Давным-давно намеревался увековечить это жизнеописание попыток "тевтонского сумрачного гения" сохранить боеспособность своего основного танка в период конца ВМВ . Но окончательной каплей стал этот,видавший виды,исторический дайджест на ту же тему.
https://wwiiafterwwii.wordpress.com/2016/09/04/panzers-in-the-golan-heights/Особенно заинтересовали некоторые детали и подписи к фотографиям. Поэтому, я привяжу своё видение темы немецких "панцеров" на израильской земле к этим записям.
Предыстория.
В качестве источников этого железа указываются три страны: Испания, Франция, Чехословакия.
С Испанией всё просто: в эту страну Шикельгрубер отправил танки версии Ausf.H. На сегодня, в музеях, в парках культуры и отдыха, на экспозициях танков данного типа не обнаружено.
Этот танк, ушедший "за бугор", описывается, как смесь ausf. H и J, что автоматически вычёркивает его из испанских рядов.
В описании французских танков данного типа встречается вот такой, момент:
"Франкенштейном" именуется смесь J и D. Забавный, должно быть, зверёк. Но, мне такой танк тоже пока не попадался.
В тексте есть ещё и указание на то, что модификации производились уже после войны, новыми владельцами. Спорное утверждение. Позднее, я объясню почему. Ну а теперь о сути вопроса.
Некоторое время лет назад я имел спор с одним из поцреотически заряженных членов УОЛа по поводу определения модификации танка типа Пц-4, стоящего в Латруне. По его мнению-это был ausf. J. Как выяснилось в ходе прений, человек знаком с этим танком только по картинкам в букваре, и свой вывод он основывал на базе выхлопных труб и на основании отсутствия электропривода башни. Я с подобным волюнтаризмом согласиться не мог, по причине личного знакомства с предметом спора. Поэтому начну издалека.
Если подходить к истории с точки зрения советской литературы и постсоветских авторов, пишущих на русском языке про танки, то никаких противоречий не возникает. Однако, если подходить к данному вопросу с философской точки зрения, то картина получится следующей. Поскольку переход к типу ausf. J осуществлялся в 1944-ом году, то основными требованиями к танку являлись усиление бронирования ( в том числе и за счёт отказа от люков и портов), сохранение огневой мощи на уровне ausf. H и упрощение технологии производства. Эти танки я бы назвал чистыми ausf. J. С другой стороны, на протяжении всей войны в Германии сохранялась практика апгрейда, когда выжившие танки предшествующих модификаций доводились на заводах до уровня новейшей. В этом случае, в качестве базы для последнего этапа чаще всего выступал ausf. H, и как предшествующая модификация, и как наиболее близкая по характеристикам к ausf. J. На таких танках можно обнаружить признаки обоих моделей. И поэтому, я бы назвал их "эрзац ausf. J". Но однозначно следует понять, что никакого шага назад при переходе от Эйч к Джей не было. Каждая новая модификация среднего танка Pz Kpfw IV становилась ещё более боеспособной и опасной для союзников, включая Т-34-85.
Так вот, в Израиле можно обнаружить, как ни странно, представителей обоих направлений модернизации последней версии самого массового немецкого танка. И даже, более того. Но, перед рассмотрением подробностей предлагаю познакомиться с предметами разговора.
Танк из Мигдаль ха-Эмека.
Далее я выделю элементы, позволяющие безошибочно отнести данный танк к Pz IV ausf.J:
и, позволю себе заметить, сзади- всё тот же аскетизм и функциональность:
Наверное единственной деталью, доставшейся от предшественников, на этом танке является командирская башенка с двустворчатым люком.
То есть, перед нами "чистый" ausf. J.
Идею Пц-4 последних модификаций можно выразить одним снимком: длиноствольная пушка( аналог рыцарского копья) и "каскадное" бронирование( доспехи). Всё в "тевтонском духе"
Об эффективности пушки пусть расскажут советские архивы, когда их рассекретят и выкинут новоделы времён пудинга и пашолока. А вот об эффективности бронирования можно судить по следующим фото.
Всё-таки, 80 мм способны произвести впечатление...
Особое внимание хотелось бы обратить на бронирование фронтальной части башни:
Создаётся ощущение, что под каким бы углом ни вёлся огонь, танк был способен сохранить жизнь своему экипажу, в особенности, после мероприятий по удалению ослабленных зон и вырезов в броне, проводившихся вплоть до последнего варианта.
По всем показателям получается, что данный танк является совершенно немецким, и если в послевоенный период и производились какие-либо модернизации, то основных конструктивных элементов они не касались. После подобного экскурса в реальность, фразы, типа вот этой, уже не воспринимаются всерьёз:
Также, начинаешь понимать, насколько тяжеле было бороться с немецкой бронетехникой конца войны, даже вот такого..."устаревшего" типа.
Продолжение следует.
Алгри.