Оригинал взят у
marina_klimkova в
Ветераны ТВРЗ хотят знать о проблемах Студенца По приглашению музея Тамбовского вагоноремонтного завода (ТВРЗ) мы с Александром Архиповым выступили перед ветеранами труда с лекцией «Студенец вчера и сегодня». В Год экологии эта тема, как оказалось, особенно на слуху, поэтому ее и заявили нам как предпочтительную.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194492/281515157.6c/0_16fb9f_3b86faf2_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109344/281515157.6c/0_16fba0_f7f56a6_XL.jpg)
Представители старшего поколения, которые пришли на лекцию, помнят время, когда за городскими заводами закрепляли участки реки для приведения их в порядок. Им не понятно, почему сегодня водоем так запустили, поэтому они готовы выйти на ежегодный субботник по очистке Студенца, который в этом году состоится 22 апреля.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196245/281515157.6c/0_16fba1_a58c0e6d_XL.jpg)
На встрече я рассказала о значении рек в строительстве и развитии Тамбова, продемонстрировала планы разных веков, которые говорят сами за себя, фотографии мостов на Студенце - Державинского, Замятинского (Девичьего), на улицах К. Маркса и Базарной.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/142729/281515157.6c/0_16fba2_b5acfe96_XL.jpg)
Александр Архипов показал современную съемку разных мест на реке, характеризующих ее состояние. Слушателей интересовали и результаты судебных процессов, в которых участвует Александр.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/218038/281515157.6c/0_16fba3_439c95a8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198998/281515157.6c/0_16fba4_31f93bb7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196365/281515157.6c/0_16fba5_42696cbd_XL.jpg)
В конце встречи ветераны труда читали стихи о природе. Потом для нас провели экскурсию по музею. Экспонаты здесь есть уникальные, характеризующие разные эпохи. Однако у музея, как у многих других подобных ведомственных учреждений, сегодня нет возможности отремонтировать помещение и обновить формы экспозиции.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54787/281515157.6c/0_16fbac_4064785d_XL.jpg)
При входе в музей посетителей встречают фотопортреты М. Катина и И. Кузнецова, застрелившие в 1905 году вице-губернатора Н.Е. Богдановича. Их имена еще недавно носила улица Студенецкая набережная, о чем я
недавно вспоминала. (Катин был рабочим вагоноремонтных мастерских, которые в Тамбове являлись одним из самым больших предприятий до революции.)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197700/281515157.6c/0_16fba6_4b9dd3db_XL.jpg)
Когда из Козлова через Тамбов прошла железная колея, то в 1869 году западнее Воронежской заставы было построено здание вокзала. В 1899 году основали завод как вагонные мастерские Рязано-Уральской железной дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/56520/281515157.6c/0_16fba8_219bfa12_XL.jpg)
«В 1913 году мастерские размещались в отдельных одноэтажных зданиях устроенных и оборудованных по последнему слову техники того времени. Имелась центральная силовая станция, оборудованная паровыми машинами. Отопление мастерских воздушное. Сушка древесины для технологических нужд в сушилках системы Стуртеванта. Удаление стружек от деревообделочного станка производилось пневматически, действием высасывающего вентилятора. Подача материалов производилась по узкоколейным путям системы Декавиля и по подвесным путям, расположенных над станком. Число мастеровых и служащих достигало 1500 человек. Мастерские выпускали до 6000 товарных вагонов в год из конвекционного осмотра и до 200 пассажирских вагонов из капитального ремонта.
Специализация завода до 1945 года - пассажирские вагоны, с 1945 года - изотермические, с 1970 года - рефрижераторные секции, ориентировочно с 1995 года - пассажирские вагоны.
Во время Великой Отечественной войны на заводе был построен литейный цех. В военные годы изготовлено более 2 млн мин, построены 40 бронепоездов, санитарные, банно-прачечные поезда, бронелетучки, снегоочистители» (
источник).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/54787/281515157.6c/0_16fbb0_87ab8945_XL.jpg)
В 1928 году завод получил имя - «Тамбовский вагоноремонтный завод». В 1929 году открылся дом культуры «Знамя труда». Здание для него было построено архитектором А.Т. Свирчевским как клуб для рабочих железнодорожных мастерских. Музей здесь появился в 1967 году, а, значит, в этом году ему исполняется 50 лет.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/281515157.6c/0_16fba7_f60e2994_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/218038/281515157.6c/0_16fba9_5915f25a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/216168/281515157.6c/0_16fbaa_545ac123_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198998/281515157.6c/0_16fbab_20066d61_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/217607/281515157.6c/0_16fbad_ae9d3a2e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/61248/281515157.6c/0_16fbae_2cabad48_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195786/281515157.6c/0_16fbaf_902dce80_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/218038/281515157.6c/0_16fbb1_718002d7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/120031/281515157.6c/0_16fbb2_a2cf0c10_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/57422/281515157.6c/0_16fbb3_a8884ed6_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/171750/281515157.6c/0_16fbb4_40e84fc_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55431/281515157.6c/0_16fbb5_b056b527_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/107800/281515157.6c/0_16fbb6_24e26d7a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/216168/281515157.6c/0_16fbb7_d79b5156_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/143188/281515157.6c/0_16fbb8_fdcf2992_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198361/281515157.6c/0_16fbb9_347483a9_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196245/281515157.6c/0_16fbba_7908fd79_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198361/281515157.6c/0_16fbbb_383ee13a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9116/281515157.6c/0_16fbbc_79848d8b_XL.jpg)