Целый век корпуса вагоностроительного завода были скрыты от глаз большинства мытищинцев высокими стенами и бдительными вахтерами, и лишь в последние годы благодаря появлению цифровых фотоаппаратов и интернету их незаурядная архитектура стала доступна не только рабочим и служащим завода. Теперь уже эти корпуса не увидит никто, все старые заводские корпуса, замечательные образцы промышленной архитектуры рубежа XIX-XX веков, под чистую снесены. Корпусам вагонного/ММЗ/Метровагонмаша не суждено было стать «объектами культурного наследия», каковыми они безусловно являются и такими и останутся как для тех, кому довелось видеть их своими глазами, так и для тех, кто будет рассматривать их на старых фотографиях через 10-20-50-100 лет.
О постройке корпусов мытищинского вагоностроительного завода в интернете говорится предельно лаконично - строились в 1895-1897гг по проекту архитектора В.А.Коссова, в 1911-1912гг под руководством военного инженера Э.О. Паррота после большого пожара на заводе.
Об архитекторе
Викторе Александровиче Коссове (1840 - 1917) более-менее полная информация собрана в Википедии
Про Эгмонта Оттовича (иногда - Оттоновича) Паррота известно совсем мало. В этой заметке я постарался собрать все, что мне удалось найти об этом человеке, оставившем свой след в истории Мытищ.
Паррот Эгмонт Оттович Лютеранин. Общее образование получил в Александровском Орловском реальном училище. В службу вступил 20.09.1889. Окончил Николаевское инженерное училище. Выпущен в 4-й жел.-дор. батальон. Подпоручик (ст. 05.08.1891). Поручик (ст. 05.08.1895). На 17.05.1898 в том же чине и батальоне. Окончил Николаевскую инженерную академию (1898; по 1-му разряду). Штабс-Капитан (пр. 17.05.1898; ст. 17.05.1898; за отличные успехи в науках) с переводом в военные инженеры. Капитан (ст. 09.04.1900). Помощник начальника 1-й Московской инж. дистанции (29.07.1910). Подполковник (ст. 06.12.1910). Делопроизводитель строит. части окружного упр-я по квартирному довольствию войск Московского ВО (на 15.05.1913). Полковник (пр. 20.02.1915; ст. 06.12.1914; за отличия). Начальник 1-го Московского отдела по квартирному довольствию войск (с 04.11.1916).
Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. (1905); Св. Анны 2-й ст. (1907); Св. Владимира 4-й ст. (1912); Св. Владимира 3-й ст. (1916).
Эгмонт Паррот указан в «Общем списке офицерских чинов русской императорской армии» на 1-ое Января 1909 г», в разделе «Крепостные инженерные управления, инженерные дистанции, отдельные производители работ и мастеровые команды».
Военно-инженерные дистанции занимались расквартированием войск и обеспечением их всеми видами квартирного довольствия.
(Инженерные дистанции сохранились и после революции. Например, в 1920 году они выполняли ремонтные работы в Москве. Здесь по состоянию на 10 апреля 1920 г. из общего объема помещений на 90 684 человека требовалось отремонтировать помещения на 37 263 человек, из них по 1-й Московской военно-инженерной дистанции - на 5980, по 2-й Московской - на 14 692, по 3-й Московской - на 16 591 человека. Было отремонтировано помещений на 23 846 человек, т. е. 64 процента. Ремонтом занимались 227 человек.
В феврале 1922 г., Реввоенсоветом был утвержден штат губернской (городской) военно-инженерной дистанции. Всего их было установлено 56 (значительно меньше, чем в 1921 г.). Дистанции разделялись на внеразрядные, 1-го, 2-го и 3-го разрядов. Внеразрядными были 2 дистанции (Московская и Петроградская), 7 дистанций были первого разряда, 17 - второго и 24 - третьего. При дистанциях содержалось 200 производителей работ и 281 смотритель зданий. Кроме того, устанавливалось 12 контор отдельных производителей работ.)
