Вятка. Мастерская учебных пособий губернского земства (завод "Физприбор").

Dec 13, 2016 23:44

Оригинал взят у tornado_84 в Вятка. Мастерская учебных пособий губернского земства (завод "Физприбор").
 Вятское земство все полстолетия своей деятельности упорно стремилось развивать школьную сеть. В конечном результате это должно было обеспечить всеобщее начальное обучение в губернии. В этом развитии перед земством неизбежно вставал вопрос: откуда брать школьную мебель и наглядные учебные пособия? До начала ХХ века Вятка была отрезана от всей остальной России отсутствием железных дорог. Земство не могло заказывать учебные пособия в Петербурге или Москве. Доставляемые издалека пособия были непомерно дорогими. В таких условиях земство закономерно пришло к мысли наладить производство школьной мебели и пособий у себя на месте, поначалу - силами местных кустарей. С этой целью и была учреждена в 1896 году в городе Вятке мастерская учебных пособий. Как показал опыт следующих лет, открытие мастерской оказалось весьма своевременным - запросы школ год от года быстро росли.



Справа - барельефы на фасаде административного здания завода "Физприбор" (улица Герцена, 41).
Слева - изображенные на барельефах приборы, илллюстрации из каталога мастерской учебных пособий Вятского губернского земства (1912 год), сверху вниз:
1) воздушный насос со стеклянным колоколом,
2) Сегнерово колесо,
3) прибор для демонстрации расширения тел при нагревании.

 Первыми шагами мастерской было изготовление школьной мебели (парт, кафедр, классных досок, указок) и самых несложных пособий для начальной школы (мер длины, наборов геометрических тел, линеек, чернильниц и т.п.). Начальный оборотный капитал мастерской оказался довольно скромным - немногим более 1300 рублей. Однако действия руководства мастерской оказались настолько вдумчивыми и серьезными, что она почти сразу преуспела. За несколько лет мастерская привлекла к себе внимание и симпатии школ не только Вятской, но и других губерний. В результате предприятие очень успешно развивало свои обороты. В первый год мастерская продала продукции на 547 рублей, а в 1901 году - уже на 32 тысячи рублей. За два года - 1909 и 1910 - мастерской были высланы пособия в 58 губерний и областей России по требованию более 1000 учреждений и частных лиц. В 1909 году было продано продукции на 63000 рублей, в 1910 году - на 79133 рубля, в 1911 году - на 100 тысяч. Наконец, в 1918 году - на сумму более 250 тысяч рублей.



С.Лобовиков. Работница. Из репортажа о фабрике учебных пособий в г. Вятке. 1931 год.

Прислушиваясь к запросам учебных заведений, мастерская все время увеличивала перечень выпускаемых пособий, совершенствовала их качество и наращивала производство сложных изделий. Со временем продукция мастерской стала отвечать запросам не только начальной школы, но и средней, а в последние перед первой мировой войной годы - даже и высшей школы. Учебные заведения стали обращаться в мастерскую со всеми своими нуждами. Идя навстречу таким требованиям, она мастерская решила принимать на себя полное оборудование школ всеми необходимыми пособиями без исключения. Стремясь исполнить все возможные запросы, мастерская пришла к необходимости заключить соглашение с фирмами по продаже не выпускаемых в Вятке пособий (например, цветных карт и атласов) и устроить у себя склады чужого товара. Престиж мастерской был таков, что на ее изделия существовала очередь. Чтобы учебное заведение получило пособия к началу учебного года, заказ в мастерскую следовало присылать до 15 апреля.



Кабинет естествознания Вятского коммерческого училища. 1910-е гг.
Значительная часть наглядных пособий кабинета была сделана в Вятской мастерской учебных пособий.

Недостаток оборотных средств некоторое время был больным местом мастерской. Но ее руководство использовало все возможные пути для развития. Прежде всего к работе в пользу мастерской были привлечены несколько сот кустарей города Вятки и окрестностей. Такое сотрудничество было взаимовыгодным. В широкой мере применялась специализация - каждый из кустарей делал одну или несколько простых деталей или операций. Первый кустарь делал подставку, второй - металлические части, третий собирал весь прибор, четвертый окрашивал его и полировал и т.д. В 1911 году таких кустарей работало на мастерскую более 200 человек (не считая тех, кто собирал гербарии и коллекции насекомых). К примеру, довольно значительной была кооперация между мастерской и кустарями слободы Дымково, производившими изделия из гипса. Дымковчане делали для мастерской наборы гипсовых орнаментов, коллекции "типов человеческих племен", модели животных и т.п.



