Mar 03, 2011 18:31
Сын Божий на конвейер
На британском фестивале был аншлаг, пришлось просмотр отложить до выхода фильма в прокат. Еще бы, такие звезды, да в экранизации романа номинанта престижной премии Кадзуо Исигуро на все еще популярную тему людских клонов... Кто-то, допускаю, решил, что будет триллер типа "Острова", борьба прекрасных как-бы-недочеловеков за существование, бурление экранной общественности, "скандалы, слухи, расследования". Отнюдь! Фильм оказался практически идеальной экранизацией книги, приукрасив ее лишь самыми яркими из современных молодых актрис Англии, новым Человеком-Пауком и старой Шарлоттой Рэмплинг. И точно следует сюжету от и до, а тот, отмечу, был вовсе не о темном будущем, а о параллельном настоящем - что было бы сегодня, поддайся мораль к моменту открытия технологии желанию могущественных страдальцев ее использовать. Соответственно, декорации и костюмы самые повседневные, и даже занятия и мысли персонажей просты и понятны современникам. За исключением одной существенной детали, на которой и основан весь драматизм происходящего.
Власть, построенная на обмане, не может длиться долго - тем более, в наш век всепроникающей информации. Система, обещающая достойным своим членам долгую и здоровую жизнь, должна особо отличаться стабильностью. Вариантов у потребителей клонов как продукта, по сути, два - выращивать свои запчасти без мыслящего мозга, что сложнее технически и равнозначно отказу от целого комлекса уникальных компонентов. Либо воспитывать полноценные изделия в атмосфере строгости и послушания, с детства приучая к осознанию возложенной на них высокой миссии спасителей человечества. Всех проблем такой подход, конечно, не решает, но асоциальных личностей то ли генетически еще отфильтровывать научились, то ли изолировать по мере надобности - не важно. Это ведь при любом устройстве общества практикуется, а тут еще и поголовная заинтересованность налицо. А для законопослушных доноров отказ от выемки так же невозможен, как и для Христа отказ нести крест на Голгофу. Больно, страшно, но просто необходимо.
В чем же суть драмы? Кризис веры, прежде всего. Все-таки "завершаться", пусть и спасая (каких-то незнакомых) людей, гораздо сложнее, когда не знаешь точно, очнешься ли где-либо потом, и будут ли там те, ради кого хотелось бы задержаться на этом свете. И, оставаясь в рамках очерченной им свободы, клоны все же пытаются отсрочить финал - смотрится очень наивно, жалко их до слез, но ведь по сути они ничем не отличаются в этом от тех, кто жаждет продлить свою жизнь за их счет. И прежде чем взращивать в себе ненависть к жестокому миру картины, прислушайтесь повнимательнее к последним словам главной героини - может, ценить и быть благодарным за подаренное малое все же правильнее, чем привычно воспринимать большое как должное? Поводов для обсуждения фильм оставляет немало, и уверен, что многим захочется теснее познакомиться с мыслями и переживаниями персонажей, в передаче которых еще ни один набор движущихся картинок не превзошел породившего их увесистого томика. С другой стороны, и прочитавшие роман вряд ли найдут в чем упрекнуть его иллюстрацию. Ну, разве что, в подборе юных актеров, удивительно напоминающих внешне Эндрю Гарфилда, Киру Найтли и Кэри Маллиган, но при этом рушащих теорию, что последняя - это британский аналог нашей Наташи Гусевой.
н,
n