Клиника туфельки, или "Вон туда!"

Feb 15, 2013 13:35

У меня есть сапоги.
Ну и что, конечно. У вас тоже есть. Но они у меня старые. Тоже не удивительно? Они у меня любимые!
Неважно. Из-за них просто всё. Последний раз я их ремонтировала у якобы гениального турка, по знакомству. В Париже. Якобы он лучше любого итальянца всё делает. Он их даже начистил. Видимо, в качестве компенсации того, что буквально на следущей неделе от каблуков начали отшелушиваться приклеенные им слоёные кожаные полоски...

Лучше всего мне их починили в Буэнос-Айресе. Вот где художники по обуви! Можете хвалить сколько угодно всякое итальянское, и я и сама люблю Италию и многое в ней, но кофе лучше итальянского таки бывает, и он находится в Аргентине, а также обувь тоже там могут делать лучше, чем в расхваленной Италии. Но всё же мы все знаем, что итальянцы славятся своей обувью давненько, и витрины Флоренции красноречиво об этом говорят - здесь есть всё. Как в Париже, но в смысле обуви даже больше, чем всё. И это мягко сказано. Я верю, что от этого может у некоторых случиться эффект Стендаля. Представьте моё удивление, когда я, взяв свои любимые, но старенькие и израненные жизнью сапоги любимого "лошадиного" цвета, вышла однажды на гулкие улочки Флоренции - как бы на прогулку, но, вроде, и по делу! - и, гуляя, присматривалась к вывескам всяких маленьких дверок, не предназначенных для туристов, где может оказаться сапожник. Вот починка одежды, вот прачечная, вот переплётная мастерская. Вот индусы торгуют наспех "по-турецки" скроенными куртками, шубами, пальто, сумками из совсем неплохой знаменитой флорентийской кожи. Вот китайцы улыбаются из своих лавок с дешевенькой обувкой всех цветов радуги. Никаких сапожников. Вернулась ни с чем. Хорошо, сапоги не потеряла.

Конечно, я бродила по историческо-туристическому центру, и, наверное, это нерентабельно - сидеть обувному мастеру в таких кварталах. Но вообще-то в Париже, даже делая первые нетуристические шаги по нему, у меня такой проблемы не было - выходишь, и всё тебе есть, что требуется. Там город устроен, чтобы в нём удобно было жить, несмотря на толпы туристов. Ты выходишь из дома в любом квартале, и всюду работает знаменитая бюрократическая формула "égalité" - когда на определенный процент жителей положен целый "джентльментский набор", состоящий из "табакерки" (где покупают курево, лотерейные билеты, марки, оплачивают налоги, получают справки и еще много чего), булочная, аптека, прачечная самообслуживания, прачечная-химчистка-глажка, обувная мастерская, оптика, часовая мастерская, еще чертова куча всяких мастерских и вообще всё, что нужно для жизни, не считая магазинов еды разных ценовых уровней. Во Флоренции, ничего не скажу, аптек и для приятности глаза, старинных, с фресками, и с историческими пузырьками, а также оптик и иже с ними больше, чем вы можете встретить не знаю где в мире. Недаром это родина Медичей. До того, как они стали хозяевами этого города и этой страны, и даже Ватикана, они были династией медиков и фармацевтов. Так что даже когда некоторые пишут про страшного людоеда со всемирной славой, то даже и его маршрут всё равно вас заводит в старинную флорентийскую "фармачию".

Ну, а как же со прославленными итальянскими художниками по обуви?! Они что, вымерли? Ну, не может же такого быть, чтобы местные жители всё выбрасывали, относив сезончик, и покупали всегда новое! Хотя тут есть что купить, не спорю. Но мои сапоги они бы точно не посмели выкинуть, я до сих пор еще ничего не встречала, чем бы их можно было заменить, и у меня есть и другие сапожки, и даже не одни, признаюсь. Но я всегда ремонтирую эти, хотя за период их жизни у меня, я уже выбрасывала и другие, и даже с удовольствием. Вопрос в другом - как такое может быть, что в итальянском городе, который издавна славится особо искусной выделкой кожи и изготовлением красивейшей обуви в мире, отсутствуют обувные мастерские?!

Я "гуляла" с этими сапогами восемь раз. Минимум. Один раз, перейдя Понте Веккио, на второй улице вправо, набрела на приятные глазу окна и двери, в которых видела как бы чудесный "винтажный" фильм про жизнь итальянских сапожников. Там красовались деревянные и кожаные колодки, явно исполненные прапрадедом владельца заведения, там слоями висели образцы кож, видны были обувные швейные машинки и какие-то там наковальни. В центре помещенья сидели два как бы средневековых парня в заправских фартуках и девушка. Исколотыми бурыми пальцами, наклонившись над старинным деревянным столом они шили, кололи, стучали с какой-то там обувкой. А явным хозяином с поученьями им ходил эдакий седой папа Карло в круглых очочках. Старинная дверь с бронзовой витой ручкой, которую я открыла внутрь, звякнула колокольчиком, оторвав всех от работы. Я будто вошла внутрь какого-то кино, даже от волнения все итальянские слова забыла. Но зато в руках у меня палочкой-выручалочкой было моё саше с сапогами. "Рипарацьоне?" - спросил старичок. "Уииииии!" - почему-то по-французски ответила я и поправилась: "Си!"