Учебные пособия по теме "История древнего Египта". Вятка, слобода Дымково, нач.ХХ в. Тонированный гипс.
Кировский краеведческий музей.

Таким образом почти все пособия производились кустарями, за исключением лишь изделий из стекла, печатной продукции и сложных приборов, да и то большая часть последних лишь собиралась в мастерской. Специализация кустарей очень удешевляла изделия, а самим кустарям доставляла неплохой заработок. К тому же земство избегало громоздкой организации мастерской и крупных накладных расходов, ограничиваясь минимальным штатом служащих. В первые годы деятельность мастерской состояла преимущественно из раздачи заказов кустарям, приемки изделий и наблюдения за качеством работы. Для самых точных механических работ мастерская привлекла опытных городских ремесленников, помогая им инструментом и станками. По мере появления в ассортименте продукции все более сложных и точных пособий, вплоть до геодезических приборов и т.п., мастерская пришла к необходимости открыть и оборудовать собственные производственные помещения. В 1912 году земство рассмотрело этот вопрос и приобрело под застройку участок на Владимирской улице, недалеко от здания губернского земского собрания.



Мастерские учебных пособий в г.Вятке. Открытка Вятского губ. комитета МОПР, 1927 год.

Такая организация производства и поставок школьных пособий не имела себе равных в России. Она была настолько практичной, что запросы в мастерскую посыпались буквально со всех мест Империи. Лишь 20% изготовленных в мастерской пособий расходилось в Вятской губернии, остальное шло за ее пределы. Дело в том, что мастерская выпускала изделия по самым низким расценкам - насколько это было возможно. Прибыль достигалась не дороговизной, а объемами поставок. Так возникла большая, иногда даже громадная разница в ценах мастерской и других специализированных торговых фирм. Такое положение дел привело даже к жалобам в правительство: конкуренты требовали, чтобы вятской мастерской было поставлено на вид, что она своими низкими ценами мешает развитию их оборотов. Кроме того, с целью улучшения и удешевления пособий в 1910 году при мастерской был образован особый педагогический совет, состоящий из педагогического персонала местных учебных заведений. Разбившись по отделам, этот совет рассматривал все выпускаемые мастерской пособия и составлял о них отзывы, указывая все дефекты и возможные улучшения.



Иллюстрированный каталог мастерской учебных пособий
Вятского губернского земства. №7 - 1912 год.

Мастерская активно участвовала в выставках соответствующего характера и всегда получала похвальные отзывы на свои изделия и высшие награды:
в 1902 году - почетный отзыв местного земства на 1-й земской выставке по народному образованию в городе Курске;
в том же году - большая серебряная медаль на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в С.-Петербурге;
в 1903 году - почетный диплом (высшая награда) на 1-й передвижной учебно-показательной выставке для ремесленников и кустарей в С.-Петербурге;
в 1907 году - почетный диплом (высшая награда) на Сарапульской сельскохозяйственной выставке;
в 1909 году - большая золотая медаль на Казанской международной выставке;
в 1911 году - большая золотая медаль на 1-й Западно-Сибирской сельскохозяйственной, кустарной, промышленной и научной выставке в г.Омске;
в том же году - приз Его Императорского Величества (высшая награда) на Царскосельской юбилейной выставке.
И т.д.



С.Лобовиков. Коллектив. Из репортажа о фабрике учебных пособий в г.Вятке. 1931 год.

Рассмотрим вкратце перечень учебных пособий мастерской. Из школьной мебели мастерская изготавливала парты для начальной школы, учительские столы, кафедры, книжные шкафы и классные доски. Из пособий при начальном обучении мастерская выпускала: счеты и арифметические ящики, коллекции мер длины, классные линейки и рулетки, коллекции мер веса, аптекарские и торговые весы, меры емкости, учебные циферблаты.
 Из школьных пособий, необходимых при обучении геометрии и черчению: наборы геометрических тел (из дерева и папье-маше), классные циркули, угольники, транспортиры и масштабы, приборы для съемки планов (эккеры, астролябии, мензулы, нивелиры). Для обучения рисованию: коллекции растений, наборы объемных орнаментов, энтомологические коллекции (жуки, бабочки).



Двухместная парта. Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год.



Классные счеты. Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год.



Волшебный фонарь. Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год.

