ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Данная программа является вторым блоком общей системы обучения Изобразительному искусству и прикладному творчеству в ДШИ «Гармония». (Первый блок - Программа подготовительного отделения, второй блок - данная программа для младших классов, третий блок - основная предпрофессиональная программа, четвертый блок - индивидуальные программы специализированной подготовки по выбранной специальности)
Названия основных преподаваемых предметов сохранено традиционно, как рекомендовано мин. Культуры РФ и федеральным государственным стандартом. Программа с 7 до 11 лет обучения содержит основные предметные области
Художественное творчество:
учебные предметы
«Основы изобразительной грамоты и рисования»,
«Прикладное творчество»
«Лепка»
и предметную область Истории искусств
«Беседы об искусстве»
Количество часов в неделю идет по возрастающей от первого к четвертому классу, от 4часов /неделю до 7 часов/неделю, прибавляя по одному часу на каждый следующий год обучения, что предусмотрено для общеразвивающих программ. В целях полноценного предпрофессионального развития этих детей количество часов в третьем и четвертом классах формируется из предложенного минимума часов «Рекомендаций» и участия родителей (законных представителей) детей.
Предпрофессиональная программа предлагается особо одаренным учащимся, начиная с возраста 11 лет (5 класс образовательной школы), куда осуществляется набор детей на конкурсной основе. Младший школьный возраст занимаются все дети, исходя из принципа, что в этом возрасте в каждого ребенка можно заложить стремление к творчеству и неталантливых детей не бывает.
Предметы вариативной части даны небольшими блоками-включениями в предметы области Художественное творчество. Выделение их в отдельные дисциплины не предусмотрено в этой части обучения, оно будет проходить в третьем блоке системы.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования»
Обучение основам изобразительной грамотности проходит соответственно естественному развитию ребенка.
В возрасте 7 лет работа выполняется плоской, даются основы графики и цветоведения (учимся смешивать цвета), выполняются работы гуашью, карандашом, ручкой черной. Делаются первые попытки передать объем и планы (ближе - дальше). К 10 годам у учащихся развивается умение видеть и передавать основные пропорции и цвет предметов с натуры. Даются понятия перспективы, светотени, конструктивного рисунка. С третьего класса предлагается освоение акварельной техники, пастели. Параллельно с первого по четвертый класс даются основы композиции, умения располагать предметы на листе бумаги, понятия симметрии и асимметрии, масштаба, пропорции. Тематически занятия по этому предмету могут совмещаться с занятиями по «Беседы об искусстве».
Развитие образно-логического мышления тесно связано с фантазийностью детских рисунков. Задания на ассоциации, переосмысления, обобщения, трансформации и фантазию, выполняя которые ученик проявляет свои способности рисовать и мыслить одновременно, обязательны к содержанию заданий в рамках этого предмета.
Учебный предмет «Прикладное творчество»
Данный предмет предлагает освоение многообразия материалов и средств художественного творчества. Работы выполняются не только кистью. Кусочки бумаги и картона, нитки и обрезки ткани, краски для батика, роспись керамики, дерева, витраж, и другое, что только доступно для освоения по средствам родителей или спонсоров.
Задания по предмету даются таким образом, чтобы ученик чувствовал нужность и актуальность своего творчества в окружающей его реальности. Готовыми работами украшаются кабинеты, холлы школы, делаются подарки мамам и учителям. Всячески подчеркивается функциональность и эстетичность полученного продукта.
При подаче тем народного искусства и народных традиций этот предмет совмещается с учебным предметом «Беседы об искусстве» тематически. Дети расписывают доски под хохлому, шьют куклы в народных костюмах.
Ребенку в этом возрасте не хватает умения создать качественное готовое изделие. Приветствуется проведение многочисленных открытых уроков и помощь родителей в осуществлении детских идей.
Компьютерный блок - серия занятий по теме дается в рамках этого предмета в возрасте 10 лет как прикладной инструмент для создания графических картинок и «нарисованных персонажей для игр».
Учебный предмет «Лепка»
Лепка - предмет направленный на освоение объема предметов, на развитие пространственного и конструктивного мышления. Все четыре года основным материалом для освоения этого предмета предлагается глина. Это легкий и интересный для детей материал. Проводятся беседы по технологии керамики. Изделия обжигаются и расписываются. Изучаются народные промыслы Дымковская игрушка, Абашевская, Филимоновская. Эти занятия совмещаются с Беседами об искусстве.
Пластилин дается крайне редко, только для ознакомления с материалом. В этом возрасте лепить из скульптурного пластилина детям еще очень сложно, а работа цветным пластилином сбивает ребенка от видения объема к видению цвета. Для разносторонности заданий при достижения целей конструктивного и объемного видения предметов, даются задания по конструированию из бумаги, картона с помощью клея или скрепок. По возможности используются самозатвердевающие массы.
