В результате размышлений возникло у меня желание написать о художественном фильме «Дантон». Смотрела его несколько раз в самом начале увлечения, на запрос «фильмы о Великой Французской Революции» поисковик Яндекса выдавал его в числе первых.
Фильм снят в 1982 году, автор - знаменитый польский режиссер Анджей Вайда. По пьесе Станиславы Пшибышевской «Дело Дантона». В подтексте заложена политическая ситуация в самой Польше того периода. В свое время кинолента вызвала много разнообразных споров, что не помешало ей получать призы на кинофестивалях.
Утомлять пересказом не буду, только несколько впечатлений. Действия фильма происходят за короткий срок, два месяца. В феврале 1794 года Жорж Дантон с молодой женой возвращается в Париж из деревни. А в начале апреля уже приходит на свидание с «национальной бритвой», как называли гильотину.
Дантон (Жерар Депардье) беспощадно приукрашенный, нисколько не похож на Дантона настоящего. С холеным лицом, некий сотворенный кумир народа и идеалист революции. Пусть не обижаются дантонисты, но у меня иной герой.
Робеспьер хорош, что бы там ни говорили. Актер Войцех Пшоняк подходит на роль блестяще. Как внешний облик, так и манеры, хотя выглядит старше лет на пятнадцать. Вызывает ощущение правдивости аскетическая комната Робеспьера, по описаниям она так и выглядела. Наверное, его жилище и было, как проходной двор, постоянно кто-то приходит-уходит.
Робеспьер встает на цыпочки, когда выступает в Конвенте. Подчеркивается, что он был невысокого роста. Не знаю, как в пьесе, а здесь его высказывания сильно искажены. Хочется остановить внимание вот на чем. В какое заблуждение может впасть человек, недавно занявшийся историей ВФР и доверяющий искусству!
Люди сведущие отмечают, что данная экранизация - произведение, обличающее политический строй, то есть памфлет. Не углублялась, что там случилось в Польше, меня интересует только революция во Франции.
Все же, некоторые реплики соответствуют действительности. «Политика подчиняется механизму, в котором нет ничего общего с правосудием» - произносит Дантон. Робеспьер парирует: «Правосудие - божественная добродетель»
Мы с братом обсуждали, уже немного подкованные фактами и сразу обнаружили многие необычности. Например, согласно истории, месяц назад Робеспьер говорил, что террор - это необходимая мера. А теперь вдруг заявляет, что террор - отчаяние, которого он боится. Напрашивается один вывод: смотреть фильм можно, но верить нельзя.
Сен-Жюст (Богуслав Линда) самый неординарный персонаж. Похож на жгучего цыгана. Буйный и очень экспрессивный. В приступе гнева бросает в огонь камина свою шляпу. «Демулен, как и Дантон будет обезглавлен без твоего разрешения», - возвещает Сен-Жюст Робеспьеру.
Каждый герой фильма яркий и выдающийся. Элеонора (Анни Альваро) - такая боевая женщина, воспитывающая истинного революционера в лице своего младшего брата. «Ты должен закаляться, чтобы стать хорошим революционером». Они оба вызывают самую добрую улыбку.
Насколько мне известно, в доме Дюпле прислуги не было, выходит, это одна из сестер Элеоноры. По сценарию могла быть и служанка. Несчастная девушка, у которой в очереди за хлебом отобрали карточки, потом еще получает от Элеоноры могучие пощечины. За что? « Я запрещаю тебе ТАК смотреть на гражданина Робеспьера!» Может быть, она вообще на Сен-Жюста смотрела, проходящего рядом с Робеспьером? Ревность - страшное дело.
Соратники Дантона и Робеспьера выглядят несколько комично. Кутон, нервно крутящий ручки кресла, в съехавшем набок парике. С накрашенным лицом в клоунской одежде, спящий в Комитете Колло д`Эрбуа. Их почти не называют по именам. Кто знает, тому понятно. Мелькают двуличные Бурдон и Тальен. Мы с братом гадали, кто же этот светловолосый молодой человек, предупреждающий Дантона об опасности. Оказалось, Панис, к нему обращаются только в самом конце.
