Красивые люди и мышечный панцирь

Nov 21, 2013 10:47

Недавно случился у меня в высшей степени философский разговор о красоте. Ведь о красоте разговоры иначе чем философскими не бывают, не так ли? :) Вечная тема, по которой вряд ли мнения сойдутся. Кому-то нравятся высокие и стройные, кому-то приземистые и широкие, кто-то прется с маленького мягкого и уютного пузика, кто-то без ума от блондинов, а кому-то брунетов брутальных подавай. Размер опять же ну никакого значения не играет - часть мужчин просто сходит с ума по большой груди, другие ну совсем ничего не имеют против первого размера.
Все относительно.

Но сколько девушек сходит с ума от того, что их фигура не соответствует образцам моделей из глянцев? Диеты, похудание, сыроедение, белковые диеты, низкокалорийные диеты... Кто-то носит лифчики с пуш-апом, кто-то покупает спортивные - шоб "хоть немного подтянуть и уменьшить". Мужики на самом деле - туда же, хоть и не так это видно. Но и среди них страдальцев и любителей построгать Богом данное тело хватает. И что все это маньячество доводит до нехорошего - давно и всем известно. Даже если не касаться уже психиатрических диагнозов типа анорексии и булимии. Кровь и мясо, слезы и "никто меня не полюбит такую/такого".

По сути - фигня. Если не брать уж совсем откровенных перекосов типа той же булимии (ожирения) и анорексии (привет Освенциму), как ни странно, всякие разные наблюдения за жизнью - и даже социследования хором сходятся на том, что люди выбирают себе в партнеров далеко не идеальных красавцев/красавиц с обложки Men’s Health и FHM. И даже личные представления о красоте и красивых людях - картинки из головы - ну оочень часто не совпадают с обликом партнера, и надо заметить, любимого партнера. И спросишь такую вполне счастливую жену или радостно бегущего домой мужа - считают ли они своего супруга красивым - ну ответят же - да! И нет здесь никакого противоречия, правда-правда.

В партнеры себе - по-хорошему - выбирают не самого красивого, сексуального писаного красавца, а того с кем тепло, надежно, уютно и интересно. Не тело выбирают, человека. Но тело этого человека нам тоже нравится. Но об этом уже много писалось, говорилось, и мысль эта не нова. А меня вот какой аспект в нашей философской беседе заинтересовал. Конкретно восприятия человека как "красивого" касающийся.



Есть такое понятие как "мышечный панцирь". Впервые заговорил о нем ученик дедушки Фрейда - Вильгельм Райх. Интересный был дядька, выдающийся ученый, местами чересчур увлекающийся, отошедший от идей отца-основателя и с головой ушедший в свое время в нетрадиционную медицину и китайские практики... ну и между делом положивший начало такой ветке психотерапии как телесно-ориентированная терапия. Очень вкратце суть метода сводится к работе с психикой через тело и базируется вот на чем: психика и тело неразрывно связаны, и все нереализованные импульсы, все подавленные эмоции, все привычные маски "уходят в тело", и образуют там привычные мышечные спазмы, в свою очередь, образующие мышечный панцирь. Разжимая который мы в том числе высвобождаем и подавленные эмоции, и распутываем свои психологические зажимы. Ну и вообще - легче жить и дышать становится.

И сие правда. Я уже писала и говорила много раз, что эмоции штука физиологичная, проживаемая в том числе и на телесном уровне. Испытываем мы гнев - и непроизвольно сжимаются кулаки, напрягаются плечи, сутулится спина - тело готовится к удару, к прыжку. Боимся - замирает дыхание, расширяются глаза, ноги готовятся бежать. Нам больно и мы переживаем горе, но показать и проявить его нельзя - ведь "парни не плачут" - и опять же замирает дыхание, напрягается горло, мышцы шеи - чтобы сдержать рыдание. А если бежать некуда, а ненавидим мы - о ужас и нарушение всех правил, порядков, обычаев и догм - собственную мать? А если я - еще маленький ребенок, замерший между ужасом и гневом? И даже мои слезы приведут в еще большую ярость пьяного отца? Все уходит в тело.

