Мистика и искусство, наверное, неразлучны. И поэтому почти каждый храм Мельпомены с богатой историей оброс своими легендами, тайнами и даже призраками. Есть такие и у старых столичных театров. Так что, мы продолжаем начатый не так давно разговор о
сверхЛЕСтественном.
Вы наверняка помните из курса истории, что вслед за смертью Бориса Годунова, которая развязала междоусобную борьбу за престол, на Русь в начале XVII века свалилось ещё два несчастья - несколько неурожайных лет, которые привели к обнищанию народа и голодным бунтам, а также такое бедствие, как чума. Не обошла эпидемия и Москву. По легенде, лекарь, который на деле оказался обычным грабителем, якобы пришёл в дом к московскому купцу Никите Двинятину и предложил ему приобрести чудодейственную настойку, спасающую от страшного мора. Купец и его семья, приняв эту микстуру, тут же скончались, а псевдолекарь принялся грабить купеческий дом. Но горького лекарства, которое на деле оказалось ядом, не пил лишь младший сын купца. Увидев чужого человека, ребёнок выбрался из дома и позвал соседей. Отравителя поймали, заставили выпить свой же яд, а труп утопили в болоте, располагавшемся поблизости. Случилось это всё якобы в 1603 году.
Спустя десятилетия императрица Екатерина II велела построить в Москве здание, чтобы «делать театральные всякого рода представления, а также концерты, вокалы и маскарад». Так было принято решение о возведении Большого театра. И аккурат на месте уже высушенного болота, которое когда-то стало могилой вышеупомянутого отравителя. Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова: в 1776 году императрица предоставила ему привилегию на создание русского театра в Москве сроком на 10 лет.
Князь Пётр Александрович Урусов →
Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Пётр Урусов разделил свою привилегию с компаньоном - обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшем разного рода оптические приборы и прочие механические чудеса.
Так вот, за первые 100 лет здание Большого театра трижды... горело. В последующие века ещё несколько раз. В 1780 году пожар уничтожил первый театр, названный Знаменским. Медокс отстроил новое здание на Петровке в течение пяти месяцев. Петровский театр просуществовал дольше, но и его не пощадил огонь в 1805 году. В 1808 году, теперь уже на Арбатской площади, Карл Росси воздвиг очередное здание. Однако при нашествии Наполеона пожар погубил и это строение.
Следующая попытка была предпринята в 1818 году, когда Петербургской Академией наук был объявлен конкурс проектов московского театра. Лучшая работа принадлежала Алексею Михайлову - ректору Академии. Осип Бове доработал проект, и новое строительство началось в 1821 году. Театр опять вернулся на Петровку. Открытие театра состоялось 18 января 1825 года, и грандиозность постройки потрясла москвичей: были бурные овации в адрес гения архитектуры Бове, звучало «Торжество муз» Алябьева и Верстовского…
← Так выглядел Большой театр в 1826 году
Это здание театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла всё та же печальная участь: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил всё, что только мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.
«Пожар императорского Большого театра 11 марта 1853 года». Литография с рисунка Э. Лилье, 1853 год →
В конкурсе проектов восстановления театра победил Альберт Кавос. Он специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож. Его проект украсила знаменитая теперь на весь мир скульптурная группа Аполлона, созданная известным русским скульптором Петром Клодтом. Снова Большой театр открылся в 1856 году.
А в 1941 году в театр попала немецкая бомба. И это был единственный случай, когда причина пожара прилетела с неба, потому что во всех остальных огонь начинался в подвальных помещениях. У москвичей даже появилась шутка, что «пожарные в Большом - главные люди после артистов». И вот, что интересно: практически перед каждым пожаром служащие театра уверяли, что видели в подвалах и коридорах загадочную высокую фигуру «чумного доктора» в длинном тёмном плаще и капюшоне. Но есть и ещё одна версия несчастий Большого театра.
Художник Алексей Титов, который заведовал росписью плафона «Аполлон и музы» в зрительном зале, огорчился, что у греков не было покровительницы живописи, и придумал её сам. А чтобы не нарушать композицию, убрал из росписи музу священных гимнов Полигимнию. Музы очень сильно расстроились и наслали на театр свой огненный гнев. Версия эта, правда, весьма сомнительная хотя бы потому, что плафон с музами появился в театре уже после того, как его восстановили после очередного пожара в 1853 году.