Вечно нахмуренный Демулен, отвергающий общение с Робеспьером, и плачущий в тюрьме, скажем так, неприятен и неинтересен. Его жена или виснет на нем в общественных местах, или носится с малюткой на руках. Ребенок у них родился в июле 1792 года, значит, в марте 1794 он уже никак не мог быть крошечным грудным младенцем. По имени ее так же никто не называет. Наружность женщины совсем не соответствует реальности, Люсиль была блондинкой, а не брюнеткой. А допустим, зритель поверит. Ну, ничего, по сравнению с революцией это не столь важно.
Странные отношения у Дантона с женой. Они еще и года не прожили вместе, у них была любовь, а здесь она преспокойно спит в ночь его ареста и после пробуждения шарахается от мужа, как ошпаренная.
В массовке почти все поголовно в красных колпаках. Но о костюмах не берусь рассуждать, поскольку это сложно.
Невероятно любопытное помещение Конвента. Пусть неправдоподобно, но красиво! Лакированные полы, стены задрапированы сине-зелеными шторами с волнообразными складками, золотые перила президиума, красные сидения, как в театре. Тут авторы фильма вправе фантазировать. Гюго вообще писал, что в Конвент приносили отрубленные головы, насаженные на пики, ставили посередине, и кровь с них стекала на стол председателя.
Центральный эпизод, когда Дантон принимает Робеспьера в одном из своих домов. Вот зритель смотрит: гражданская война, кризис продовольствия, а у него столько разных яств, откуда? И в таком случае мы должны проникнуться симпатией к бедному Дантону, который готовил заговор против правительства и был осужден несправедливо? Странно!
Дантон издевается: «Хочешь перепелочку? Она не отравленная». Затем наливает полный до краев фужер вина. С каким достоинством Робеспьер делает единственный глоток и не притрагивается к пище.
Здесь, на мой взгляд, звучит сатира грубая и вульгарная. Пошлые шутки Дантона и личные оскорбления. Этот тяжелый, не приводящий ни к чему разговор, называют их психологической дуэлью.
Не пробуждают сострадания и высокопарные речи Дантона на суде: «Я замышлял заговор - добиться мира, счастья, справедливости». Ни в коей мере не хочу унизить историческую личность самого Дантона, это всего лишь субъективное мнение.
Теперь существенная для меня тема. В начале фильма, когда в собрание приходит Амар из Комитета общественной безопасности, Робеспьер несколько секунд сидит молча, скрестив руки на столе. Кутон с ужасом спрашивает: «Ты молишься!»
Ближе к концу красивая сцена в мастерской Давида. Робеспьер с помощью художника готовится к празднику Верховного Существа. Когда ему дают в руки пальмовые ветви, он недовольно восклицает «Похоже на мученический венец».
Религиозного Робеспьера легче превратить в тирана и посмешище, быть может, потому создатели данного фильма за это ухватились.
Робеспьер, в самом деле, страдал, когда шел суд и казнь Дантона с Демуленом. «Революция пошла ложным путем». Его спровоцировали осудить Дантона, а потом кричали: «Это же тебе в голову пришло устраивать этот безумный процесс». Отныне Комитет общественного спасения вынужден править только путем террора.
И что в итоге? «Тогда пусти себе пулю в лоб», - оптимистически советует Сен-Жюст. Но я не нахожу ничего смешного в том, как Робеспьер страдает.
Конец картины просто умиляет. Чтобы порадовать Максимилиана, брат Элеоноры, наконец, выучил текст «Декларации прав человека и гражданина». Мальчик сильно волнуется, но мужественно декламирует. Все актеры, и польские, и французские играют великолепно.
Без сомнения, это памфлет. Но если сравнивать, как оптимист, я всегда нахожу лучшее в худшем. Это еще ничего, неплохой фильм! А вспомнить французскую комедию «Пришельцы-3» (2016, режиссер Жан-Мари Пуаре) - там кошмар. Нет, пришельцы из Средневековья, рыцарь Годфруа де Монмерай (Жан Рено) и его оруженосец Жакуй (Кристиан Клавье) обворожительны, но гротесковый Робеспьер вводит меня в предынфарктное состояние.
У моей мамы, посмотревшей «Дантона» вместе с братом, осталось только одно впечатление. Она сказала сочувственно: «Что ж Робеспьер такой больной был, почти все время в кровати лежал…» Да, было бы смешно, если бы не было так печально.