Добавим в эту прекрасную кучку странные взаимоотношения с едой. Когда мы в стрессе - ооочень часто мы либо отказываемся от еды, либо начинаем есть больше, чем организму надо на момент. Тоже базово естественная реакция - накопить запасы на трудные времена или получить простое и незатейливое удовольствия от еды - ну хоть какое-то, раз иное счастье невозможно! Или же обратно - какая еда, если организм под завязку накачан адреналином, и его единственное желание - бежать со всех ног? А психика, наш разум, наш бесконечно умный мозг еще вдобавок решает в этот момент скромно постоять в сторонке - и вуаля, выстраивает прекрасный барьер между собой и телом. Ну и дальше получаются прекрасные говорящие головы, собственного тела не ощущающие, или люди, относящиеся к своему телу как к ломовой лошади и игнорирующие его потребности. А дальше - вуяля - и какая-нибудь психосоматика ВДРУГ. Если годами сдерживать дыхание не позволяя эмоциям проявиться - тут и правда до астмы недалеко.

А вот есть еще прекрасное явление - я его "улыбкой менеджера-продажника" называю, а похожее явление у нас в народе известно под названием "американская улыбка". Нет у человека никакой радости, может у него горе, или настроение плохое, а еще он дико устал от людей - но "по долгу службы", ему положено улыбаться. И улыбка эта въедается в мышцы, не затрагивая глаза. И "снять" ее с лица неимоверно трудно. А если удается - оказывается под ней обычно глубокая усталость. Сколько раз на съемках своих я с этим сталкивалась.

И вот говорили мы говорили, философствовали. И пришло мне на ум, что "красоты" для человека две. Есть та внешность, которую он, по одним ему непонятным причинам считает привлекательной. И совершенно неважно из-за чего - детский импритинг ли на внешность отца (я лично, кстати, считаю привлекательными мужчин, телосложение которых похоже на телосложение моего дедушки, вот они для меня Апполоны, есть такое), эталонные красавцы и красавицы из подростковых журналов типа Cool, учительница первая твоя...

И есть более общая красота. Красота раслаблености и естественности. И с этой, второй точки зрения - мы все, все люди этой планеты - красивы. Мы красивы, когда счастливы, когда раслаблены, когда пребываем в комфорте, когда распускаем свой мышечный панцирь и перестаем себя контролировать. Мы красивы - каждый в своем собственном типе красоты. Полные и худенькие, высокие и не очень, светловолосые и брюнеты, с темной кожей или со светлой... Красивы без косметики, пластики и тысячи других подпорок и приспособлений. Красивы, когда позволяем себе быть в своей полноте, такими, какие мы есть. Грустными, уставшими, искренними - настоящими.

Есть у этого мышечного панциря одна особенность. По происхождению своему он по большей своей части социален. Общество диктует правила поведения. Улыбайся клиенту. Парни не плачут. Девочки некрасивы когда злятся. Показывать на людях свои чувства плохо. Не зли папу, он устал. Маме не до тебя, поди займись делами. И он въедается в нас - мы вообще существа социальные.

Когда я работаю на съемках со своими клиентами - есть одна вещь, которую я делаю всегда. Я помогаю распустить этот самый панцирь. И позволить людям побыть без него - и увидеть себя без него. И часто я слышу в качестве обратной связи - "да, на твоих фото - настоящая я". Снять его навсегда за несколько часов невозможно. Расшатать, расслабить, показать что происходит без него - да, хотя и это порой очень и очень нелегко. Тяжелее всего мне, кстати, с "улыбками менеджеров" - настолько они въедаются, и настолько дисгармонируют с усталым и закрытым выражением глаз...

Снять окончательно этот панцирь - это в терапию и надолго. Внешнее и внутреннее, тело и интеллект слиты воедино. Работая в классической терапии, научаясь заново чувствовать - мы возвращаем себе и наше тело. Тонус мышц, свободное дыхание, прямую осанку. Работая в телесно-ориентированном подходе, возвращая себе тело - мы возвращаем себе и чувства. И в обоих случаях - красоту. И возможность быть собой. И, по-моему, это стоит того.

И да. Нет никакого противоречия в том, что нравятся девочке высокие и худые голубоглазые блондины - а замужем она за приземистым и полноватым шатеном. И любит. И счастлива. И для нее он - самый красивый, и лучше всяких глянцевых красавцев. Потому что когда мы любимы, когда счастливы - когда мы в комфорте с кем-то - мы и панцирь свой снимаем. Оставляем за дверями квартиры работу, начальника, хама в транспорте. И можем искренне улыбаться и искренне плакать. Можем быть.

Но елки-палки, сколько же людей зажатых всегда, везде, в супружеской постели, скрученных в узел! И здесь стонать хочется от бессилия. Иногда мне очень жаль, что нельзя помочь всем. Господи, иногда я понимаю что все вышесказанное - все еще, несмотря на профессию, несмотря на годы работы с собой - все еще относится и ко мне самой. Но вот как-то...

Все люди красивы. И, возможно, иногда это можно им показать?

вес, красота, психотерапия, фототерапия

Previous post Next post
Up