Мимо! Опять мимо. Не берут они обувь в ремонт. Ни в какую и никакую. Это милое местечко оказалось мастерской по изготовлению обуви по ноге. По мерке. Могут даже копию полюбившейся пары сделать. От 60 евро стоит удовольствие. Если в этом городе никто не починит мои сапожки, вот куда я их принесу, чтоб мне их скопировали, потому что таких больше никто не делает, как я вижу. А где, спрашиваю, отремонтировать, посоветуйте. Perfavore! Милый хозяин обувной горы меня направил. И тут необходимо отступление - про особенности восприятия и передачи даннных об адресах и местонахождениях каких-либо объектов ПО-ИТАЛЬЯНСКИ! Потому что не нашла я никакой мастерской по его описанию.

Я уже знаю, что и во Франции, и в Италии, и в Испании долго-долго не было названий улиц. Нужный дом находили по знаменитым жителям или известным заведениям. Например, вы даже у Дюма всюду читаете такие "наводки" - в "Королеве Марго" в самом начале, например, всё крутится вокруг "трактира жареного цыплёнка", потом вы натыкаетесь на такой "адрес" как "дом парфюмера на Новом мосту". И всё в таком духе. По этой причине, когда появились названья улиц, они были довольно длинными и примерно такими же, как у Дюма, но точно отражающими характер жизни всего квартала. Кто читал о Латинском квартале или бывал в нём, знают про Улицу Кошки, Которая Ловит Рыбу. И все улицы, если и получали названья, то они были такими вот длинными. Но подобных архаизмов до сегодня дошло не сильно много, ибо победила улица Ленина - все стали хотеть, чтобы улицы назывались их именами, даже если этот кто-то ни разу там не был. Ну, и сознанье поменялось. Теперь у нас есть адреса, и даже с номерами домов.

Только не таковы итальянцы!
Чтобы поместить в их голове адрес, недостаточно какого-то там Ленина, пусть меня простят все коммунисты мира, особенно Кубы. Может, вы меня зподозрите, что я плохо к итальянцам отношусь, но наткнитесь на любого из них и спросите где находится то-то и то-то. И - наблюдайте!!! Спектакль завораживающий. Вы, правда, можете почему-то не понравиться этому конкртеному итальянцу, и он просто махнет рукой - "вон туда!" Это не считается. Ищите того, кому вы понравитесь, таких тоже в Италии есть. Ответ будет более долгим, но ответ на выходе будет примерно таким же - "вон туда!" Если вы действительно ему понравитесь, так вам даже скажут: "Это близко, не расстраивайтесь! А ещё там пиццерия Джованни по дороге!" Сейчас я объясню, почему это происходит. Это лишь моя версия, вы имеете право на свою, но мне кажется, это происходит потому, что итальянцу... нормальному порядочному итальянцу! ...не надо переться за тридевять земель от Mamma и Casa в какой-то конкретный дом, или еще куда-то. И если вы лично отошли так далеко от своих, так за кого вас ещё считать, вы же ненормальный! Все знают, где и в какой стороне от Mamma и Casa рынок, река, площадь, пиццерия, форно, негоццио, кьеза. И - баста! Отправной точкой будет всегда Mamma и Casa. У любого НОРМАЛЬНОГО порядочного итальянца. Ну, конечно, у каждого из них будут свои Mamma и Casa, так что важно подстроиться под систему координат конкретного итальянца, с которым вы общаетесь. Значит, когда вы спрашиваете, где находится то-то и то-то, вам просто дурацкого немецкого вопроса "где" для точности недостаточно. Можете психовать сколько угодно - аривидерчи.

Я вам подскажу, как от итальянца получить на этот вопрос точный ответ.
Просто вам надо уяснить, что адреса с номером дома и названием улицы у него в голове все равно нет. Баста. Это - "дано". Если вы и вправду хотите получить ответ, то надо запастись терпеньем.
1. Поздоровайтесь. Неважно как, важно, чтоб вас поняли, что вы здороваетесь. В отличие от французов, итальянцам не обязательно сильно улыбаться, если вы не знакомы. Они подозрительны, могут подумать, что вы над ними надсмехаетесь. Осторожней с улыбочками.
2. Скажите Scusami! Это, типа, вы извинились, что оторвали его от важного дела - сидения на каменной скамье у аптеки.
3. Признайтесь, кто вы такой и что делаете - например, "я сам не местный, никого тут не знаю, но говорят, у вас тут живет лучший в мире сапожник, я пересек моря и горы, чтоб его найти..." Знаете такого? Хорошо, если вас еще мама за этим послала. Но это факультативно. Хоть и привлекает внимание.
4. Выслушайте, что вам скажут или спросят. Вариантов ответа три: да, наш Нунцио - самый Нунцио из всех Нунциев, и он и вправду получил от деда мастерскую, но никто к нему не ходит, и он бедствует, кризис! Терпеливо выслушайте, иначе не получите свой адрес.
5. Спросите после этого, не холодно ли вашему собеседнику (варианты: жарко и пр) - в общем, про погоду, ни о чем, чтоб он вам начал доверять.
6. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС! Ориентированный на выяснение системы координат собеседника - где ивонные Mamma и Casa!!! ...или, по-нашему, где он живет. Если дом в пределах видимости, срочно хвалите, это святое.
7. Готово! Теперь вы получите точную траекторию вашего пути к искомой точке.

