочкой.
Долго не печалясь, отодрал я останки заднего форзеца (с полотнятной слизурой, между прочим), отодрал и реденькое полотно, к которому тетрадки крепились, и книгу полностью разобрал, с печалью убедившись, что придётся у всех тетрадок склеивать на новом фальце внешний разворот, а у многих внутренних разворотов укреплять головку и хвостик.
Основная же беда советских книг в том, что тетради в них скреплены, как правило, железными и даже не никелированными скобками. Они, конечно, если верить старой байке, помогают выявить шпионов с подделанными за границей документами, но в остальном лишь вредны - ржавеют и ускоряют порчу бумаги, из-за чего листы начинают из книг вываливаться. У меня так уникальный оптико-механический справочник гибнет, и совершенно не понятно, что с ним делать, потому что подклеивать почти все развороты в книжке в 1200 страниц - труд великий и каторжный.
Словарь же я за часок полностью разобрал, вытаскал скрепки и получил 27 отдельных тетрадок и уйму требующих подклейки разворотов. Вот типичное, условно годное для внутренних разворотов состояние, а внешние такие развороты обязательно нужно укреплять.
Основные же инструменты на этом этапе работ - пинцет для вытаскивания скрепок, а для обрезки - стальные линейки, новый, ни для чего иного не используемый, канцелярский нож и лист стекла. У меня - старое зеркало от трёхстворчатого шкафа 50-60 годов, потому что стекло большое, толстое и тщательно отполированное, очень ровное и гладкое.
Обычно больше всего страдают крайние тетрадки, но в книгах крупного формата форзецы должны быть сделаны с фальцем, огибающим корешок первой тетрадки, и этот словарь таков, посему в нём сильнее всех повреждена вторая тетрадь - в ней один разворот, третий снаружи, сильно порван, а два внешних разворота полностью распались и были подклеены к соседним страницам толстой бумагой на всё том же конторском клею. При разборке тетрадей я эту бумагу разрезал.
Порванный третий снаружи разворот подклеиваю полоской чертёжной кальки с клеем ПВА, не залезая на текст. Главное в том, чтобы бумага, используемая для ремонта, была возможно прочной, но при этом тонкой и гибкой, а клей - эластичным.
А вот подклеенные толстой бумагой страницы приходится обрезать, поскольку ни оторвать, ни срезать эту бумагу не представляется возможным, и эти развороты я собираю на широкой полосе кальки, на сантиметр залезая на текст. Потому и использую я кальку, что она прозрачна, и текст сквозь неё виден неплохо. Разрывы по нижней кромке заклеиваю тем же материалом, но перегнув заплатки вдвое вокруг края листа.
Третья и последующие тетрадки нуждаются, пожалуй, лишь в ремонте крайнего разворота, который можно подклеить полоской кальки, даже не разбирая тетрадку. Ещё один сильно повреждённый разворот встречается к концу книги, и его тоже приходится монтировать на широкой полосе, полностью вырезав испорченные плохим ремонтом внутренние поля и залатав множество разрывов по краям и даже в середине.
После этого все подремонтированные тетрадки собираю, тщательно проверяя и перепроверяя, чтобы были уложены по порядку, околачиваю хвостиком об стол, чтобы выровнять кромки листов, и зажимаю на недельку в пресс, каждый вечер подтягивая гайки. По старым технологиям полагается уколачивать листы на гладком камне специальным молотком, но нет у меня ни того, ни другого, а времени, наоборот, предостаточно. После прессования блок становится ровным, и все потревоженные сгибы выпрямляются. Снаряжаю швальный станок для сшивки на 5 шнурах - формат книги немаленький.
Поскольку бумага изначально не очень качественная, а теперь уже старая, высохшая и потому хрупкая, шить буду без пропиливания и в полный оборот нитки вокруг шнуров. Вдобавок, сшивка без пропилов позволяет книге легче открываться, и пользоваться ею удобнее. Форзецы готовлю из толстой текстурованной бумаги, с фальцем, огибающим крайние тетради, и с широкой бумажной слизурой. Разумеется, никаких упрощённых технологий подшивки через одну или через две тетради или подклеенных форзецев - книга большая, тяжёлая, и должна быть переплетена прочно, поэтому форзецы тоже подшиваю без пропилки, и каждую тетрадь подшиваю к каждому шнуру, пропуская нитку по всей длине.
После сшивки и лёгкой смазки корешка клеем я решил книгу заново обрезать, потому что широкие поля позволяют это сделать, не сильно уродуя книгу, а перешивка не позволяет получить ровных обрезов, и сами обрезы от долгого и активного употребления потрёпаны. Отдельного обрезного приспособления у меня нет, так что снаряжаю книгу в тот же пресс и действую вручную, полагаясь на свой глазомер и навык, специальным, односторонней заточки, ножом, сделанным из старого напильника. Обрезаю сначала передок, потом головку и затем уж хвостик.
Нож при обрезке такой толстой книги нужно подтачивать, сохраняя бритвенную остроту кончика, а зажимать книгу нужно с большой силой, чтобы отдельные листы при обрезке не заминались - это портит обрез.
Готовый обрез, не ослабляя пресса, окрашиваю чернилами. Если зажим будет слаб, чернила затекут между листов и окрасят не только обрез, но и кайму на кромках листов.
После сушки обрез протираю слегка кусочком воска и растираю воск пальцами.
Обрезав (не особенно умело - трудно обрезать ровно и перпендикулярно толстую книгу в непрямоугольном прессе кривоватым ножом без гобеля), округляю корешок, подклеиваю фальцы форзецов ко вторым снаружи тетрадкам и промазываю клеем ещё раз.
Процесс плетения капталов я не снимал, потому что прерывать его неудобно, а в ходе процесса хочется стать хотя бы Ганешей, а лучше Шивой, и свободных конечностей для съёмки не хватает. Впрочем, технологию с фотографиями процесса изготовления классического плетёного каптала, который не просто лепится к краям корешка, а дополнительно скрепляет головки и хвостики и завершает прошивку внутренних сгибов тетрадей так, что нитки проходят по всей его длине и держат все листы прочно... Выбираясь из этой бесконечной череды добавочных мыслей - технологию эту легко нагуглить.
Теперь я думаю, как лучше поступить с крышками переплёта (края и углы у них сильно истрёпаны, блок уменьшился и позволяет крышки тоже несколько обрезать и не заменять, но края и корешок нужно чем-то оклеить, хочется - кожей, но кожи пока нет, не говоря уже о навыках работы с ней), а результат реставрации блока я
уже худо-бедно показывал.