Чем США собираются ответить российскому и китайскому гиперзвуковому оружию

Feb 19, 2022 16:49





Что такое гиперзвуковое оружие?

Гиперзвуковое оружие в настоящее время относят к перспективным видам вооружения: согласно общепринятым характеристикам, такое оружие очень трудно отследить из-за его способности двигаться на гиперзвуковой скорости, меняя при этом траекторию.

Гиперзвуковой скоростью считается 5 Махов и выше, хотя однажды я встречала в американской литературе показатель от 3 Махов (сверхзвуковая скорость - с 1 Маха до гиперзвуковой скорости). Для такого оружия недостаточно набрать скорость, как выше уже было отмечено, оно должно уметь маневрировать, уклоняясь от ПВО, путем получения сигналов управления, что очень непросто, когда ракета движется в плотной атмосфере. На такой большой скорости вокруг ракеты из-за трения о воздух возникает плазма, источник магнитного поля, блокирующего внешние сигналы управления и датчики. Поэтому официально владение гиперзвуковым оружием подтверждено всего двумя странами - Россией и Китаем, не считая Северной Кореи.



Что касается США, то по сегодняшний день у Пентагона нет последовательной программы, способной в перспективе представить рабочую концепцию своего гиперзвукового оружия. В сентябре 2020 года, США официально признали отставание в гиперзвуковой гонке от России и Китая, а все ранее разрабатываемые варианты провалились из-за множества организационных проблем, среди которых, согласно американской военной прессе, отсутствие подходящих испытательных стендов, вроде аэродинамической трубы для имитации движения, хотя разработчиков и проектов предостаточно. Среди временных вариантов в феврале была представлена третья модификация традиционной ракеты Standard Missile-6 (SM-6), как элемент ПВО, но она вызвала дружный скепсис ввиду отсутствия качеств гиперзвукового оружия. Примерно в то же время Пентагон организовал брифинг для промышленности с целью мобилизации усилий по разработке передового оружия.

Тем не менее, США рассматривают сразу два альтернативных перспективных ответа (их больше, но эти два уже реализуются): лазерное (энергетическое) оружие и контргиперзвуковая система.

Лазерное оружие уже внедряется в качестве ПВО во время текущей модернизации - его сейчас активно устанавливают в систему «Иджис», попутно обновляя программное обеспечение, модернизируя средства радиоэлектронной борьбы и т.п. Кроме этого, ведутся разработки мощных наземных мобильных установок. Такое оружие энергозатратно, требует огромного источника энергии, но эффективно, точно и высокочувствительно. Но само по себе оно практически несамодостаточно, и прямо или косвенно его интегрируют в ПВО.

И, кстати говоря о самодостаточности оружия, важно отметить, что, похоже, этот термин скоро выйдет из обихода американской обороны: добьются ли США успеха в разработке гиперзвукового оружия, оно все равно не будет самодостаточным - как и все, что относится к обороне.

С учреждением Космических сил США в конце 2019 года - шестого вида вооруженных сил - Пентагон работает над созданием единого оперативного информационного поля для сбора полевой информации и предупреждения военных действий противника. КС стали своего рода мозгом Пентагона и модератором всех родов войск США: все подразделения различных родов войск, отвечающие за спутники, перешли в подчинение КС. Это означает, что любая информация, поступающая с театра военных действий каждого рода войск, должна обрабатываться в КС. Помимо представителей различных родов войск, в КС предоставлены места для военного персонала союзников. Т.о., в подчинение КС подпадают и спутники союзников.

Собственно, усилия КС США и направлены на создание ПВО космического базирования. Замысел заключается в том, что спутники, оснащенные инфракрасными датчиками на разных уровнях орбит, фиксируют перемещение гиперзвукового оружия во время орбитального полета до повторного входа в атмосферу, и оперативно передают эту информацию центру обработки ПВО.

Говоря о спутниках, задействованных в этой системе, интересно отметить, что ПВО будет опираться на коммерческие группировки - то есть предназначенные в первую очередь для простых граждан. Практически в каждом запросе к промышленности подчеркивается, что КС или Агентство космического развития (SDA) заинтересованы в коммерческих группировках. Речь изначально шла о тех, что располагали свои спутники на низкой околоземной орбите (НОО), постепенно запросы стали более критичными: требовались похожие между собой самодостаточные многоорабитальные созвездия (НОО, СОО, ВЭО) с лазерной межспутниковой связью, способной сопрягаться с другими группировками. Позже Пентагон объяснил свои запросы тем, что это делается для поддержания конкуренции и гибкости при переходе с группировки одного оператора к группировке другого. Такая гибкость необходима для безопасности, т.к. создается резерв в случае атаки противника на спутники конкретной группировки, поэтому нет ничего удивительного, когда Пентагон закупает услуги SpaceX и Amazon одновременно - они во многом похожи концептуально, что соответствует желаемой избыточности заказчика.

