«Я с сожалением высказываю эту фатальную истину...» или О фильме «Один король - одна Франция»

Feb 01, 2019 11:00


Кинофильм «Один король - одна Франция» не вошел в рейтинг самых популярных новинок 2018 года и был показан далеко не во всех городах. Понятно, ведь авторское кино, да еще на такую специфическую тему, не для широкой публики.

А мне было полезно очередной раз вспомнить порядок событий Великой французской революции 1789-1793 годов. Линия повествования выстроена в форме картинок, составляющих грандиозное эпическое полотно. Оригинальное французское название «Народ и его король» более точно передает смысл сюжета, построенного вокруг судьбы короля.

В центре все-таки король и революция малого народа. Можно считать, что это документальная историческая драма, а потом уже художественная лента. Авторам практически удалось вместить в формат двухчасового фильма все главные свершения тех лет.

Прежде всего, народ, с первых минут вызывающий добрые чувства. Потому что народ тоже можно изобразить по-разному. Например, как неуправляемую кровожадную толпу, расправляющуюся с аристократами. Или вот такой группой, живущей в одном доме, одной семьей. Ремесленники, лавочники, их жены с детьми. Не все из них владеют грамотой, но они дружны, жизнерадостны, и полны надежд на будущее.



Живые портреты искренних сердечных людей. Эти работяги и бедняки - жители Сент-Антуанского предместья, они довольно близко наблюдают разбор по кирпичику громады Бастилии. Революция принесла этим людям сладкий воздух свободы!

В фильме несколько символических образов, я могла отметить и не все. Солнечный свет, как олицетворение свободы. Лучи солнца прорываются из-за башни разрушаемой крепости-тюрьмы. Люди радуются, будто впервые его увидели. Полосы света такие осязаемые, что их касаются руками.



Впечатляет эпизод в начале картины, когда священник собрал прихожан своей маленькой церкви, чтобы рассказать о преимуществах революции. Посаженное дерево свободы выступает, как призыв к прощению друг друга.



Стеклодув Жозеф (Оливье Гурме) и прачка Франсуаза (Адель Энель) иногда выражаются настоящими пафосными лозунгами: «Я подписалась за правосудие, за революцию. Свобода или смерть». «Временно отменить закон, чтобы спасти Отечество». «Лучше смерть, чем терпеть нашествие иностранных войск». «Что наши битвы по сравнению с победами, что наши раны по сравнению с завоеваниями».

Должна заметить, что Франсуаза более горячая революционерка, чем ее возлюбленный Базиль (Гаспар Ульель) - бывший бродяга и покаявшийся вор, вставший на путь честного труда.

Женщины-прачки во время работы сочиняют и поют песни, они же активные участницы революционных действий. Требуют не только хлеба, но и прав, выступают за честь и достоинство человека, за право голоса. Понятие «гражданин» имеет для них цену и великий смысл. Они несколько наивны в предположении: если король переберется из Версаля в Париж, то прогонит спекулянтов.

Король Людовик XVI (Лоран Лафит) в прямой связи с народом, он будто присутствует в глубине народного сознания. У простых людей к королю благоговейное чувство. В целом, у всех горожан и селян, не только лично у Базиля, который счастлив вспоминать, как король возложил ему на голову руку во время его встречи с королевским кортежем в лесу. Это было в день возвращения короля из Варенна.

А что народ живет в сердце короля - этого нет. Король роняет слезу, когда подписывает согласие переехать в Париж. Страдает и переживает, видит кошмарные сны, в которых ему являются призраки умерших предков. Переживает он явно не о судьбе своего народа, а из-за потери той неограниченной власти, что ущемила конституция.

Части фильма, картинки обозначены заголовками, например, 1791 год - время предательств. Кто кого предал? Народ короля или наоборот? Об этом можно размышлять с двух противоположных позиций. Тема революции - это вообще тема противоречивая во всех отношениях.

Король напускает на себя мужество во время штурма дворца Тюильри. Снова образ: после восстания перья из разодранных подушек, как снег, покрывают площадь. Кругом тела убитых, кровь, пленные швейцарцы. Революция - это неизбежное насилие и несчастья. Но Жозеф, ослепший во время сражения, говорит: «Бог на нашей стороне, Бог одобряет революцию».

Светлое лицо девочки Клеманс из этой же семьи, Что она символизирует? Может быть, юную республику? Черная лошадь - образ революции или смерти. Еще у Франсуазы умирает младенец вскоре после взятия Бастилии, рушится старый строй; а потом в 1792 году рождается их ребенок с Базилем - знамение новой жизни.