Пособия для изучения географии и этнографии: теллурии, глобусы, карты и стенные картины с видами разных стран и народов. Для изучения естествознания, зоологии и ботаники: анатомические модели человека и животных из папье-маше, атласы по анатомии, модели животных из гипса и папье-маше, анатомические препараты, чучела птиц и животных, альбомы растений, гипсовые модели цветов и плодов, принадлежности для экскурсий и практических работ (ботанизирки, прессы, ящики для насекомых, сачки). Наглядные пособия (в деревянных ящиках под стеклом) для изучения различных технологий сельского хозяйства и промышленности: злаковые культуры (засушенные растения и их продукты), садоводство и огородничество, пчеловодство, породы древесины и продукты их обработки, текстильные растения и ткани (лен, конопля, хлопок, шелк), сахарная промышленность, кожевенное производство, добыча полезных ископаемых (гранит, кварц, известняк, уголь) и металлургия (железо, медь, бронза, латунь), обжиг кирпича, керамика, стекольная промышленность, мыловаренная, свечная и клееваренная, производство спичек и т.д. Кроме того, пособия по ремеслам: коллекции столярных работ (разрезы дверных косяков, филенок, оконных рам и т.п.), детальное объяснение плетения из лозы и бересты, шорного производства, обработки щетины и изготовления щеток.



Теллурий. Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год.



Разборная модель человеческого глаза. Иллюстр. каталог МУП ВГЗ. 1912 г.

Самым обширным был перечень наглядных пособий и приборов для изучения физики: от простейших пособий по механике (воротов с рычагами, зубчатых колес и проч.) до модели парового двигателя, динамо-машин, телефона, телеграфа, аппарата Маркони. Перед перед мировой войной в мастерской было налажено стеклодувное производство для изготовления химической посуды (колб, мензурок, реторт и проч.).



Модель парового цилиндра в разрезе.
Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год.



Аппарат Маркони (беспроволочный телеграф).
Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год.



Динамо-электрическая машина с ручным приводом.
Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год



Действующая модель: динамо-машина с паровым двигателем.
Иллюстрированный каталог МУП ВГЗ. 1912 год

Строительство отдельного собственного здания мастерской было начато в 1915 году, и к 1917 году здание было почти готово. Но затем в связи с известными событиями возникли затруднения, и здание было полностью доделано только в 1920 году. Даже в таких условиях, при отсутствии собственных производственных помещений, к 1917 году в мастерской на постоянной основе (без учета надомников) трудилось более 50 человек. В те годы предприятие стали обыкновенно называть мастерскими учебных пособий (во множ. числе).
 Годы революции и гражданской войны тяжело отразились на положении мастерских. Во время гражданской войны мастерские вынуждены были перейти на изготовление изделий для армии (обозного инвентаря, операционных столов). Предприятие потеряло лучшие квалифицированные силы, было прекращено налаженное перед мировой войной стеклодувное производство. Лишь в середине 1920-х гг. мастерские получили возможность целиком вернуться к изготовлению учебных пособий.



С.Лобовиков. Двое проверяющих рабочих.
Из репортажа о фабрике учебных пособий в Вятке. 1931 год.

В период 1924-1928 гг. были расширены производственные и административные площади: мастерским были переданы несколько близлежащих зданий (книжного склада земства, пед.института и др.). В 1928 году мастерские были переименована в фабрику учебных пособий (ФУП). Это уже было крупное промышленное предприятие, с цехами: механическим, деревообделочным, инструментальным, стеклодувным, муляжным, литейным и производства складных метров. Персонал фабрики вырос до 620 человек. Прекращена была связь с кустарями-надомниками, и более 120 видов изделий выпускались целиком на фабрике. С 1932 года фабрика вышла на новый уровень: здесь стали выпускать главным образом физические приборы и лабораторное оборудование, а производство складных метров и ряда других простых изделий было прекращено. В 1934 году фабрика вошла в состав комбината учебно-технического и школьного оборудования (КУТШО). В предвоенный период комбинат был крупнейшим в Европе предприятием учебного оборудования. КУТШО производил 40% всех выпускаемых в СССР учебных пособий. В те годы на северной окраине города (ныне - площадь Лепсе) были выстроены новые заводские корпуса и рабочий поселок. Перед войной все новые производства были переданы Наркомату авиационной промышленности. В старых цехах на улице К.Маркса во время войны также был налажен выпуск преимущественно военной продукции. В 1942 году фабрика на улице К.Маркса получила наименование завода физических приборов ("Физприбор"). В послевоенные годы завод скоростными методами вернулся к выпуску мирной продукции.
---------------
Литература:
Иллюстрированный каталог мастерской учебных пособий Вятского губ. земства. Вятка, 1912 год.
Вятские мастерские учебных пособий. Иллюстрированный каталог. Вятка, 1924 год.

Previous post Next post
Up