Вторая часть.
Первая часть здесь.
http://ellysimms.livejournal.com/376970.html?mode=reply#add_comment Во второй части мы продолжим разговор о Марни Никсон.
1964 год ознаменовался выходом сразу двух классических мюзиклов
"Мэри Поппинс"
http://www.kinopoisk.ru/film/8156/ с Джули Эндрюс в главной роли
и
"Моя прекрасная леди"
http://www.kinopoisk.ru/film/7666/ с Одри Хепбёрн в главной роли.
Судьбы этих двух мюзиклов неразрывно связаны между собой.
Причина того, что эти два фильма снимались и вышли практически одновременно в том, что на роль Элизы Дулитл в "Моей прекрасной леди" до последнего момента прочили Джули Эндрюс. И это не удивительно, учитывая то, что Джули Эндрюс была блистательной Элизой Дулитл в театральной постановке этого мюзикла, на Бродвее. Мюзикл выдержал почти три тысячи исполнений (по тем временам это был рекорд - еще ни один мюзикл не продержался на сцене так долго!) и был феноменомельным успехом.
Естественно, когда мюзикл решили перенести на экран (один из немногих мюзиклов, перенесенных на экран полностью, включая все музыкальные номера и даже диалоги) и Рекс Харрисон, исполнявший роль профессора Генри Хиггинса в бродвейском мюзикле, был приглашен на эту же роль в фильме (вообще-то сначала эту роль предложили легендарному Питеру О,Тулу
но он запросил слишком много денег),
, ожидалось, что и Джули Эндрюс - звезда бродвейского мюзикла - будет исполнять роль Элизы Дулитл.
Однако, продюсеры фильма, которые купили права на мюзикл за пять с лишним миллионов (рекордная сумма по тем временам, этот рекорд побьет только сумма, заплаченная студией Коламбия за права на мюзикл "Анни" в 1979 году) не хотели рисковать. Они боялись, что публика не пойдет смотреть кино, в котором не играет хоть какая-нибудь голливудская звезда.
И эту голливудскую звезду они нашли. Ею стала Одри Хепберн.
(хотя и в случае Одри Хепберн были некие сомнения - сможет ли она сыграть лондонскую замарашку. Не будем забывать, что Одри Хепберн была голубых кровей - она была дочерью баронессы).
Даже если б Одри Хепберн отказалась от предложенной ей роли Элизы Дулитл, то эту роль всё равно бы не предложили Джули Эндрюс, а предложили бы Элизабет Тейлор, которая была второй кандидатурой на эту роль, и, надо сказать, очень, очень сильно хотела ее заполучить.
Как бы там ни было, для всех нас Элиза Дулитл на экране - это Одри Хепберн.
Click to view
И тут мы опять возвращаемся к Марни Никсон.
Хепберн обладала очень приятным меццо-сопрано, но, к сожалению, несмотря на интенсивную вокальную подготовку перед съемками, её пение было недостаточно виртуозным и голос был недосточно сильным, чтобы озвучить Элизу Дулитл так, как полагалось. Процентов восемьдесят того пения, что вы слышите (если посмотрите, конечно. А посмотреть надо обязательно!!!) - это пение Марни Никсон. Любители могут найти на ютубе версии саундтрека фильма с музыкальными номерами, спетыми самой Хепберн и музыкальными номерами, спетыми Никсон. Разница очевидна даже тем, чьи уши были изнасилованы джастином бибером и иже с ним.
Надо сказать, Хепберн не подозревала, что её будут дублировать в таком объеме. По воспоминаниям самой Марни Никсон, Хепберн была леди до кончиков ногтей, но даже она, не выдержав того, что каждая её нота и каждая её песня дублируется, в один прекрасный день шваркнула микрофон на пол и выбежала из студии, хлопнув дверью.
В тот день она так и не вернулась в студию. Она вернулась лишь на следующий день (заехав в своём личном автомобиле с шофёром за Марни Никсон, как она делала каждое утро накануне съемок), извинилась перед всеми за своё "глупое, детское" поведение и подобные инциденты больше никогда не повторялись.
Марни Никсон, надо сказать, тоже проделала гигантскую работу: будучи американкой, она провела долгие часы, упражняясь в английском "кокни" акценте, чтобы с абсолютной точностью озвучить Элизу Дулитл.
