ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Изобразительное искусство и прикладное творчество. (часть1)

Aug 02, 2014 19:30

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство и прикладное творчество.
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: Начало обучения с 7 лет; Окончание обучения 11 лет
Составила: Э.Э. Сидорова (это я)



ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед Вами программа детской школы искусств «Гармония» г.о. Тольятти Самарской области. В данной работе обобщен опыт работы педагогов детских школ искусств города Тольятти и мой личный опыт как педагога, так и человека, работавшего в различных сферах деятельности в сложный период перестройки нашего общества.
Научно-техническая революция вместе с экономическими, политическими и другими вопросами выдвигает перед обществом необходимость уточнения критериев воспитания и образования. В прошлом старшие поколения оценивали успешность своей воспитательной работы, прежде всего, по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки. Детей готовили к жизни в обществе, которое, как казалось взрослым, в главных чертах будет похоже на тот мир, в котором жили родители. Ныне положение вещей кардинально изменилось. Социальные преобразования в современном обществе приводят к мысли, что нашим детям жить в мире, который существенно отличается от сегодняшнего.
Кроме того, современная система образования в целом претерпевает ряд существенных изменений. На нынешнем этапе в России планомерно и последовательно осуществляется переход от всеобщего бесплатного образования, доставшегося нам в наследство от забытого уже СССР, к образованию платному, предполагающему самостоятельный выбор учащимися и их родителями (представителями) предметов и дисциплин, которые они считают для себя важными и возможными к освоению (изучению). При таком переходе важно сохранять и постоянно поддерживать интерес ребенка к процессу обучения.Особенно важно это в раннем возрасте, когда эмоциональное состояние ребенка способно воспринимать информацию на чувственном уровне, в возрасте, когда закладываются основные привычки будущего человека, в возрасте, когда родители охотнее верят в уникальность своего чада и не требуют значимых подтверждений его способностей для решения вопросов распределения семейного бюджета для расходов на образование (тем более, что в столь юном возрасте и расходы еще весьма незначительны). В этом возрасте очень важно сформировать устойчивый интерес ребенка к познанию мира, к постоянному получению новой информации и знаний. Кроме того, принципиально важно научить ребенка самостоятельно искать и получать эти знания из всевозможных источников.
Научить классифицировать полученную информацию на полезную и бесполезную, что является большой сложностью даже для взрослого человека в современном мире.
Это даст возможность любому ребенку, прошедшему обучение по этой программе, стать довольно образованным человеком в будущем, независимо от того, как сложатся обстоятельства его дальнейшего взросления.
Особым пунктом нужно подчеркнуть, что недостаточно привить интерес ребенку к «собиранию знаний», нужно научить его творчеству. Под словом Творчество здесь подразумевается весь глубокий процесс переработки сознанием человека полученных знаний и умений с целью создания нового продукта, продукта авторского, несуществующего до сих пор в известном ребенку мире.
Поэтому свою учебно-воспитательную работу мы должны оценивать не по передаче молодежи своих ценностей, знаний, умений, навыков, а скорее всего по результатам их подготовки к самостоятельным действиям и решениям в условиях, которых заведомо не было в жизни родительского поколения.

В программе отражена основная концепция авторской методики, принципиальная схема творческого развития детей, начиная с 7 летнего возраста до 11 лет ( период младшего школьного возраста), последовательно изложено направление обучения в каждом классе.
Программа по сути своей имеет четкую профильную направленность обучение изобразительному искусству и творческой деятельности. Но мы будем относить ее к общеразвивающим программам, - во-первых, исходя из того, что ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 произведено определение дополнительных образовательных программ на два вида: предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт1 части 4 ст. 12 и п.1 части 2 ст. 83); - во-вторых, исходя из того, что ребенок до 11 лет еще не в состоянии определиться со своей будущей профессией, и в этом возрасте должен развиваться, получая как можно больше навыков и знаний для дальнейшего самоопределения.
Программа закладывает основу для дальнейшего обучения и воспитания человека - Творца в той области, которая волей ребенка или волей случая выпадет каждому, пока еще маленькому человечку в жизни. Творца необходимого нашему обществу намного скорее, чем нам это представляется.