Я этого опасалась, когда ожидала выход фильма. Король предстает чуть ли не святым. Но умывающий ноги детям бедняков в начале, и читающий псалмы по дороге на казнь в конце, он не вызывает у меня ни сострадания, ни проникновения.

Это исторический факт и в фильме, очевидно, что первоначально никто не хотел свергать короля. Как все радовались, когда 13 сентября 1791 года монарх согласился с конституцией! И депутаты, и простые люди.



Над образами депутатов и той обстановкой, в которой проходит их деятельность, режиссер поработал превосходно. Получилось тонко передать атмосферу ассамблеи, и все те взгляды, жесты, детали одежды и причесок. Первое Национальное собрание Франции. Эти старомодные парики теперь кажутся смешными. За годы революции они заметно изменятся.

Внешность депутатов вполне достоверна. Вот Дантон (Весен Деньяр) выступает на первом заседании Конвента. Вот яростная речь Марата (Дени Лаван), похожего на 80-летнего старика. Значит, режиссер увидел его именно таким. Сен-Жюст (Нильс Шнайдер) произносит свою вдохновенную речь о суде над королем: «Истина горит в сердце каждого…»

«Наши депутаты», - говорит с теплотой одна из прачек. Все связано в этой исторической коллизии: депутаты, доверяющие королю и народ, доверяющий депутатам.



Особенно красивы и таинственны вечерние заседания в манеже при свечах. Изумительная находка, ведь это так важно. В других фильмах зал Конвента в любое время суток всегда так ярко освещен, будто оборудован множеством электрических люстр.

Финальное голосование, решающее участь короля. Жирондисты всячески стараются отсрочить или отменить казнь. Так волнительно, словно зритель, преодолев время, присутствует там, на этих роковых дебатах.



И, наконец, самый главный человек, ради которого мне интересна данная кинолента - Робеспьер (Луи Гаррель). Очень хорошо, что он не показан главным инициатором казни короля и основоположником террора. Потому что он не был ни тем, ни другим.

Его появления яркие, но такие мимолетные, и можно буквально пересчитать их по пальцам. Да, понимаю, фильм не о Робеспьере, а о народе и короле.

Самые первые выступления в защиту третьего сословия в 1790 году, когда его не слушают, насмехаются и коверкают фамилию. Дважды пишущий Робеспьер за столом - лицо крупным планом. Актер говорил в интервью, что подошел к этому серьезно и долго тренировался, чтобы научиться писать почерком своего героя.



В мировом киноискусстве его фигура настолько редкое явление, что тип, созданный Гаррелем просто уникален. Пусть Робеспьер черноволосый и нос у него c горбинкой, но это холодное выражение глаз все восполняет.

Январь 1793 года - лидер якобинцев подходит к вопросу о судьбе монарха философски: «Я с сожалением высказываю эту фатальную истину, Людовик должен умереть, чтобы Отечество жило», - теперь уже все его внимательно слушают.

Современный русский человек, с трудом припоминающий историю Великой Французской революции из школьного учебника, возможно, и не все поймет. Но, на мой взгляд, понятно самое главное: что именно народ казнит короля. Не из мести и ненависти, а потому, что возмущен его предательством.



«Во-первых, это не было убийством. Это было казнью изменника. Людовик предал родину, бежал из страны и так далее. Он заслужил высшую меру наказания, и он это понимает в фильме. Во-вторых, власть должна была быть десакрализована, акт цареубийства - символический. Нация не смогла бы иначе переродиться. Свобода, равенство и братство не случились бы без смерти короля», - говорит Луи Гаррель. https://www.kinopoisk.ru/article/3298027/?utm_source=social&utm_medium=vk&utm_campaign=article

«Где мой добрый народ?» - в отчаянии спохватывается монарх на эшафоте. Страшный кадры - его открытые глаза на отрубленной голове. Все герои присутствуют на казни, Жозеф с женой Соланж, Базиль с Франсуазой. А после всех охватывает всеобщая радость и ликование.



Они верят, что кровь короля принесет республике счастья. Неужели скоро этими милыми людьми овладеет подлинная жажда крови? И они станут требовать все больше новых казней...

У меня остается весьма печальное ощущение. Быть может оттого, что известны дальнейшие события. Известно, что народ, получив свободу, все равно не добьется счастья. А можно ли вообще достичь счастья на земле? Что все эти самые депутаты, любимые, избранные народом, погибнут, защищая основанную ими республику.



Повторю, короля нисколько не жаль. Жаль одного, что я не могу лично поблагодарить режиссера Пьера Шоллера и всех создателей фильма «Один король - одна Франция» за прекрасную работу. 

Великая Французская Революция, Максимилиан Робеспьер, Кино

Previous post Next post
Up