Хепберн позже призналась, что она никогда бы не взялась за эту роль, если б знала, что её будут дублировать; и впредь, в каждом фильме, где ей полагалось петь, в контракте было специально оговорено, что петь будет она сама и никто больше.
Причина того, что Хепберн протестовала против того, что её пение в фильме будет дублироваться, очень проста:
"Моя прекрасная леди" был номинирoван на двенадцать Оскаров. Выиграл восемь из них:
Лучший фильм» - Джек Уорнер
«Лучший режиссёр» - Джордж Кьюкор
«Лучший актёр» - Рекс Харрисон
«Лучшие художники» - Джин Аллен, Сесил Битон, Джордж Джеймс Хопкинс
«Лучший оператор» - Гарри Стрэдлинг
«Лучшая музыка» - Андре Превен
«Лучшие костюмы» - Сесил Битон
«Лучший звук» - Джордж Гроувз
Имя Одри Хепберн вы не найдете ни среди номинантов, ни среди победителей.
Она была номинирована на Золотой Глобус, но не выиграла и его (проиграв Джули Эндрюс, которая снялась в "Мери Поппинс".)
Многие критики дали весьма нелестную оценку её игре в этом фильме и, многие придерживаются мнения, что именно тот факт, что её пение было дублировано, повлияло и на оценку критиков, и на то, что Хепберн не получила никаких наград за этот фильм.
В сущности, если сама актриса не поёт в музыкальном фильме, то, наверно, можно сказать, что её игра в фильме - всего лишь фасад.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вернемся к Джули Эндрюс и поговорим о её работе в двух мюзиклах, снятых в 1964 ("Мэри Поппинс") и в 1965 ("Звуки музыки") годах и которые стали эталонами этого жанра. Фильмами, по стандартам которых меряется любой снимающийся и по сей день, музыкальный фильм.
Хочу немного рассказать об этих двух фильмах, чтобы поддержать линию повествования о Марни Никсон. Естественно, блистательная Джули Эндрюс в никаких дублёршах не нуждалась.
У нее был совершенно уникальный голос диапозоном в четыре октавы; абсолютный слух; и, что самое главное, родители, которые были водевильными певцами-актерами и которые смогли распознать и поддержать талант Эндрюс.
Она пела и танцевала в мюзик-холлах всё своё детство и юность, а в двадцать лет она вышла на сцену лондонского театра.
После того, как стало ясно, что роль Элизы Дулитл просвистела у Эндрюс мимо ушей (а Уолт Дисней специально ждал, предложат эту роль Эндрюс или нет; и вообще он сказал, что он готов ждать Эндрюс сколь угодно долго, так как только её он видел в роли Мери Поппинс), съемки фильма начались.
Надо сказать, что Уолт Дисней обхаживал авторшу книги - Памелу Трэверс - на предмет авторских прав на книгу "Мэри Поппинс" с целью последующей экранизации аж с 1938года, но Трэверс категорически не хотела продавать права Диснею, так как совершенно справедливо полагала, что Дисней переиначит её творение до неузнаваемости.
Примечательный факт: уж насколько Трэверс противилась самому Диснею, настолько легко она согласилась на то, что Джули Эндрюс будет исполнять роль Мери Поппинс.
Трэверс поговорила с Эндрюс по телефону один-единственный раз (причем во время этого разговра Эндрюс лежала в кровати, так как непосредственно до разговора с Трэверс она родила свою дочь Эмму!) и после этого сразу и бесповоротно одобрила кандидатуру Эндрюс.
Дисней наконец-таки уломал Трэверс (некоторые утверждают, что причиной того, что Трэверс согласилась на экранизацию было то, что её книга не продавалась уже в таких больших количествах), но оставила за собой право решать, что оставить в сценарии, а что безжалостно удалить.
Судя по всему, Трэверс не стеснялась пользоваться этим правом, пытаясь внести в сценарий несметное количество изменений. Она была очень недовольна очень многим, начиная с того факта, что её Мэри Поппинс - строгая английская гувернантка - вдруг у Диснея превращается в добрую улыбчивую поющую няню и вплоть до музыкальных номеров фильма.
