Оригинал взят у
marina_klimkova в
Космодемьянские: Святой из Осиновых ГаевСегодня день памяти Зои Космодемьянской. В 2004 году к этому дню была приурочена моя статья в журнале "Родина", которую повторю здесь в сокращении.
"Оружия воинствования нашего не плотские,
но сильные Богом на разрушение твердынь:
[ими] ниспровергаем замыслы".
2 Коринфянам 10:4
Оригинал взят у
marina_klimkova в
Святой из Осиновых Гаев М.Г. Манизер. Памятник Зое Космодемьянской в Тамбове. Фото В.Г. Шпильчина. 1949-1950-е гг.
М.Г. Манизер. Памятник Зое Космодемьянской в Тамбове на фоне Казанского собора Казанского монастыря.
Фото 2012 г.
«На севере Тамбовской области есть село Осиновые Гаи. «Осиновый гай» значит «осиновый лес». Старики рассказывали, что когда-то здесь и вправду росли дремучие леса». Так начинается книга Л. Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре». Листая ее страницы, узнаешь не только о детстве будущих Героев Советского Союза, но и о семье, в которой они воспитывались, о ближайших родственниках, о самой эпохе. Однако в книжном перечне родных Зои и Александра мы не находим одного прямого предка, чью фамилию они носили, - деда, Петра Ивановича Космодемьянского. Да и как было писать о нем, сельском священнике, в советские 70-е годы? Мало того, обстоятельства смерти Петра Ивановича до сих пор остаются не вполне ясными, а их противоречивые версии, хранящиеся в народной памяти, неизбежно вызывают ряд вопросов...
В селе Осиновые Гаи Петр Иванович Космодемьянский ныне почитается святым. В 2000 году, в канун прославления новомучеников российских, готовились сведения и для его церковной канонизации.
Космодемьянский, очевидно, родился в семье потомственных священнослужителей. Во всяком случае, один из его братьев, Василий Иванович, тоже был священником. Архивные документы рассказывают о жизни Петра Ивановича кратко, просто, без подробностей. Окончив курс Тамбовской духовной семинарии в 1894 году, он поступил служить псаломщиком в церковь села Большая Липовка Моршанского уезда Тамбовской губернии, начал учительствовать в церковно-приходской школе. Вскоре женился на Лидии Федоровне Чуриковой и 6 февраля 1900 года был рукоположен в священники храма села Крутец, где стал заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, а также представителем церковно-приходского попечительства. Летом 1906 года отец Петр перевелся в Знаменскую церковь большого села Осиновые Гаи соседнего Кирсановского уезда.
Знаменская церковь в Осиновых Гаях.
Фото А. и Б. Ладыгиных. 1970-е гг. (?)
24 октября 1900 года в семье Космодемьянских родился сын-первенец Анатолий. В крестьянской среде говорили: «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын». Если следовать этой народной мудрости, то можно с полным правом считать, что в семье Космодемьянских с сыновьями было все в полном порядке. Вслед за Анатолием у Петра Ивановича и Лидии Федоровны родились другие дети - и все, как один, мальчики: Алексей, Александр, Федор (1).
Отец Петр с детства приобщил своих сыновей к грамоте. В архивных источниках 1917 года сообщается, что в тот период Анатолий и Алексей учились в Тамбовской духовной семинарии, Александр продолжал образование в духовном училище. Если бы не Октябрьская революция, перевернувшая сложившиеся устои, все сыновья Космодемьянских стали бы священниками. Однако жизнь рассудила иначе...
Прошло шесть лет. Из книги «Повесть о Зое и Шуре» узнаем, как складывалась судьба братьев Космодемьянских. Старший, отслужив в Красной Армии, вернулся в Осиновые Гаи, стал заведовать избой-читальней и библиотекой, а также вести сельский драматический кружок. Любовь Тимофеевна Космодемьянская вспоминала: «Вскоре мы с Анатолием Петровичем поженились, и я переселилась в дом Космодемьянских. Анатолий Петрович жил с матерью - Лидией Федоровной и с младшим братом Федей. Другой брат - Алексей - служил в Красной Армии» (2).