В каждом классе уделяется последовательное внимание передаче объема, характера , деталей вылепленных предметов и композиций.
Учебный предмет «Беседы об искусстве»
Данный предмет на протяжении всего процесса обучения дается в составе предметов области Художественного творчества. Слушать теоретические рассказы, даже с картинками и фильмами отдельными уроками учащимся младшего школьного возраста трудно. После занятий в общеобразовательной школе, где ребенок 5 часов подряд провел за партой, слушая учителя, заставить его еще посидеть часок и послушать - это не очень хорошая мысль. Совмещение предметов дает возможность преподавателю ненавязчиво, якобы для пояснения темы и обсуждения темы с детьми дать ребенку необходимые знания в нужной области. Это имеет большую результативность и в плане запоминания информации и в плане ее осмысления на практике.
Результатом освоения программы является ( согласно Рекомендациям к минимуму содержания (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ))
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основ цветоведения;
- знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыков передачи формы, характера предмета;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.
в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства,
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области декоративно-прикладного искусства;
выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного
искусства, великих мастеров изобразительного искусства/дизайна/ архитектуры;
- знаний основных средств выразительности изобразительного искусства/дизайна/архитектуры;
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства/дизайна/архитектуры.
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Методика преподавания учебных предметов предусматривает большую вариативность и комплексность их подачи учащимся. Все предметы ведутся одним преподавателем. Он имеет возможность объединять предметы и предметные области в целях наиболее интересной подачи материала учащимся и для лучшего достижения результативности обучения. Задания даются преподавателям по темам, а поставленные задачи соответствуют содержанию учебных предметов. Результат выполнения оценивается, соответственно, по предмету, задачи которого были превалирующими.
Задания по каждому предмету распределены согласно возрастным особенностям учащихся.
От познания мира к творческому воплощению мысли - основной метод программы.
Информация самого разнообразного характера, обеспечивающая культурное и нравственное развитие ребенка является необходимым условием для развития мысли и реализации мысли в работе ребенка.
Постепенность восприятия учебного материала.
Путь от простых посильных понятных задач к выполнению длительных многоэтапных работ. Не все получается с первого раза, но дети не склонны к переделыванию работы. Путь от простого к сложному мы проходим столько раз, сколько необходимо, каждый раз повторяя нужное задание с новой темой, чтобы ребенок не мог заподозрить тактику преподавателя.
Последовательность и планомерность.
Творческий процесс строится преподавателем таким образом, чтобы учащийся мог запланировать нужный объем работы по теме и последовательно выполнить все операции для достижения результата. Приветствуется реализация кратковременных проектов при участии детей.
Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности процесса обучения за счет смены характера работы (рисуем, лепим, шьем, моделируем…), тем, материалов (батик, кукла, керамика,…), масштабов (размеры работ, длительность работ), форм (коллективная, индивидуальная) обучения. Участие в общей работе по оформлению интерьеров, праздничных мероприятий. Создание игровых ситуаций для повышения интереса усвоения учащимися материала. Снятие стресса и напряжения детей непринужденной обстановкой во время урока.
Стимулирование творческой активности учащегося. Использование прогрессивных художественных материалов и технологий (ресфейдер, артмасса, компьютерная графика).
Обеспечение соответствия выбора художественного материала замыслу. В этом возрасте данную задачу должен решать и обеспечивать наставник учащегося. Ребенок 7-10 лет может уметь хорошо фантазировать, но не имея знаний материалов и опыта владения ими, не может сделать грамотный выбор самостоятельно.
Стимулирование образно-логического мышления, пространственного мышления и художественно-конструктивного видения в творческих работах учащихся.
Стимулирование сообразительности, неординарности, изобретательности в замысле и в реализации замысла. Задача формулируется перед учащимися таким образом, чтобы могло существовать множество ее решений разными способами, что развивает дивергентное мышление учащегося.
Стимулирование самостоятельности и индивидуальности выполнения задания, самоопределения, самоутверждения учащегося в роли творца.
Предоставление возможности самореализации учащихся, обеспечение практического воплощения их идей в жизнь с помощью других исполнителей (родителей).
Требование завершенности работы, грамотности исполнения задания, художественной привлекательности работы. Независимо от характера работы, набросок или проект, работа должна стремиться соответствовать художественному вкусу.
Требование рефлексии, анализ результатов работы.