Предлагаемая программа является второй частью общего плана обучения детей в ДШИ. Она рассчитана на четыре года (3 года 10 месяцев) обучения детей с возраста 7 лет. Первой частью этого плана является программа подготовительного отделения, рассчитанная на один год обучения-подготовки ребенка к школе (возраст 6-7 лет). Третьей частью является программа предпрофессионального обучения ребенка творческой деятельности в сфере изобразительного искусства и подготовки его к поступлению в профильные высшие учебные заведения, либо самостоятельной дальнейшей реализации своих знаний на практике (программа рассчитана на 5 лет обучения)
Программа является частью системы комплексного развития творческого потенциала личности средствами изобразительного искусства.
Система комплексного развития творческого потенциала личности состоит из следующих направлений деятельности школы:

1. Учебно-методическая деятельность:
- Создание методики работы с детьми, исходя из принципа, что «Неталантливых детей не бывает».
В основе концепции лежит поиск и развитие творческого потенциала личности, проходящие через все учебные предметы и соответствующие задачам обучения:
- воспитание у учащегося способности к саморазвитию и к образованию;
- развитие наблюдательности и научно-художественного видения предметов и природных форм;
- развитие образно-логического мышления;
- обучение основам изобразительной грамоты;
- обучение основам композиции;
- изучение свойств художественных средств и технологий работы с ними, (в том числе компьютер рассматривается как средство изображения)
- расширение кругозора ребенка беседами об искусстве, закладывание способности к анализу;
-формирование умения у ребенка использовать полученные знания на практике;
- формирование основ проектного мышления.
Комплексное проведение указанных задач позволит сформировать основу для творческой личности, научит ребенка мыслить нешаблонно, разовьет его воображение. А получение опыта использования умений и навыков на практике заложит основу созидательного творчества.
2. Создание условий самореализации личности:
- Создание условий для самореализации личности - необходимое условие для развития творческого потенциала. Каждый ребенок должен иметь возможность почувствовать себя творцом произведения, создаваемого по своему замыслу:
- создание и проведение проектов с участием всех детей отделения. Например, проект оформления холла школы, когда каждый отдельный ребенок принимает посильное творческое участие в процессе создания общего интерьера. Это могут быть коллективные работы учащихся или индивидуальные работы, подчиненные общему принципу дизайна, сформированного преподавателем. (фото с деревом, с аркой, вход в класс)
- создание проектов, позволяющих учащимся почувствовать нужность своих умений и навыков для окружающего мира. Например, создание серьезных творческих работ для украшения интерьера городской больницы или детского сада.
Эти работы еще непосильны для самостоятельного выполнения учащимися, они выполняются под руководством преподавателя с помощью родителей. Помощь родителей для реализации детских проектов приветствуется в процессе обучения по данной программе. Это не только дает возможность ребенку привести в исполнение свои замыслы, это еще укрепляет отношения в семьях школьников, повышает внимание и интерес родителя к деятельности ребенка, поднимает авторитет младшего поколения к старшему (у родителей многое получается лучше в силу более развитой моторики рук и жизненного опыта). Все это является важным для воспитания полноценного человека для общества.
- организация ежегодных представлений и праздников с участием детей музыкального и хореографического отделений, где учащиеся художественного отделения оказывают посильную помощь в оформлении сцены и декораций.
3. Выставочная работа и участие в различных конкурсах и выставках.