Вот вы скажете, что нафиг заморачиваться? Поверьте, в Италии, особенно в середине дня и в жару может так случиться, что всё будет закрыто и вы нигде не встретите ни души (либо это будут такие же, как вы, туристы), и этот человек будет единственным вашим спасением. Вы можете, например, ехать по горной итальянской дороге и искать кепмпинг-стоянку для ночлега, которая значится у вас в айфоне или там в еще каком-то навигаторе, как существующая. Но вы можете колесить по пустынным оливковым лесам и не наткнуться ни разу ни на встречную машину, ни на единого барашка, и будет темнеть, и вам будет хотеться спать и многое другое, но свернуть некуда. И если вам кажется, что так просто остановиться где ни попадя и заночевать, но, поверьте, это возможно не везде, точно не на горном серпантине, с которгого вы никак не можете найти выход. И вот вы заезжаете в какую-то деревушку из нескольких домов, в тупике дороги, которую ваши навигатор с айфоном не знают, постучаться в первое попавшееся окошко, из которого выглянут две седые головы, мужская и женская, и на ваш вопрос "дове.........(вставьте любое географическое названье или что вы там ищете)?" они будут дружелюбно и жалостливо махать руками: "Вон туда!"
"Вон туда!" - это железное представление итальянцев об адресах. и чем энергичнее они жестикулируют и показывают рукой, куда конкретно, тем, значит, лучше они к вам относятся.

Пардон, что отвлеклась. Это просто чтоб вы понимали, где происходит действо. Итак, при второй попытке разведки боем, по парижской привычке, иду в ближайшую "табакерку" (они тут тоже, как и во Франции, назвается пункт "Tabacchi"), ибо это в том числе и справочное бюро,и даже подобие местного кгб, где про каждого знают всё и вся. Очень дружелюбная бабуся, которая меня уже знает, ибо я у неё уже покупала и марки, и автобусные билетики, и.... мало ли ещё чего. Возможно, даже она про меня знает больше, чем я сама. Показываю для убедительности свои сапожки и спрашиваю, где в квартале обувная мастерская. Ответ получаю нестандарный. Вначале. В этом квартале нет таких мастерских, "ме диспьяче!" Пауза. Выжидание. Окей - а где же тогда, так очень надаааааааа, ведь должно же быть. Ага - точный ответ: "Вон туда!" Можете смеяться. Но я всё равно благодарю.

По моей логике, мастерские во Флоренции могут находиться:
1. В квартале у Академии кожи.
2. Вокруг или внутри рынков. Они здесь есть, крытые стационарные старинные рынки. Я пока знаю два, но громадных.
3. В торговых центрах. Это точно на периферии, за пределами исторического центра.
4. Просто на коммерческих улицах.
5. Где угодно.
Поэтому гуляю опять просто с сапогами,и всё. А на тот случай, если встречу мастерскую, тут мне и будет счастье.

Я, пожалуй, на этом закончу. Потому что её нашла, ибо упорная.
Называется очень романтично - "Clinica della scarpa", клиника туфельки. Правда, мило?

Просто расскажу, если вдруг вам запонадобится, обувная мастерская во Флоренции, то как её найти.
Итак, я если вы пойдёте ВОН ТУДА, в глубину Флоренции, и будете идти вон туда, но прямо-прямо, не сворачивая, то миновав блошиный рынок (справа) и оставив позади слева еврейский квартал, продолжайте идти ВОН ТУДА, прямо, в сторону пьяцца Беккария, и слева будет эта самая клиника. Мастер там странно похож на старого индейца, но точно не на итальянца. Знаете, лицо аргентинца-аборигена или перуанца. Хороший. Про сапоги расспросил, как про живое существо. Например, на скупой вопрос "Откуда?" я привыкла отвечать про себя, типа, русская. Но его это не интересует, его интересует, откуда сапоги, кто делал... Расписание такое, что три часа обеденный перерыв, будьте бдительны - с полудня до трёх. И не надо сердиться, если после трёх будет закрыто. Это в Италии нормально - после обеда нужна сиеста, да мало ли ещё что по дому. Mamma и Casa - это святое.

P.S.
Приношу глубочайшие извинения всем ,кого нечаянно или умышленно обидела!!!

* МОЯ ДУША ФЛОРЕНЦИЯ *, * МОЯ ITALIA", мой бытЪ, МИФЫ О ФРАНЦУЗАХ

Previous post Next post
Up