Как видим, в повествовании Любови Тимофеевны отсутствуют два члена фамилии Космодемьянских - отец Петр и его средний сын Александр. Что же произошло с ними? Какова была судьба главы семьи? На этот счет существуют разные версии.
1918 год ознаменовал собой приход к власти коммунистов-большевиков. Вопреки тому что Тамбовская губерния была житницей России, ее сельское население при новом режиме бедствовало и голодало. Как известно, продовольственная программа в первые годы Советской власти выполнялась при помощи продразверстки - изъятия «излишков» продуктов и скота у сельского населения, сопровождавшихся использованием грубой силы. Правила «военного коммунизма» явились для тамбовского крестьянства непосильной ношей. Восстания сельских жителей вспыхнули уже в 1918 году, а еще через год Кирсановский уезд превратился в эпицентр крупномасштабной крестьянской войны (3). Попеременное прохождение по селам уезда повстанческих дружин, советских продовольственных отрядов и частей Красной армии с обысками, мародерством, насилием приводило к обнищанию крестьянских хозяйств и всеобщему недоверию. Русский мужик в те годы твердо усвоил жестокую аксиому времени: «Красные» придут - грабят, «белые» придут - грабят». Порой в неразберихе военно-революционного времени бесследно исчезали люди, что и случилось в 1918 году с Петром Ивановичем Космодемьянским. Его внучатая племянница, Нина Сергеевна Ланге (в девичестве Чурикова), впоследствии вспоминала: «Во время гражданской войны нагрянула на Осиновые Гаи банда белых. Потребовала у священника лошадей. Он не дал, и его убили. А хоронили буденовцы, когда освободили село. Под «Интернационал» (4).
В селе, где некогда служил отец Петр, каждый из старейших жителей рассказывает собственную версию гибели, о которых в 1998 году (5) в прессе писалось: «Общими во всех рассказах были только лошади, за которыми пришли к отцу Петру, чердак, где он спрятался и откуда его стащили, и пруд в нескольких километрах от села, возле которого был убит... Все остальное - полное разноречие. От версии, что убили соседи из корысти, до каких-то таинственных книг, которые якобы хранились у отца Петра и стали главной причиной его гибели... Ну и буквально все сходились вот на чем. Убили отца Петра осенью, а обнаружили труп только в следующем году - уже летом под Троицу» (6). Поскольку, по рассказам сельчан, тело найденного в озере человека оказалось нетленным, то по нему удалось опознать местного священника. А сам факт чудесного сохранения и обретения мощей отца Петра послужил почитанию его как святого.
Наряду с версиями гибели Космодемьянского, приводимыми в советской печати, авторы православных изданий выдвигают свои собственные. В общих чертах они повторяют приведенные выше рассказы, но вносят в них важную поправку, а именно: Петр Иванович был убит не «бандой белых», а группой воинствующих безбожников (7). Согласно этой версии, подробности его трагической гибели также остаются невыясненными, однако обретают выразительную окраску мученической смерти за святую веру в Бога.
Думается, что во всех существующих рассказах, как бы они ни разнились, есть доля истины, которая с течением времени обрела форму народной легенды с множеством интерпретаций.