Активная выставочная деятельность дает возможность учащимся показать и оценить свои работы, что имеет большое значение в самоопределении личности ребенка. Каждый год ДШИ «Гармония» участвует не менее чем в пяти конкурсах городского, российского и всесоюзного уровней. За последний год младшие школьники нашего отделения стали дипломантами городского конкурса «Рождественская открытка» (3 место среди художественных школ города), городского конкурса-выставки «От увлечения к мастерству» (гран-при в категории «Юниор»), и т.д. Регулярно проходит выставка работ учащихся в фойе ДШИ и рекриациях общеобразовательной школы, на территории которой мы находимся.
4. Издательская деятельность.
Для успешного претворения в жизнь системы комплексного развития личности ДШИ «Гармония» регулярно готовит к изданию и выпускает сборники музыкальных произведений юных авторов как в печатном, так и в дисковом варианте. Эти сборники традиционно иллюстрируются работами юных авторов - художников. Ежегодно издаются календари с изображением лучших работ юных художников. К городским мероприятиям издаются плакаты, освещающие проекты, реализованные учащимися ДШИ.
Все перечисленные направления деятельности школы, включающие методическую, учебную, просветительскую, выставочную, издательскую способствуют созданию системы, позволяющей любому ребенку чувствовать себя творцом и получать полноценное развитие своего творческого потенциала. Раскрытие потенциальных креативных способностей ребенка, условия для познания ребенком окружающего мира и осознания им своего места в нем как творца, - важные условия начала становления человека, необходимого для нашего общества.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Что легло в основу программы.
Я всегда задаю себе вопрос: Почему при таком большом количестве школ изобразительного искусства в России так мало людей, в итоге, умеют рисовать? Я не говорю уже о том, что еще меньше людей становятся художниками, и совсем единицы становятся значимыми художниками. Под значимыми художниками я понимаю тех единичных личностей, которые принесли в искусство что то новое, что то ранее не существовавшее в нем, и тем оставили свой след для будущих поколений.
Ответ на этот вопрос мне подсказали дети. Они рисуют, как себе это представляют, а не как знают, потому что они еще ничего не знают. У курицы может быть четыре ноги, а у лошади поросячий хвост. Но детей это не смущает. Многие из них к 7 летнему возрасту еще ни разу не видели живую курицу или лошадь. Они видели мультфильмы про смешариков, - а Вы сами их посмотрите и попробуйте сформировать свое представление о животном по этому мультику. Лось получится круглым шариком с рогами! Это забавно, когда Вы уже знаете, как выглядит лось на самом деле. А когда не знаете…? Когда дети взрослеют, они понимают, что лось не похож на шарик, но их знания о строении того или иного животного, по прежнему, остаются очень поверхностными. Поэтому они перестают рисовать как неправильно, но не могут нарисовать правильно. Итог - они просто не рисуют.
Это очень схематичное описание, но, к сожалению, очень близкое к действительности. В художественных школах и ВУЗах мы учим людей, как правильно изображать то, что имеем перед глазами. Мы даем базовый набор знаний и умений. Но ни одно художественное учебное заведение на сегодняшний день, насколько мне известно, не ставит перед собой задачи заставить ученика понимать этот мир. Ибо понимать - задача сложная. Нужно много знать, чтобы судить, и невозможно столько знать, чтобы понять. А творец - это, по сути своей, мыслитель, который выражает свои мысли на холсте, кто-то на бумаге, красками либо чернилами не суть важно. Важно, что у него есть мысли, отличные от большинства населения, и он способен их выражать.
Эта программа призвана, в основном, развить у ребенка способность мыслить. Это очень непросто. В наш век навязчивой рекламы, в обществе потребления, когда можно прожить всю жизнь ни разу не задумавшись, это почти невероятно. Но если этого не сделать, то кто же будет мыслить за нас через двадцать ближайших лет? И как же можно вырастить творцов без этой простой способности? Весь прогресс человечества основан на чьей то способности мыслить и изобретать. Это я называю творчеством. Эту способность мы и будем искать, прививать, культивировать, используя природное желание ребенка изображать мир яркими инструментами.

СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ
« Изобразительное искусство и прикладное творчество»

Ориентированность на развитие личности.
Обеспечение творческого и духовно-нравственного самоопределения ребенка. Воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.
Созидательность - главная черта любого творчества.
Создание своего образа и воплощение его в материале - конечный результат работы по любой изучаемой теме. Такая работа требует и умения рисовать, и знаний, и сообразительности, и изобретательности, и настойчивости в достижении цели.
Эрудиция - как основа творческой мысли.
Наличие знаний в различных областях технического, исторического, естественного характера - основа полноценного творческого процесса. Беседы об искусстве содержат рассказы не только касающиеся изобразительных искусств. Для мальчиков интересно искусство боя, для девочек искусство организации балов. В процессе работы педагог дает детям знания различного характера, которые могут пригодиться для реализации конкретной текущей темы и в дальнейшей жизни ребенка.
Вариативность.
Индивидуальность. Темы подобраны таким образом, чтобы разные дети с разным уровнем владения мастерством могли достичь результатов в каждом конкретном задании.
В этом возрасте ребенок имеет природную способность хорошо чувствовать. (Это помогает ему выживать на первых годах жизни). Сохранение интуиции - немаловажная задача педагога. На начальном этапе мы не разделяем детей на детей с богатым воображением и детей с шаблонным мышлением. Педагог воспринимает учеников такими, какие они есть, чередуя задания традиционные и творческие. К четвертому году обучения мы ориентируемся на индивидуальную траекторию развития личности.
Свобода самовыражения.
На уроках не предполагается требования жесткой дисциплины и тишины в классе. Приветствуется создание непринужденной обстановки, предполагающей как общение, так и выплески эмоций. Ребенок усваивает материал без давления, по собственному желанию, а педагог создает это желание собственным авторитетом и компетентностью.
Ориентированность на образно-логический характер мышления.
Ребенок может придумывать разные нереальные образы. А придать им логический характер - дело более сложное, но необходимое для реального творчества. Упражнения способствуют развитию дивергентного мышления, трансформированию и переосмыслению образов, упорядочению ассоциаций. Развитие такого образа мышления делает ребенка пригодным в дальнейшем к любой творческой деятельности.
Развитие пространственного мышления и художественно-конструктивного видения.
Соотношение пропорций, объемов, соразмерность предметов - необходимое условие для дальнейшего освоение профессий художественной направленности. На уроках лепки и рисования этому уделяется внимание, постепенно возводя способность к сравнению и определению положения предмета относительно другого в привычку ребенка.
Изучение внутренней структуры объектов. Не срисовываем, а строим. Учимся понимать, что за внешней оболочкой каждого объекта находится внутренняя конструкция его устройства. Задания на макетирование закрепляют эту способность.
Комплексность.
Ребенку трудно одновременно параллельно вести несколько разных тем. Программа рассчитана на преподавание предметов таким образом, чтобы основная тема проходила через всю деятельность до логического завершения. Предполагается совмещение предметов и проведение всех предметов одним преподавателем.
Синтез искусств.
Мы не делаем четкого деления на рисование красками, лепку из глины и черчение карандашом. Многие задания выполняются как смешением техник и инструментов внутри изобразительного искусства, так и прикладываются к другим видам искусства. Например, делаем кукол для театра и играем с ними ролевые спектакли.
Новые технологии.
Компьютерные технологии преподносятся детям как инструмент для творчества. Преподаватель знакомит детей с азами пользования графических программ, показывая лично, как можно с помощью того или иного инструмента в программе создать или поправить изображение. Объясняет детям, что с помощью этого инструмента создаются мультики и фильмы, которые они любят смотреть. При возможности, дает детям попробовать простые функции программ. Также преподаватель учит детей, как правильно искать нужную информацию в сети интернет и учит не терять время на пустые и вредные увлечения, поясняя цели и специфику их работы.
Коллективный характер творчества.
В современном мире все меньше востребованных видов индивидуального искусства и все больше произведений создается коллективами: кино, компьютерные игры, архитектурные ансамбли… Такие же тенденции наблюдаются во всех сферах науки, культуры, техники. Индивидуальное участие в общем деле становится необходимым умением. Совместная деятельность воспитывает чувство общности между детьми, преподавателем, родителями, создает приятную творческую атмосферу в коллективе и дает необходимый опыт для дальнейшей жизни.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.
Цели.

