Весенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №4

Apr 13, 2024 21:05

В сегодняшнем выпуске расскажу вам о кинокартине (и, разумеется, кинокомедии, как оно заведено этой весной), что изрядно потрепала нервы своим создателям. Сегодня фильм «Королева бензоколонки» входит в золотую коллекцию советского кинематографа, а вот тогда… и съёмки останавливали, и актёров лишали ролей, и даже режиссёра едва не выгнали из профессии… Впрочем обо всём по порядку.


Для режиссёра Николая Литуса это была четвёртая полнометражная картина. К 1961 году он успел снять остросоциальную драму совместно с коллегой из Таджикистана, экранизировал пьесу о жизни колхоза, создал мелодраму и вот теперь искал что-то новое. Решил остановиться на комедии и подыскивал подходящий сценарий. Коллеги посмеивались: ведь Литус серьёзный человек! И только редактор киностудии имени Довженко решила помочь и дала почитать «Королеву бензоколонки».


Эту историю написал сатирик украинского юмористического журнала «Перец» Пётр Лубенский. Однажды он проезжал мимо заправочной станции и увидел в разгар рабочего дня целую вереницу автомобилей, застрявших в длинной очереди. А сотрудник заправки вместо того, чтобы отпускать бензин, стоял и ругался с шофёрами. Тогда Лубенского и посетила мысль: а что, если бы вместо грубоватого хама там стояла очаровательная и терпеливая девушка?! Ведь наверняка тогда совсем с другим настроением там стояли бы в очереди автомобилисты! Так и возник образ, а вслед за ним и идея будущего фильма.

Николай Литус потом вспоминал, что многих артистов он утвердил без проб. Так, в роли Панаса Петровича, начальника станции, он видел только Андрея Сову, а в роли буфетчицы - Нонну Копержинскую, а в качестве отставшего от автобуса батюшки - Александра Хвылю. Вот только с главной героиней случился затык... Вернее, роль, конечно же, идеально подходила звезде «Девчат» и «Неподдающихся» Надежде Румянцевой, и все это признавали, но режиссёр мечтал открыть собственный талант, а потому объявил кастинг молодых актрис сначала из местных театров, а затем уже и со всего Советского Союза. В итоге, когда счёт претенденток на главную роль перевалил уже за сотню, пришлось остановиться. Из всех них Литус выбрал эстонскую актрису Терье Луйк, - было в ней что-то особенное, королевское. И режиссёр рискнул.


Терье Луйк в фильме «Чёртова дюжина» режиссёра Павла Арманда →

Когда же начали снимать фильм, оказалось, что у Луйк собственное мнение по поводу своей героини, а посему играла она её не так, как видели Литус и Лубенский, а как представляла сама. Актриса и режиссёр много спорили, работа шла медленно. Отсняв всего около шестой части картины, группа была вынуждена вернуться на киностудию: сезон кончился, начались дожди. Руководители же студии отсмотрели материал и пришли в ужас. Было заявлено, что комедия смеха не вызывает, Луйк никак не подходит на роль, а Литус утратил доверие руководства. Решили вообще остановить съёмки до следующего лета. Луйк отстранили от проекта, и та же участь должна была постичь и режиссёра - вместо него на проект позвали Алексея Мишурина, только что выпустившего очень успешную музыкальную комедию «Годы молодые». Как рассказывала дочь Мишурина, Мария, её отца вызвали в дирекцию, попросили взять постановку на себя, а Литуса выгнать. Мишурин не захотел портить молодому режиссёру жизнь и договорился, чтобы картину они снимали вместе. Благодаря Мишурину из «Королевы бензоколонки» ушли все производственные акценты, - фильм стал более лёгким. И он же утвердил на роли знаменитое трио из «Неподдающихся» - Румянцеву, Кожевникова и Белова.