Поощрение успехов.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Принцип цикличности заложен изначально, ибо данная программа является вторым блоком общей системы обучения Изобразительному искусству и прикладному творчеству в ДШИ «Гармония». (Первый блок - Программа подготовительного отделения, второй блок - данная программа для младших классов, третий блок - основная предпрофессиональная программа, четвертый блок - индивидуальные программы специализированной подготовки по выбранной специальности)
Блоковый принцип заключен в объединении разных предметных областей и предметов в заданиях, направленных на формирование качеств творческой личности. В одном задании могут быть совмещены Беседы об искусстве (тема народный костюм), основы изобразительной грамоты (рисуем эскиз девушки в костюме) и декоративная композиция (рисуем орнаменты и выполняем куклу в материале текстиль). Или: тема Искусство древней Греции - лепка (лепим кратер из глины) - роспись кратера сценами о подвигах Геракла.
Принцип от простого к сложному прослеживается по всему циклу обучения и соответствует возрастным особенностям, возможностям учащегося воспринять материал. (от плоского изображения до объемного, от одной фигурки до композиции)
Принцип «от знаний к творчеству» Любое творческое задание начинается со знакомства ребенка с предметом, темой, обстоятельствами, историей, технической стороной выбранной темы. После получения информации начинается выполнение работы. По ходу работы дается дополнительная информация, требуемая ребенку для развития мысли и выполнения задания.
Принцип « от увлечения к мастерству» Увлеченный человек способен преодолеть любые трудности, а мастерство требует приложения немалого труда. Роль преподавателя заинтересовать, зажечь в ребенке интерес к выполнению задания.
Принцип «натура - основа рисования» Любое творческое задание обеспечивается необходимым натурным материалом для грамотного изображения предметов.
Принцип сезонности. В годовом графике учтены особенности сезонов и даты календарных праздников. Это позволяет приурочивать конкретные темы заданий к общему настроению учащихся и среды. (Оформление зала к Новому году, подарок маме к 8 марта, пленер к цветению яблонь в школьном саду)
Проектный принцип. Все художественные дисциплины подчинены одному процессу творчества. Идею интегрирует педагог, он ведет в классе все занятия по предметам, необходимым для получения конечного результата задуманного им проекта. Дети проходят под его руководством путь от замысла до реализации, самостоятельно выполняя эскизы, элементы, осваивают материал, … и учатся проектной деятельности, которую в старших классах (третий блок общей программы) будут вести самостоятельно.
Программа может постоянно обновляться дополняться и совершенствоваться. Ее реализация во многом зависит от личности педагога, его знаний, профессионализма, общей эрудиции и творческого подхода к самой программе. Сохраняются основная принципиальная схема построения программы и специфические особенности. А сами задания, темы могут варьироваться по желанию педагога в соответствии с его прежним профессиональным опытом в сфере искусства и художественной деятельности.
Привязки к рабочей программе и календарно-тематическим планам также не могут быть жесткими. Невозможно предугадать заранее и заложить в план характер и время создания конкурсных работ, участие в некоторых городских проектах и выставочную деятельность. Также климатические условия могут не соответствовать намеченному плану пленера.
В обязательном порядке сохраняются цели и задачи программы. Независимо от выбранного педагогом способа реализации, программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на формирование личности творца, человека нового мышления, способного познавать, понимать и преображать окружающий его мир.
1 класс.
Предметы обучения/Часы в неделю
Основы изобразительной грамоты и рисования 1
Прикладное творчество 1
Лепка 1
Беседы об искусстве 1
Итого: 4
Из расчета 34 недели в учебном году для 1 класса дается 34 часа по каждому предмету, всего 136 часов в год. При желании родителей и принятии ими соответствующего решения, количество часов по предметам может быть увеличено, но не более чем в два раза. Календарно-тематический план составляется отдельно по каждому году обучения с учетом каникул и календарных праздничных дней, установленных государством.
Содержание занятий.
Принцип построения программы блоками с совмещением предметов соблюдается с самого начала обучения в школе. Темы предметов, указанных выше, гармонично комплектуются в задачи для учащихся с учетом возрастных особенностей восприятия учебного материала.
В первом классе изучаются свойства художественных материалов: гуаши, бумаги, туши. Выполняются первые задания на средства композиции (контраст, симметрия). Большое значение уделяется заданиям на развитие моторики рук, на правильное владение кистью. Даются основные понятия изображения объема (свет - тень, ближе - дальше). Изучение мировой художественной культуры в первом классе включает две основные темы: Русские народные промыслы и беседы о культуре Древнего Египта.
Основы изобразительной грамоты и рисования.