Несколько строк о Э.Парроте есть в известном сборнике А.В. Рогачева «Московские зодчие второй половины XIX - начала XX века. Биографический справочник.» - М., 1997. - Ч. 2, с. 42
Паррот, Эгмонт Оттонович
Военный инженер. В 1911-12 - архит. Мытищинского вагоностроительного завода. Руководил строит-вом производственных корпусов.
В Казани есть особняк Сандецкого (генерал, командующий Казанским военным округом 1907-1917 гг). Строил здание военный инженер казанской военной дистанции капитан Паррот.
Отец Эгмонта Паррота - Отто Сигизмунд фон Паррот (Otto Sigismund von Parrot) (08.08.1836, Лифляндия - 03.05.1893, г. Орёл) учился в Дерптском университете (ныне г. Тарту, Эстония) в 1857-1860 гг, изучал физику, химию, биологию. О нем известно, что в 1868г он работал помощником районного инспектора налогового управления в Лифляндской губернии, затем переехал в центральную Россию, где стал начальником телеграфного управления Орловско-Витебской железной дороги. Мать Э. Паррота - Шарлотта фон Паррот (в девичестве фон Хук, von Hueck (1838 - 1917). Оба родителя Э.Паррота закончили жизненный путь в Орле.
У Эгмонта было две сестры и брат:
- Эмилия Берта Амалия (Emilie Bertha Amalie von Parrot), (1865 - 1945, Штольценвальд, Германия).
- Шарлотта (Charlotte von Parrot), (1872 - 1945, Бранденбург, Германия)
- Мориц Фридрих Вальтер (Moritz Friedrich Walther von Parrot) (1866 -1949?)
Фамилия Паррот была в Лифляндии известной и Парроты оставили заметный след в истории. Почти все они так или иначе были связаны с Дерптским университетом. В специальном альбоме, выпущенном Дерптским университетом в 1889 г, среди всех 14 тысяч его выпускников с момента возобновления деятельности университета есть несколько Парротов.
Ученая династия Парротов оставила влиятельный след в истории отечественной науки. Старший из них Георг-Фридрих Паррот (Georg-Friedrich Parrot, он же Егор Иванович Паррот ) (1767 - 1852) - физик-изобретатель, был организатором восстановления Дерптского университета, будучи фактически его первым ректором (1802). На Луне есть кратер, названный его именем.
Четверть века Г.-Ф. Паррот успешно работал как ученый, преподаватель и администратор в Дерптском университете. После 25 лет работы ординарным профессором физики и математики в Дерпте в 1826 году был избран академиком Академии Наук и переехал в Петербург. Оставил более 80 ученых работ по физике, медицине, технологии, химии и метеорологии, не считая множества журнальных и популярных статей. Был в тесных дружеских отношениях с императором Александром I, а также не в дружеских, но тоже в довольно длительных отношениях с императором Николаем I. Николай оценил смелый и независимый взгляд Паррота на многие вопросы общественно-экономической жизни России и предложил ему через посредство графа Бенкендорфа, шефа жандармов, время от времени писать о тех или других вопросах государственного управления. При этом государь высказал Бенкендорфу желание, чтобы Паррот писал о всем, что вздумается, но лишь бы это было чистосердечно и исходило прямо из сердца. Паррот широко воспользовался сделанным предложением и в течение 22 лет, до 1849 года, написал государю более 200 записок и писем, впрочем ни разу не получив собственноручного ответа и только раз удостоившись чести лично беседовать с государём, и то по какому-то специально-техническому вопросу.
Его младший сын - Иоганн Фридрих (Иван Егорович) Паррот/Johann Jacob Friedrich Wilhelm von Parrot (1791 - 1841) пошел по стопам отца, состоялся как врач и учёный-естествоиспытатель, в 1821 г. получил в Дерптском университете степень профессора медицины и хирургии и избран членом-корреспондентом Академии Наук, каковым и являлся до своей смерти в 1841 году. Серьёзно занимался альпинизмом: впервые (1829) совершил восхождение на Большой Арарат (5165 м);
Внук Георга-Фридрих Паррота - Вернер Цеге фон Мантейфель - ведущий военный хирург в России начала XX века, генерал-майор, впервые в мире провёл операцию в резиновых перчатках (1897).
