Карлос Швабе.

Oct 08, 2010 14:10


21 июня 1877-1926



Швейцарско-немецкий художник-символист.
Родился в немецком городке Альтона,  в раннем возрасте переехал с семьей в Женеву, Швейцария.
После обучения в Академии живописи в Женеве он в 1890 году переезжает в Париж, где начинает работать, как дизайнер интерьеров, постепенно заводя знакомства среди художников в символистских кругах.

Уже в следующем году одна из его первых картин, «Вечерний звон», была замечена писателем Жозефом Пеладаном, который поручает Карлосу сделать эскиз эмблемы для первого Салона de la Rose&Croix - объединения символистов "Роза и Крест".

Справка:
Легендарная история Ордена розенкрейцеров, розенкрейцерских обществ, «Братства Розы и Креста» восходит к 1378 году, когда, по преданию, в Германии родился Христиан Розенкрейц. Орден имеет свою богатую историю, розенкрейцеры появлялись в разные века в разных странах. Французское розенкрейцерство было создано в конце XIX века писателями-декадентами маркизом Станисласом де Гуайтом (1860- 1898) и Жозефом Пеладаном (1858-1918). Основатели этого движения никогда всерьёз не заявляли о своей принадлежности к подлинной розенкрейцерской традиции, а их ордена и пышные титулы были скорее средством эпатировать и привлечь внимание европейской литературной и художественной богемы. В этой связи примечательно воззвание Пеладана: "Художники, которые верят в Леонардо и Нику Самофракийскую, будьте членами Розы и Креста!".

Итак, в 1892 году Швабе создает цветную литографию Салона de la Rose&Croix, поскольку именно в этом году состоялась первая из шести выставок французского символизма, организованных Жозефом Пеладаном.







Salon de la Rose+Croix
Salon de la Rose+Croix (литография)

На эмблеме Швабе в синих тонах изображены три женщины. Две женщины поднимаются по лестнице, которая ведет к Идеалу, в то время как третья завязла в трясине Материализма. Эти фигуры, поднимающиеся к духовному спасению, явились символом самого искусства движения « Роза и Крест».

Два стиля творчества

В творчестве Швабе искусствоведы разделяют два отличных друг от друга стиля.
До 1900 Швабе много экспериментировал, пытаясь выразить в своих работах идеализм символистов. В более поздних работах чаще встречаются обычные аллегорические сцены и фигуры, а также мифологические сюжеты.




"Medusa" 1895 г.





"Le destin"




"Le faune" 1923 г.

Карлос Швабе пытается найти свой творческий стиль и почерк, он дотошно изучает творчество понравившихся художников - Дюрера, Хокусая и прерафаэлитов. Их картины оказывают влияние на художника. Он переносит в свои работы некоторые приёмы этих мэтров, уделяя значение каждой детали.
Например, цветы, которые он писал с натуры на различных стадиях их жизни - от цветения до увядания - появляются часто на полотнах, как символический образ человеческого существования.




"La douleur" 1893 г.




"Vierge aux lys" 1896 г.







"Vierge aux lys" 1899 г.
"Femme au berceau parmi les fleurs ou La Parque" 1900 г.

Швабе - иллюстратор.

Швабе выступал и как художник-иллюстратор. Он иллюстрировал книги "Le rêve" (1892) Эмиля Золя, "Les Fleurs du mal" (1900) Шарля Бодлера, "Pelléas et Mélisande" (1892) Мориса Метерлинка, "l'infante" (1908) Альберта Джардина и др.






Emile Deroy "Портрет Бодлера" 1844 г.
Морис Метерлинк (фото)
Эдуар Мане "Портрет Эмиля Золя" 1868 г. Музей d'Orse

Шарль Бодлер "Цветы зла" («Les Fleurs du Mal») 1900 г.

Увы, иллюстрации к поэзии Бодлера не подписаны, поэтому стоит только гадать, к каким произведениям они писались, или для интереса перелистать томик поэта.































Из всех иллюстраций самой известной оказалась картина, которая позже стала фигурировать под самостоятельным названием "Тоска и Идеал" ("Spleen et Idéal"). Картина стала такой популярной, что Карлосу пришлось спустя семь лет повторить её и в акварельной технике, и масляными красками.




Иллюстрация к "Цветам зла" Бодлера 1900 г.





" Spleen et Idéal". акварель 1907 г.
"Spleen et Idéal". холст, масло 1907 г.

Франсуа Ламеннес "Слова верующего" («Paroles d'un croyant») 1908 г.

Этот цикл иллюстраций более строг и графичен, может быть, потому, что во многих картинах ярко выражено религиозное начало.























Женщина - Ангел или Смерть

Особенность творчества Карлоса Швабе заключается ещё и в том, что женщин он изображал только тогда, когда нужно было представить смерть или страдание.
Его первая жена была моделью для ангелов и девственниц на картинах художника.




"Ange d'espérance" 1895 г.




"Femme agenouillée, voilée de deuil" 1908 г.




"Elysian Fields" 1903 г.




"Femme drapée, voilée de deuil, tenant une lyre" 1908 г.




"Étude" 1910 г.

Фигура Смерти в самой известной картине «Смерть могильщика»(1895) тоже носит её черты.




"Mort du fossoyeur" 1895 г.

Эта картина, считающаяся шедевром Швабе изображает ангела смерти с длинными зелёными, похожими на косу крыльями, который прибывает, чтобы забрать старика, роющего могилу. Первоначально, в эскизе Швабе поместил в руку Смерти сердце могильщика. Позже он ушел от этой мысли, посчитав сердце материальной субстанцией, и поместил в руки Смерти не менее буквальный и однозначный символ - душу могильщика в виде зеленовато-изумрудного пламени.

И это не единственная картина, на которой изображена Смерть в образе женщины. Такие символы есть на картине «The Day of the Dead» (второе название - Grief and The Wave), являющейся ярким предупреждением хаоса первой мировой войны с волной кричащих женских лиц. Иногда эту картину в галереях так и называют - "Волна" (La vague)




"La vaguе "1907 г.

А вот несколько эскизов к картине, выполненных в 1906 году, из которых видно, как скурпулёзно искал художник мимику и положение тел для наиболее острого выражения трагизма, горя и ужаса.












Биографы художника считают, что обращение и интерес к теме смерти возник у Карлоса после смерти близкого друга в 1894 году, когда Швабе было всего 17 лет.

Послесловие

Те же биографы считают, что Швабе был исключительным графиком, который, к сожалению, попал в ловушку собственных образов. Его лилии и женские фигуры ангелов в поздних работах быстро вышли из моды после рубежа веков, картины художника стали больше похожи на карикатуры символизма.

изобразительное искусство, символизм

Previous post Next post
Up