Знакомство с гуашью начинается с изучения ее цветности, укрывистости, непрозрачности. Первые работы выполняются гуашью без предварительного наброска карандашем на бумаге формата А3. С первых занятий учащиеся учатся располагать правильно предметы на бумаге, композиционно компоновать на листе изображение. Недостаток изобразительных навыков и знаний строения анатомии животных заменяется основами декорирования (изображение орнаментов, цветных пятен). Знакомясь с материалом тушью, ученики работают перьями и кистью, делая линии разной толщины. При изучении народных росписей делается акцент на владение кистью и сочетание цветов. Преподаватель предлагает задания на исполнение элементов народных росписей гжель, хохлома, городец. Со второго полугодия вводятся задания на рисование предметов с натуры (фрукты, цветы)
Прикладное творчество.
Предлагаются задания на использование ножниц, клея, бумаги. Учащиеся делают первые объемные макеты (петушок на палочке из картона в стиле городецкой росписи, матрешка под хохлому, подвесные новогодние снежинки и хлопушки) и учатся пользоваться инструментами. Дымковская роспись изучается на практике расписывания слепленных детьми на лепке глиняных игрушек. Предлагаются темы на создание коллективных работ, где каждый ученик выполняет отдельный элемент, а потом вместе складывают композицию на большом листе.
Лепка.
Учебный год первоклассника начинается с освоения материала глины. Тематика работ - простая народная игрушка (дымковская, филимоновская, абашевская), персонажи детских сказок. Сначала исполняются самые несложные фигурки: птичка, лошадка. Сначала лепятся цельные фигурки, в конце года полые. Изучаются основные приемы работы с глиной (работа с пластом, выбирание лишней массы внутри поделки). Ведутся теоретические беседы по промыслу керамика, виды и технологии росписи керамики. Роспись керамики школьниками первого класса выполняется гуашевыми красками по обожженной глине, либо по грунтованной белым акрилом.
В конце года составляется общая композиция из слепленных обожженных и расписанных домиков «Сказочный город».
Беседы об искусстве.
Как мы уже говорили выше, беседы об искусстве не выделяются в отдельный предмет, они ведутся параллельно другим предметам в составе заданий по темам.
Преподавание художественной культуры начинается с русского народного творчества. Образность, наивность и цветность проще для детского восприятия. Промыслы изучаются и сравниваются. Выполняются практические работы на каждую тему.
Ведутся беседы о различных видах искусства. Предпочтение отдается изобразительным искусствам, но и по другим видам предоставляется разнообразная информация.
Постижение азов мировой культуры начинается с изучения наскальных изображений.
Искусство древнего Египта изучается по основным темам, дающим знания об этой цивилизации. На практических занятиях дети пробуют изобразить пирамиду и египтянина по канонам, играют в придумывание собственных иероглифов.
Основные знания и навыки учащихся по окончании первого класса.
Теоретические:
- Знать основные свойства художественных материалов и традиционные способы использования гуаши, туши, картона, глины;
- Знать видимые особенности устройства окружающего мира: видеть красоту, понимать строение предметов, видеть цвет и знать: почему небо голубое, а при закате красное, … задумываться над вопросами: почему у птицы перья, а у собаки шерсть?, почему здания не падают?, почему реклама сильно привлекает внимание?...;
- Знать основные средства композиции: линия пятно, контрасты цвета, размер, форма;
- Знать цвета: открытые, смешанные, теплые, холодные, оттенки цвета;
- Знать основные русские народные промыслы, различать их по материалу, форме, цветовой и графической характеристике (Дымково, Филимоново, гжель, хохлома);
- Знать основные виды искусства;
- Знать, как выглядели первые памятники архитектуры (дольмены, менгиры, кромлехи) и наскальные изображения;
- Знать о культуре Древнего Египта: кто такой фараон, названия основных пирамид и цели построения пирамид, представления о фресках, о костюме древнего египтянина, о канонах Египта, о назначении иероглифов;
- Знать наиболее употребляемую терминологию изобразительного искусства.
Практические:
- Уметь смешивать цвета на палитре;
- Уметь пользоваться различными художественными материалами и инструментами: красками, карандашом, клеем, бумагой, картоном, глиной и другое.
- Уметь делать зарисовки предметов с натуры и по памяти;
- Уметь применять полученные знания и навыки в творческой работе;
- Уметь грамотно компоновать изображение на бумаге;
- Уметь заканчивать работу до художественной привлекательности;
- Уметь использовать знания о средствах композиции в работе;
- Уметь творчески на практике использовать знания мировой художественной культуры;
- Уметь выполнять простые предметы и элементы народных промыслов;
- Уметь выражать задуманный замысел на бумаге и в материале: картоне, глине;
- Уметь работать в коллективе.
Продолжение следует. (слишком большой текст даже для двух постов)