Еще один упомянутый в альбоме выпускников Дерптского университета Паррот (последний в приведенной выше выдержке) -
Мориц Паррот (1831- 1882), вероятно приходился братом Отто-Сигизмунду, отцу Эгмонта Паррота. На такой вывод наводит неоднократное пересечение в их служебных карьерах - оба были тесно связаны с телеграфной службой и железной дорогой, оба одно время работали в налоговых органах. Возможно братья, что называется, тянули друг друга.
Собственно наш Эгмонт Паррот в каком-то смысле продолжил путь отца, будучи по роду занятий связанным с техникой (строительство) и с железными дорогами (служба в жел-дор батальоне). Так что вполне возможно выбор производителя работ для постройки корпусов вагоностроительного завода в Мытищах в 1911-1912 гг был неслучайным.
Про семью самого Эгмонта Паррота удалось найти немногое.
Из генеалогических сайтов можно узнать, что он был женат (жена Фелиция, Felicie von Parrot (Augustowsky), у него был сын Георгий (1906-1939).
Брат Мориц был товарищем председателя Орловского окружного суда, весной 1918 г. - в Орле, затем в Вооруженных Силах Юга России по ведомству министерства юстиции. Летом 1920г. - на Принцевых островах, переправлен 7 июля 1920 с о. Принкипо на о. Лемнос на корабле "Катария". Жена Наталья Михайловна, дети Владимир, Александр, Сергей, Глеб.
Дети Морица (и племяннники Эгмонта), тоже отмечены в Белом движении:
- Паррот Сергей Морисович, р. 1892 г. В Вооруженных силах Юга России. Юрист.
- Паррот Владимир Морисович, р. 1896 г. В Вооруженных силах Юга России. Вольноопределяющийся.
Оба были эвакуированы в марте 1920 г. из Новороссийска в Салоники на корабле "Ганновер" и затем во Вранья-Банью на пароходе "Габсбург". На май 1920 - в Югославии.
Эмигрировали из России и сестры Эгмонта Паррота - Берта-Амалия и Шарлотта, жили в эмиграции в Германии, обе умерли в 1945 году.
Имени самого Эгмонта Паррота среди тех Парротов, кто так или иначе был причастен к Белому движению в годы гражданской войны - нет. Это означает, что либо он до светлого будущего не дожил, либо остался в России и возможно работал по специальности - русские инженеры вообще, и военные инженеры в частности, в советской Росии в 1920-е годы были наперечет. Во всяком случае на зарубежных генеалогических сайтах указывается, что Эгмонт Паррот умер в 1939 году в Москве.
Какие конкретно корпуса построены Эгмонтом Парротом на вагоностроительном заводе в Мытищах - мне найти не удалось. Но где-то эти сведения наверняка есть, а возможно и опубликованы, только я их не нашел.
Значительного вклада, который внес этот человек в облик и историю нашего города, это уж точно никак не отменяет.
Дополнение от 01.10.2018
Мое предположение, что Э.О.Паррот остался в советской России оказалось правильным, Надо было всего-то посмотреть справочники "Вся Москва".
В 1916 г Паррот жил в доме №7 по Б. Успенскому переулку, который с 1914 г принадлежал Инженерному окружному управлению, которое после революции стало называться Московской Губернской Военно-инженерной дистанцией и располагалось в этом здании.
В послереволюционных справочниках "Вся Москва" на 1923, 1925, 1930 годы Паррот числится уже по адресу ул. Спиридоновка 40, которое было построено в 1916 г. и также относилось к военному ведомству (бывшая 3-я военная гимназия). Изначально здание было двухэтажным, в 1933-1934 гг. были надстроены еще два этажа. Интересно, что в 1923 г адрес Паррота указан Спиридоновка, д.40, кв.1, а в последующие годы - Спиридоновка, д.40, кв.10. Может просто опечатка, а может "уплотнили".
Справочник "Вся Москва" на 1923 год
Справочник "Вся Москва" на 1925 год