Продолжаю выкладывать отчет о поездке.
Итак, наш путь лежит в Хельсинки.
За окном расстилаются поля, на которых растет что-то ярко желтое. Как потом выяснилось, это был рапс. По дороге очень часто попадаются знаки "Осторожно, дикие животные". И вот мы въезжаем с столицу Финляндии.
Как устроен город? Позволю себе процитировать несколько строк из путеводителя. Очень уж они мне понравились:
Очертаниями город напоминает в спешке перетассованную и брошенную широким жестом колоду карт. Путаница в результате выходит совершенно великолепная. Вот старый город (Vanhakaupunki), только он не старый. То есть город основали здесь, но сейчас его здесь нет. То есть это тоже город, но не тот. Все достопримечательности не здесь. А тут у нас - вот мельница стоит, вот уникальное экологически чистое болото - наша гордость, с деревянными настилами меж высокой травы и смотровыми башнями: там птицы гнездятся. А болото у нас - прямо в самом географическом центре столицы. Уникальный, понимаете факт. Единственное, что на самом деле это не центр - до центра 15 минут на автобусе. Так получилось. В том, что место, выбранное для города его основателем, шведским королем Густавом Васой, не самое подходящее, убедились уже в XVII веке, когда дома начали проседать на топкой почве, а судам и лодкам приходилось демонстрировать чудеса навигации, выбираясь из залива, изобилующего островами и узкими проливами. В 1640 году город перенесли на несколько километров вниз, к заливу Виролахти. А когда в середине XVIII века шведской короне для защиты от русского флота потребовалась морская крепостьи на близлежащих островах начали строить Свеаборг, Хельсинки оказался городом при форте.
"Экологически чистое болото" в историческом центре города мы так и не увидели, да и не сильно стремились. Не увидели также и зайцев в центре города, о которых в свое время говорил
alwin :-) Автобус остановился около железнодорожного вокзала, подсадил троих туристов, которые ехали поездом непосредственно до Хельсинки и мы отправились на традиционную обзорную экскурсию по основным достопримечательностям. Скажу честно - город особо сильного впечатления не произвел. Да, есть красивые здания. Да, здесь по-европейски чисто. Все ровно, гладко, прилизано. Вроде бы все хорошо, однако нет чего-то такого, за что можно было бы зацепиться, что бы отличало его от остальных больших европейских городов. Вроде и дома не очень уж новые (по крайней мере в районе Старого Хельсинки и Маннерхейминтие), однако город производит впечатление именно современного мегаполиса с большими магазинами, офисами и множеством транпорта на улицах. Нет, по транспорту, до Москвы, конечно, далеко. И пробок там нет. Но все равно - это именно новый деловой город, имеющий определенный набор "протокольных достопримечательностей" - и не более. Хотя это было только первое впечатление. Хельсинки открывался нам постепенно и к концу путешествия, когда у нас был еще один день в этом городе, мы четко поняли, что обязательно хотим сюда вернуться. Не ради города. Прежде всего ради его музеев, которые, увы, толком не удалось посмотреть, и ради крепости Свеаборг, которую нам не показали даже из окна автобуса.
Город, к слову сказать, по сравнению с остальными европейскими столицами, действительно очень молодой. Особенно если учесть, что долгое время после основания он фактически представлял собой деревню. Многочисленные деревянные дома не раз горели.
На этой фотографии изображен самый старый каменный дом в городе. Деревянные не сохранились.
Активная застройка города началась уже во время Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Строилась новая столица. Во многом - по образу и подобию Петербурга. К слову сказать, российских императоров жители Хельсинки уважают, о чем свидетельствуют, например фигура Александра I на одном из зданий (скульптурная композиция описывает важный для истории Финляндии момент образования Великого княжества Финляндского),
а также памятник Александру II в центре Сенаатинтори. Четыре скульптурные группы, стоящие по бокам постамента памятника олицетворяют Закон, Мир, Просвещение и Труд.
Любят российских имепраторов, конечно, не просто так - Александр I, как уже говорилось выше, фактически положил начало финской государственности, предоставив Финляндии автономию в составе Российской Империи. Автономный статус Финляндии подчеркивался даже в титуле российских императоров - "Император России и Великий князь Финляндский". Именно при Александре I Хельсинки перестал быть небольшим деревянным "городом при форте", а стал строиться и развиваться как столица Великого княжества.
Александр II сделал другой важный шаг - в 1863 году на территории Финляндии был легализован в качестве государственного финский язык.
К слову сказать, Ленина финны тоже уважают - за то, что именно из его рук Финляндия получила полную самостоятельность и стала существовать на карте Европы как новое независимое государство. Однако памятников Ленину предпочитают не ставить. :-)
Но самый уважаемый в Финляндии человек - это, несомненно, Карл Густав Маннергейм. К слову сказать, тоже русский человек, несмотря на все свои шведско-голландские корни. Родился в Финляндии. С 14 лет учился в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, затем в Николаевском кавалерийском училище. Офицер царской армии, герой 1-й мировой войны. Служил в кавалергардском, драгунском и уланском полках. Был женат на москвичке А.Н. Араповой. В 1918-м году он возглавил Белое движение в Финляндии и смог подавить большевистский мятеж. Маннергейм стал первым президентом вновь образованного государства. В советской историографии было принято рисовать фигуру этого человека, как злостного врага Советской России. Взятие непреступной "линии Маннергейма" преподносилось как подвиг советского солдата (какой ценой она была взята - об этом тихо умалчивалось, да и вообще про Зимнюю войну 1939-1940 годов предпочитали не очень-то много говорить, т.к. война эта была по сути захватнической). Что оставалось делать Маннергейму, как руководителю страны - конечно оборонятся. Обороняться всеми силами.
Еще одна страница истории... Весна 1941-го... Европа расколота на два воюющих лагеря. С кем Финляндия? Можно было выбрать в союзники Англию, но она даже не смогла предотвратить высадку гитлеровских войск в Норвегии. Что уж там говорить о защите от немцев Финляндии, совсем удаленной от английских баз? Вступать в коалицию с СССР? Это после только что закончившейся Зимней войны?! В таком раскладе Маннергейм принял сторону Германии. И история участия Финляндии во II Мировой войне дает понять, что это был скорее дипломатический маневр, нежели реальный военный блок. Маннергейм всегда держался от Гитлера на определенной дистанции. Выступив против СССР, фины только отвоевали обратно свои территории, утраченные в 1940-м году, и остановились - не смотря на то, что Гитлер активно настаивал на наступлении на Ленинград. Маннергейм, бывший офицер российской императорской армии, очень хорошо знал, что такое русский солдат и берег своих людей. А в 1944-м году Финляндия и вовсе вышла из войны. Территории, от севернее реки Сестры и до Выборга в итоге все-таки остались за СССР.
Имя Маннергейма носит центральный проспект в Хельсинки. Памятник Маннергейму стоит перед входом в музей современного искусства.
Продолжение следует.
Прошу прощения у френдов, что выкладываю не так быстро, как хотелось бы. Просто хочется рассказать и показать многое. Если это, конечно, кому-нибудь интересно.