Основной целью программы является формирование особого типа личности, отличающегося высокими творческими и созидательными способностями. Личности гибко мыслящей, воспринимающей и анализирующий окружающий мир, способной к самообучению и саморазвитию и самореализации, обладающей первоначальными знаниями и навыками профессионального творчества. Для наиболее способных к изобразительным искусствам детей закладывается фундамент в целях продолжения художественного образования. Для всех детей закладывается фундамент в целях выбора и получения глубокого образования.
Формирование способности ребенка к наблюдению и анализу, к пониманию процессов и отбору поступающей информации - является важной целью программы. ИЗО - это предмет, где есть возможность побочно дать ребенку основы процесса размышления и анализа. Используя природную склонность к несложной интересной изобразительной деятельности, мы учим наблюдать, сравнивать, искать причины, выделять главное и второстепенное. Мы формируем свое видение и свое мнение, выражая его пока на бумаге изобразительными средствами.
Способность противостоять чужому общепринятому мнению становится с каждым днем задачей все более актуальной и более трудной. Век навязчивой рекламы и развитие общества потребления не идет на пользу творческим способностям индивида. Пропаганда сытой жизни, где все можно купить за деньги, не способствует желанию людей к совершенствованию. С каждым днем становится все меньше людей, желающих даже что-то делать своими руками, не говоря уже о желании создавать что-то новое. Научить ребенка производить и создавать своими руками, заставить его понимать, что все в жизни дается трудом и напряжением, - также является целью программы. Развеять миф о том, что «миллионы могут упасть с неба», «слава может прийти случайно», что «может повезти», а «за деньги можно получить все» - немаловажная задача педагога.
И еще одна цель - Создать у ребенка желание получать знания. Формирование интереса к учебе.
Человек по своей природе ленив. Тысячи лет эволюционного развития не проходили для человека так гладко и сыто, как живем мы сегодня. Человеческий организм был вынужден одаптироваться к сохранению энергии, полученной от питания, ибо не был уверен в своевременном получении достаточного питания в следующий период. А работающий мозг человека потребляет до 40% энергии. Совсем немного времени мы существуем как вид при условиях, позволяющих тратить, полученную организмом энергию, не экономя. В юном возрасте у ребенка еще не сформировано сознание и ответственность за свое будущее, он не может думать о том, что знания и умения пригодятся ему в дальнейшей жизни. Многие родители решают эту проблему за ребенка. Но многие - не решают, они сохранили привычку к тому, что эту проблему должно за них решить государство, как и было в системе образования ранее ( государство предлагало стандартный широкий пакет обязательных дисциплин к обучению, широкий спектр бесплатных кружков и секций, и обязывало детей посещать одну или более, посредством воспитательной работы педагогов). В этой программе актуальная задача преподавателя - привить ребенку интерес к получению информации, интерес к познанию мира, интерес к разнообразным наукам, культуре, искусству, интерес к учебе. Это позволит многим детям развиваться в дальнейшем, не закроет перед некоторыми детьми двери в мир знаний в раннем возрасте.

Задачи.
Главная задача курса - воспитание творческой личности.
Для решения этой основной задачи, ставятся различные задачи на каждый момент обучения.
Каждая задача, поставленная в период обучения, формирует определенную сторону творческой личности ребенка. Все задачи ведутся параллельно и последовательно в целях достижения целей программы.
- Формирование осознанного восприятия окружающего мира;
- Обучение основам изобразительной грамоты и рисования;
- Обучение законам композиции;
- Обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными материалами и инструментами, как средствами художественной выразительности;
- Развитие образно-логического мышления;
- Развитие пространственного мышления;
- Изучение художественной культуры и национальных традиций и умение применять эти знания в творчестве;
- Воспитание способности к самореализации и саморазвитию.

Продолжение следует. (запись слишком большая, чтобы уместиться в один пост)

ученики, школа, elleplatz, МАСТЕР-КЛАСС, творчество

Previous post Next post
Up