Во-первых, обращает на себя внимание, что почти во всех рассказах в качестве причины возникшего конфликта называются лошади. Если прибегнуть к архивным документам, то неизбежно находишь те из них, которые касаются мобилизации лошадей для Красной Армии. Они относятся именно к тому небольшому промежутку времени, когда исчез Космодемьянский, - началу осени 1918 года (8). Так, например, в одном из отчетов Волостного совета села Курдюки того же Кирсановского уезда от 7 сентября сообщается о противостоянии советских работников, следующих предписанию № 3627, с зажиточными крестьянами, не желающими ему подчиняться. «Вначале мобилизация проходила успешно, но кулаки, у которых брали лошадей, начали возбуждать массу... 6-го Сентября выступили мужики из с. Короваина, д. Тариновки, Волосатовки, д. Кареевки, Шаболовки и части Каширки и стали требовать разъяснения... Отряд матросов, который был послан Тамбовским Губернским Продовольственным Комиссариатом для уборки экономических посевов, просил разойтись толпу. Толпа еще больше взволновалась и стала наступать на матросов (солдат). Матросы начали отступать в поле... Толпа направилась к Совету и вытащила тов. Шевцова, который состоял в комиссии на приемке лошадей от Исполкома Курдюковского Совдепа, и стали проводить самосуд... В это время кирпич, брошенный в Шевцова, попал в Казанкова, в левую руку и в бок, он от натиска толпы и ударов упал без памяти. Не было совершенно никакой возможности уговорить разъяренную толпу... В это время одному матросу удалось ускользнуть из с. Курдюков, и он поскакал в с. Осиновку к председателю Осиновской фракции коммунистов (большевиков) тов. Григорьеву. Тов. Григорьев, сделав 5 выстрелов, моментально собрал всех членов фракции... и быстро двинулся в с. Курдюки... К тому времени прибыл отряд матросов и был послан нарочный в Калугинскую фракцию коммунистов (большевиков) и в Богословский Совет... С помощью этих отрядов удалось быстро и энергично уладить брожение кулаков и немедленно провести мобилизацию лошадей... Волость была объявлена на осадном положении... Было приступлено к расследованию» (9).
Другая версия гибели священника Космодемьянского связана с «тайными книгами, которые якобы хранились» у него и «стали главной причиной его гибели». Эта версия также не случайна и тоже несет отголосок действительных событий. Речь здесь, как видно, идет о метрических книгах, которые вели священники. Они содержали основные сведения о людях, относящихся к данному приходу, и хранились в церквах (10). Советская власть в процессе изъятия метрических книг неизбежно встречала сопротивление со стороны церковнослужителей. К примеру, о причинах первых крестьянских восстаний осени 1918 года в отчете Кирсановской уездной ЧК от 16 января 1919 года говорится следующее: «Первый мятеж в Рудовской волости вспыхнул отчасти из-за неудовольствия некоторыми советскими работниками в упомянутой волости и на почве мобилизации скота. Второй - в Чернавской волости - на почве не понятия предписания священникам о сдаче церковных метрических книг Совету» (11).
Любопытно, что Рудовское восстание, о котором говорится в документе, охватывало и село Осиновые Гаи. Мало того, в одном из документов ЧК от 25 ноября 1918 года, касающихся подавления этого выступления, в числе лиц, приговоренных к расстрелу, называется фамилия священнослужителя Космодемьянского: «СЛУШАЛИ: По обв[инению] священника Косьмыдемьянского и Панова в противо-Советской агитации. Косьмыдемьянского и Панова как лиц призывавших толпу к разгрому Советов в тот момент, когда было возстание контр-революционных банд, и уезд был введен в осадном положении. ПОСТАНОВЛЕНО: разстрелять и широко опубликовать среди населения» (12).
Поскольку в архивном документе не указано имя и отчество казненного священника, то возникает сомнение: действительно ли в нем говорится об отце Петре? Не однофамилец ли его приговорен ЧК к смерти? Однако из «Клировых ведомостей за 1917-й г.», в которых дан алфавитный список всех церковнослужителей 26 кирсановских церквей по 2-му округу, мы узнаем, что из 82 человек лишь один носил фамилию «Космодемьянский» - Петр Иванович, служивший в селе Осиновые Гаи (13).
Таким образом, необходимо признать, что народные легенды очень точно доносят до нас характер эпохи 1918 года с такими ее трагическими моментами, как насильственная «мобилизация» скота у крестьян, изъятие метрических книг из церквей, таинственное исчезновение людей, бандитизм и много другое, против чего выступал П.И. Космодемьянский. Да и не он один. Сельские священники повсеместно сопротивлялись попытке Советской власти сломать веками сложившиеся в стране жизненные традиции, разрушить порядок, за что подвергались гонениями и казням.
Слухи о разорении красноармейцами церквей и расстрелах священников вызывали у сельских жителей возмущение и приводили к новым выступлениям против власти, поэтому подобные факты, как правило, замалчивались. Однако в секретных документах заседаний ЧК по результатам расследования восстаний в Тамбовской губернии именно священнослужители наряду с «бывшими» офицерами и кулаками назывались в числе главных зачинщиков беспорядков (14, 15).