Актёры Юрий Белов, Алексей Кожевников и Надежда Румянцева в фильме «Королева бензоколонки» | То же актёрское трио в фильме «Неподдающиеся»

К началу сезона режиссёры выбрали новую натуру. Они объездили всю Украину и остановились на станции в городе Пирятине. Рядом с действующей бензоколонкой построили точно такую же, свою. Скопировали фактически один к одному, - разве что только из раздаточных рукавов не лился бензин. Но многие водители на трассе всё равно их путали, заезжали и требовали полный бак, да ещё и ругались, почему никто не бросается их обслуживать :) Однажды актёры решили подшутить над одним шофёром, и фактически разыграли всю сцену, вошедшую потом в кино: Румянцева отказывается обслуживать водителя («Машина грязная, шофёр не брит»), тот требует начальство, герой Андрея Совы выходит и ссылается на некую инструкцию, тут подходит милиционер и т.д. Режиссёрам шутка так понравилась, что они сняли ровно такой же эпизод.


А в самый разгар съёмок Надежда Румянцева неожиданно получила телеграмму, в которой сообщалось, что арестовали её мужа, дипломата Вилли Хштояна. Актриса была потрясена, - она тут же побежала собирать вещи, чтобы первым поездом или самолётом (это уж как придётся) отправиться в Москву. Съёмочная группа тоже была шокирована, - им и так нелегко давалась работа с двумя режиссёрами, а тут такие события. Все понимали, что съёмки сейчас остановят, и что будет с картиной вообще неизвестно. Но... ничего не было. Выяснилось, что телеграмма была просто шуткой от Юрия Белова, который играл водителя междугороднего автобуса. Когда это вскрылось, Румянцева чуть не убила своего коллегу. Но остальные выдохнули: работа продолжится.


В сцене с петухом, который встречал героиню Надежды Румянцевой на бензоколонке, не обошлось... без алкоголя. Дело в том, что птица была участником труппы дрессированных животных, руководительница которой объяснила, что петух кукарекает лишь тогда, когда слышит аналогичное кукарканье дрессировщика, то есть просто повторяет за ней. Попробовали - так и есть: птица отзывается. Включили камеру. Дрессировщица отчаянно кукарекает, а петух молчит. Растерялся, решили режиссёры. Но тут кто-то из группы предложил петуха... напоить. Ему налили в блюдце самогон и поставили рядом, чтобы в кадре было не видно. Петух сделал пару глотков и с первого же дубля закукарекал как надо, да так, что потом его уже невозможно было остановить.

Лето прошло быстро, и даже вдвоём режиссёры так и не уложились в нужные сроки. И даже к октябрю фильм так и не был закончен. На киностудии пошли на отчаянный шаг: полностью перенесли декорации в павильон. Даже макеты деревьев сделали, чтобы зритель не ощутил никакой разницы. Но, увы: осветительных приборов было слишком много, вечерами сети не выдерживали напряжения, и потому целый район Киева погружался во мрак...




Но так или иначе, а картину всё же удалось завершить. Чиновники Госкино приняли фильм, на просмотре кто-то даже смеялся. Правда, за дело взялись критики и в пух и прах раскритиковали творение Литуса и Мишурина: основная претензия - «отсутствие какой-то внятной идеи и излишняя лёгкость». А вот на киносеансах всегда был аншлаг. По оценке Литуса, фильм собрал 15 миллионов рублей только за прокат внутри Союза, и при бюджете в 400000 этот показатель свидетельствовал о небывалом успехе. Кстати, копии картины отправились в десятки стран, в том числе в США, Канаду, Францию, Германию и др.

«Королева бензоколонки», как я уже упоминала, входит в золотую коллекцию советского кинематографа. Литус говорил, что в 1963 году, когда состоялась премьера, такое было даже сложно представить: оба режиссёра просто были рады тому, что наконец закончили фильм, который многим принёс большие проблемы. И если карьера Литуса не сильно пострадала, то Мишурин сам больше ничего не снимал, - его брали в проекты только в качестве второго режиссёра. Знаменитое же трио актёров - Румянцева, Кожевников и Белов - больше в одном фильме тоже никогда не участвовало. А актриса Терье Луйк вообще ушла из профессии и до конца жизни проработала на телевидении.




Это был четвёртый выпуск моей "Весенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

#10постовпроекта, #веснаестьвесна, лИСтКУССТвенница

Previous post Next post
Up