Трэверс настолько вынула душу Диснею, что она даже не была приглашена на премьеру фильма, и была вынуждена просить у него лично разрешения прийти на премьеру. Впрочем, ничем хорошим это всё равно не закончилось - Трэверс выбежала из кинотеатра вся в слезах, не дождавшись конца фильма, и с тех пор она решительно и бесповоротно говорила категоричное "нет" любому, кто предлагал сделать еще одну экранизацию ее книг. Единственное разрешение, которого от нее удалось добиться (сорок лет спустя!) - это разрешение на постановку театрального мюзикла по мотивам книги - и даже тогда Трэверс поставила жёсткое условие, что никакой американец (и особенно ни один композитор, работавший над музыкальными номерами в диснеевском фильме) не будет допущен над работой над этим мюзиклом.
Как бы там ни было, "Мэри Поппинс" принесла студии 102 с лишним миллиона долларов только в Америке (а бюджет фильма составил порядка шести миллионов).
"Мэри Поппинс" - фильм студии Дисней с самым большим количеством номинаций на Оскар - тринадцать, и выиграл пять из них.
Фильм невероятно трогательный, добрый и ... да-да, отдадим должное Диснею - волшебный. Его особенность состоит в том, что он появился на экранах в непростые для Америки времена, в середине шестидесятых. Но его магия была настолько сильна, что он стал мгновенным, сногсшибающим, феерическим успехом.
Оскар за лучшую роль получила Джули Эндрюс, и по праву:
Click to view
------------------------------------------------------------------------------------------------
Мюзикл, в котором Джули Эндрюс снялась в следующем, 1965 году, был "Звуки музыки".
Фильм повествует о молодая девушке - Марии (Джули Эндрюс), которая живет в монастыре, мечтая стать монахиней. Но её мечтаний не разделяет настоятельница, и молодая девушка едет в Зальцбург, чтобы поработать няней-воспитательницей в доме овдовевшего капитана Георга Риттера фон Траппа (Кристофер Пламмер).
Оказавшись в доме капитана, Мария знакомится с главой семьи - фон Траппом. С первого взгляда это холодный и черствый человек, который воспитывает своих детей в строгости и с почти что армейской дисциплиной. Мария понимает, что капитан не оправился от смерти своей жены и, отдаляя детей, старается забыть о прежней счастливой семейной жизни.
Click to view
Тут, конечно, добрая Мария, не в силах удержаться, начинает любить всех направо и налево, отогревая их сердца своим искренними чувствами и эмоциями. Завязывается интрига, так как капитан фон Трапп, оказывается, совсем не такой уж и чёрствый и тоже начинает испытывать чувства к Марии.
Фильм, при всей его кажущейся напыщенности и слащавости, просто гениальный.
Та лёгкость и непосредственность, с которой сыграла свою героиню Джули Эндрюс, практически спасла весь фильм и сделала его правдоподобным и искренним.
Посмотрев на прекрасную игру Эндрюс, охотно начинаешь верить, что молодая девушка может влюбиться в чёрствого вояку с о, боже! семью детьми.
Любопытный факт: Вильям Вайлер ( легендарный режиссёр, который должен был снимать "Звуки музыки" - он потом выбыл из проекта - и на чьём счету уже были такие фильмы как "Бен Гур", "Римские каникулы" с Одри Хепберн, "Смешная девчонка" с Барброй Стрейзенд, "Как украсть миллион" и многие другие) хотел, чтобы Одри Хепберн снялась в роли Марии.
Но он увидел Джули Эндрюс на сцене бродвейского театра в роли Элизы Дулитл и роль Марии в "Звуках музыки" сразу же отошла ей.
Вернёмся к Марни Никсон.
"Звуки музыки" - один из немногих фильмов, в которых мы можем увидеть Никсон на экране; она исполнила роль монахини Софии. Продюсеры фильма, кстати, очень опасались реакции Джули Эндрюс на присутствие Марни Никсон на съемках фильма (учитывая, что Никсон практически заменила собой Эндрюс в "Моей прекрасной леди", в роли, в которой Эндрюс столь жестко обошли), но как только Эндрюс увидела Никсон, она вскричала "О, Марни, я твоя самая большая поклонница!" и все вздохнули с облегчением.
Всё пение Кристофера Пламмера, исполнявшего роль сурового капитана, отца семейства, было дублировано, также как и игра самой Эндрюс на гитаре (хотя играть на гитаре она научилась специально для этого фильма).
Пение Эндрюс, как говорилось ранее, не дублировалось, все песни спела она сама; музыкальный тираж фильма разошёлся по миру более чем одиннадцатимиллионным тиражом и продолжает продаваться. Разбудите любого американца посреди ночи и напойте ему первые две строчки любой песни из этого фильма, будьте уверенны, он подхватит и допоёт все остальные.