Возвращаясь к жизни П.И. Космодемьянского, задаешься вопросом: можно ли, пользуясь народными легендами и архивными источниками, выстроить хотя бы примерную историческую хронологию событий, связанных с его гибелью? Думается, что да.
Итак. 1 сентября 1918 года выходит постановление Кирсановского уездного Военного комиссариата № 3627 о мобилизации лошадей для Красной Армии. В селах, при Волостных Советах, образуются специальные приемные комиссии. Крестьяне, всерьез озабоченные сбором урожая, собираются на сход, выражают общее недовольство по поводу конфискации лошадей, игравших в уборочную страду важнейшую роль в хозяйствах. Как один из немногих грамотных и авторитетных людей, отец Петр выступает перед сельчанами и говорит о несправедливости Советской власти. Начинаются беспорядки, возможно, как и в Курдюковской волости, переросшие в рукоприкладство. Собрание разгоняется при помощи оружия коммунистами и активистами; начинается следствие, ищут зачинщиков. Один из главных подозреваемых - отец Петр, которого забирают и увозят, возможно, в Кирсанов, в ЧК, или, может быть, совершают самосуд на месте (16).
Листая архивные документы и читая воспоминания, следуя шаг за шагом по непростой летописи семьи Космодемьянских, сознаешь всю трагическую глубину русской истории. На первый взгляд, кажется, что судьба Петра Ивановича, Зои и Александра являет нам пример глобального мировоззренческого разрыва поколений. Один из них, сельский священник, выступал за «старый» режим и погиб за него; другие, московские комсомольцы 41-го отдали жизнь за то, против чего, как кажется, выступал их дед - за Советский Союз. Однако, при всей видимой разности мотива поступков у деда и внуков, нельзя не заметить поразительную общность их характеров. Твердые принципы и отстаивание их в любых жизненных условиях, невозможность примирения с какой-либо несправедливостью, любовь к родной земле и народу, ее населяющему... Но самое главное - это жертвенная готовность отдать свою жизнь за все эти непреходящие ценности.
Примечания
1. Алексей (р. 12 марта 1903 г.), Александр (р. 9 июля 1905 г.), Феодор (р. 18 октября 1907 г.)
2. Космодемьянская Л. (литературная запись Ф. Виноградовой). Повесть о Зое и Шуре. Воронеж. 1978. С. 10.
3. В исторической литературе крестьянская война в Тамбовской губернии 1919-1921 гг. получила название «антоновского восстания» или «Антоновщины».
4. См.: Кожемяко В. Есть в России Осиновый Гай: Здесь 75 лет назад родилась Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская//Правда. 1998 (от 11-14 сентября).
5. В 1998 г. отмечалось 75-летие со дня рождения Зои Космодемьянской (р. 13 сентября 1923 г.)
6. См.: Кожемяко В. Указ. ст.
7. См.: Кученкова В. А. Крестный путь сельского священника Петра Космодемьянского//Мир Божий. М. 2001. № 1. С. 92-95.
8. Последняя запись, сделанная в метрической книге Знаменской церкви отцом Петром, относится к 26 августу 1918 г. См.: Государственный архив Тамбовской области, далее ГАТО. Ф. 1949. Оп. 2. Д. 7445. Л. 32 (об.).
9. ГАТО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 66. Л. 907.
10. Церковные метрические книги содержали записи о датах рождения, крещения, венчания и смерти жителей, а также об их происхождении.
11. Цит. по кн.: Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. «Антоновщина»: Документы и материалы. Тамбов. 1994. С. 23.
12. ГАТО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 42. Л. 92.
13. Там же. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2317. Л. 3 об.
14. Там же. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-73 об.
15. Там же. Л. 74.
16. Поскольку Космодемьянский пропал в последних числах сентября, постановление ЧК от 25 ноября имеет несколько вариантов объяснения: либо отец Петр долгое время находился в заключении, либо приказ о расстреле был издан задним числом.
Климкова М.А. Святой из Осиновых Гаев // Родина. М., 2004. № 4.
Полный текст статьи см.:
http://archive.li/ie34Z Памятник Петру Космодемьянскому. Осиновые Гаи