И как это работает?

В январе 2020 года над Ираном произошел инцидент: изначально неизвестная сторона сбила украинский Боинг. Предполагаемые виновники - США и Иран - перекладывали вину друг на друга, и среди аргументов со стороны США последовало утверждение, что существует некий снимок неназванной группировки спутников, где якобы отчетливо зафиксирован запуск иранских ракет. Снимок общественности предоставлен не был, но возникло предположение, что речь шла о SBIRS - инфракрасной системе космического базирования, т.к. это была ее изначально заявленная функция. Но на тот момент, и прямо сейчас она не готова, и скорее всего, снимок был блефом. Система изначально задумывалась как самодостаточная и многоорбитальная (трехуровневая) - спутники должны были располагаться на геостационарной (возможно, отвечают за геопозицию), высокоэллиптической (возможно, коррекция геопозиции) и низкой околоземной орбите (датчики). Ни одна из орбит не была заполнена достаточно, чтобы хотя бы покрыть необходимую площадь поверхности, особенно это касается НОО, где запущено всего четыре спутника из запланированных 24.

С момента создания КС США идея SBIRS претерпела изменения и была переосмыслена. И теперь на смену SBIRS должна прийти новая группировка - OPIR, и работать, очевидно, она будет иначе. Она станет неким мейнфреймом, с которым будут объединены остальные группировки, вернее, данные с этих спутников - посредством в т.ч. орбитальных устройств слияния данных на НОО и ГСО, вроде POET. Как указано на сайте Пентагона, POET имеет схожую технологию с засекреченным проектом Blackjack, что прямо намекает на одну из функций этой группировки - слияние и обработка данных с нескольких операторов спутниковой связи. Как и OPIR, Blackjack тоже создается Lockheed Martin, и, скорее всего, будет располагаться на тех же высотах, что и OPIR - т.к. Blackjack должен прийти на смену скрытной группировке KH-11 KENNEN, и спутники для нее запускали на Delta IV Heavy, сверхтяжелой ракете, обычно запускающей полезную нагрузку на верхние орбиты. Как и OPIR, Blackjack будет опираться на коммерческие спутники, что, по сути делает эти системы дублерами.

Т.о., у таких военных спутников возникает потребность в группировках более низких орбит, и рынок с удовольствием удовлетворяет этот запрос. 3-4 октября 2021 Федеральная комиссия по связи (FСС) одобрила заявки на создание группировок общим парком свыше 32 тысяч, что не могло не насторожить Китай, ответивший в январе на эти усилия программой по наращиванию коммерческих спутников.

В своих заявках компании соответствовали одному или двум критериям совместимости с другими группировками: наличие лазерной межспутниковой связи и совместимость с геостационарными спутниками - межспутниковая связь обеспечивает защищенную совместимость с другими группировками, а геостационарные спутники чаще всего бывают военными.

Переход спутников на лазерную связь критичен тем, что она точна, защищена и освобождает радиочастоты для гражданских и военных нужд сотовой связи. Да, и даже сотовая связь будет работать на КС США.

На НОО примечательны сразу три группировки: Starlink, Kuiper и O3b. С утилитарной точки зрения они схожи между собой своей структурной функцией в этой глобальной системе. Все они обслуживают как военных, так и гражданских, расположены примерно на одной орбите, только на разных высотах, Пентагон их обязал завести облачные данные (Microsoft Azure, Amazon Web Services, Google Cloud соответственно), что примерно раскрывает обязанности этого уровня: помимо сбора оперативной информации (благодаря слиянию POET), удаленная работа над файлами, что должно сохранять информацию в целостности и сэкономить трафик.

Само требование к облачным данным не возникло спонтанно. Министерство обороны много лет пытается создать мультиоблачную среду, ранее известную как JEDI, а сейчас - Joint Warfighting Cloud Capability (JWCC). Предполагается, что она тоже будет коммерческая, и серверы будут размещены в космической среде.

Потенциально эти низкоорбитальные созвездия способны отслеживать гиперзвуковое оружие, однако на более низких высотах эти спутники могут работать в тандеме с локальными группировками, как, например, SpaceX и неизвестная японская группировка, предположительно предоставляющая сотовую связь (в 2021 году SpaceX уже заключила соглашение с местным сотовым оператором).

Этот уровень и есть крайний, в дальнейшем информация поступает к конечному получателю для реагирования - будь то наземная лазерная установка или «Иджис» на флоте.

microsoft, starlink, blackjack, amazon, spacex, kuiper, azure

Previous post Next post
Up