Click to view
Этот фильм станет третьим самым прибыльным фильмом (делаем скидку на инфляцию) во все времена. Он эдакая глыба, эталон и образец музыкального жанра.
Аллюзии на него в других фильмах, сериалах и мюзиклах просто не перечислить.
Этот фильм спас от банкротства студию Фокс (банкротства, причиной которого явился фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли); этот фильм внесён в национальный реестр фильмов, для хранения в библитеке Конгресса, как фильм, имеющий культурное, историческое и эстетическое значение.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда мы говорим о Марни Никсон, нельзя не упомянуть еще один мюзикл, снятый в 1961 году, а именно - "Вестсайдская история".
http://www.kinopoisk.ru/film/1289/ Это киноверсия бродвейского мюзикла 1957 года, в основу которого легла шекспировская история Ромео и Джульетты. Действие происходит в Нью-Йорке; в самый разгар вражды уличных банд, главные герои, представители двух враждующих группировок - пуэрториканка Мария и итальянец Тони, влюбляются друг в друга. Но Шескпир и здесь не подкачал, всё заканчивается весьма трагически.
Фильм примечателен тем, что это был первый фильм, который показал на большом экране жизнь уличного Нью-Йорка. Этот мюзикл отличался от мюзиклов до и после него тем, что в нём не было шикарных костюмов; дорогостоящих съемочных площадок (многие сцены снимались на улицах города); он был современным, молодёжным и актуальным.
На главную роль усиленно приглашали Одри Хепберн, но она была беременна и роль отошла Натали Вуд.
Натали Вуд, к тому времени уже снявшаяся в "Бунтаре без идеала" с легендарным Джеймсом Дином
http://www.kinopoisk.ru/film/1299/ и получившая номинацию на Оскар за эту роль, несоменно, была звездой. Она была молода, она была красива, она была связана студийным контрактом, она была талантлива и ах да, её пение не соответствовало определенным стандартам.
Как вы уже наверно догадались, Марни Никсон спасла положение, спев за Вуд все ее музыкальные номера (и даже озвучив за Вуд кое-где диалог).
Натали Вуд, тем не менее, спела все музыкальные номера в фильме, здесь вы можете услышать ее настоящий голос:
Click to view
А вот голос Марни:
Click to view
Натали Вуд была убеждена, что Никсон поможет ей лишь вытянуть сложные верхние ноты, только и всего. Тот факт, что её голос сотрут полностью, хранили от неё в секрете, и она не узнала об этом пока съемки не были завершены.
Пение Ричарда Беймера, который сыграл главного героя - Тони - тоже было дублировано целиком и полностью. В самом начале на роль Тони приглашали Элвиса Пресли, но его менеджер отказал продюсерам фильма.
Производство и съемки этого фильма были настолько масштабными, что в определенный момент были наняты два режиссёра: один следил за съемками драматического сюжета, а другой был отвечал за хореографию и музыкальные номера.
И они оба выиграли Оскара за свою режиссерскую работу (первый случай в истории кинематографа, когда два режиссёра получали одну награду за один и тот же фильм. Потом это повторят только братья Коэны за фильм "Старикам здесь не место").
В общем и целом, "Вестсайдская история" выиграла десять Оскаров. Ни до, ни после ни один фильм музыкального жанра не получал такого количества наград.
Американский институт киноискусства поставил этот мюзикл на почётное второе место в своём списке самых лучших мюзиклов (на первом месте, конечно же, находится "Поющие под дождем").
Саундтрак фильма до сих пор держит рекорд по количеству продаж.
Но еще один важный аспект этого фильма и его ошеломительного успеха напрямую касается Марни Никсон.
Прежде чем фильм вышел на экраны, она вполне справедливо решила, что имеет полное право на часть процента с прибыли. Продюсеры, однако, совершенно не впечатлились просьбой Никсон, сказав, что никаких процентов она не увидит (всё, что ей заплатили, это было минимальный оклад за каждый отработанный день в студии).
Никсон, однако, не сдалась, наняла адвоката и в конце концов, выиграла. Сам великий Леонард Бернстайн, композитор фильма, дал ей одну четверть одного процента от своей прибыли. И этого, учитывая успех фильма, было более чем достаточно.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На этой оптимистичной ноте я, пожалуй, завершу свой рассказ о певцах-невидимках.
Надеюсь, вам было интересно.