Начало здесь. Отказавшись от собственных комментариев, Вайзман так же не брал ни у кого интервью , мотивируя это тем,что, как правило, в интервью тебе будут говорить, то что ты хочешь услышать. Но он попытался поймать на репетициях, на заседаниях совета, в разговорах актеров тонкую материю внутренних отношений. Я далека от иллюзий, что внутри все идеально, что они ходят и нимбами люстры задевают. Полагаю, что там есть всё: и ревность, и борьба амбиций, и кланы и т.д. и т.п. Но выстроенная саморегулирующаяся система актерского самоуправления дает свои плоды и позволяет уже более 300 лет театру жить и творить. Да, были взлеты, были годы спадов. Но вот, чтобы всё вдребезги и пополам! Любого зарвавшегося товарищи поправят, и каждый понимает, что в конце года он, со всеми своими регалиями, может отправиться в свободное плавание. Кроме того, с труппой работает большое число режиссеров из разных стран. В этом сезоне - 32 спектакля 24 режиссеров. Классические, "крупные" произведения в зале Ришелье; Вьё-Ко - как экспериментальная площадка; небольшие, не более часа (но не пустячные) спектакли в Студио-театре.
И на мой взгляд, самое главное - это сохранение и поддержание традиций. Вайзман имел возможность снять крошечную ретроспективу. Поездка в Pont-Aux-Dames. Небольшая коммуна в 40 км от Парижа. Там расположен дом актеров, в нашей терминологии - дом ветеранов сцены.Декабрь 1994 г. Поздравляют со столетием эх-сосьетера КФ Сюзанн Ниветт. Мэр вручает медаль, кто-то произносит речь. Потом дают слово Катрин Сами (на тот момент старейшине труппы). Она говорит добрые слова поздравлений, и вдруг Ниветт улыбается и говорит: "А я Вас помню, в 1956 году!" И сразу следующий кусочек. Уже Катрин Сами занимается речью со стажером КФ. Это юный, 20-летний Александр Павлов (сейчас он сосьетер). Дальше, маленький кусочек репетиции "Тибаида" Расина. К.Сами и молодая А.Кесслер. К.Сами произносит свой монолог, потом пару реплик и Кесслер "зависает". К.Сами чуть понижая голос:" Говори, говори, моя девочка!"
Немного про актерскую иерархию. Утвердив сообщество актеров (актеры-сосьетеры) Людовик 14 дал возможность играть в театре и другим актерам, не-членам сообщества, взяв из к себе на пансион. Так появилось понятие "пансьенер". С королями французы давно разобрались, но вот такая двухступенчатая система осталась. Сейчас пансьенера приглашает в театр генеральный администратор, на год. Через год административный совет рассматривает его судьбу и возможны 3 варианта. Самый желанный для пансьенера - его принимают в число сосьетеров. Либо с ним заключают контракт еще как с пансьенером (это дает ему надежду, что когда-нибудь он все же станет сосьетером), либо, увы, прощаются.Сосьетером становится актер, который прослужил в театре год, был рекомендован административным советом, за него проголосовало большинство на ассамблее и его утвердило министерство культуры. Не знаю, насколько сейчас утверждение министерством носит принципиальный характер, но читая списки сосьетеров 1943 года, напротив нескольких фамилий видела пометки: "Отклонен правительством Виши". Актеров -сосьетеров, кто-то с придыханием, кто-то с раздражением (особенно в моменты забастовок персонала) называют "аристократами". Они имеют свой пай в сообществе и полноправно участвуют в управлении театром. Каждый сосьетер имеет свой номер. Отсчет ведется с 1680 года, и сейчас в списке 522 имени. (Пансьенеры учитываются тоже, но как-то бессистемно, из того, что смогла найти - их было порядка 700 человек с момента основания театра.)
Актер-сосьетер, вышедший на пенсию и прослуживший в театре не мене 20 лет может быть назван почетным сосьетером, в знак его особых заслуг перед КФ. И это дает ему возможность продолжать играть на сцене театра.
Про фильм получилось мало, потому
Продолжение следует....