Уже 10 дней как вернулся, а отчета так и не написал. Так подробно, как в прошлый раз, писать не буду, скорее для себя некоторые вешки проставлю.
В этот раз мы - я,
samurfila,
arkadiy-maler,
elena-maler - были там 8 дней и программу выполнили на 99%. В прошлый раз 5 дней, конечно, маловато было. А сейчас самое то - дольше там находиться тоже перебор бы получился.
Во второе посещение Город уже куда более родным кажется, всякие контрасты меньше в глаза бросаются, зато куда больше мелких деталей видишь - от этнографических до биологических.
Жили мы в маленькой гостинице с гордым названием "Султанахмет Кинг Пэлас" на 10 номеров, затерянной в переулках Старого Города. Главным ее достоинством была веранда с кухней на верхнем 4 этаже с видом на бывший храм Сергия и Вакха. Особенно там хорошо сиделось поздними вечерами под бутыль ракы: купол подсвечивается, чайки вокруг него кружат, а вдалеке шумят поезда. Правда, каждый вечер мы приходили к гостинице разными дорогами - по разным узким переулкам, образующим в том районе настоящий лабиринт.
В Софию на этот раз мы пошли в первый же день, сразу по прилету и заселению. Внутри собора прошлогодние леса убрали, но какой-то особенной реставрации я не заметил, новых фресок вроде бы не открыли. А так - все на месте, все также внушает. Только креста все так и нет.
Еще в первый день опять спустились в Цистерну Юстиниана, в которой, кажется, с прошлого года прибавилось рыб, а потом добрались до руин Вуколеона. Собственно, от императорского дворца после 5 веков запустения и строительства железной дороги осталась, по сути, одна стена, притом огороженная забором. Как попасть в сами руины, мы так и не поняли (говорят, через огород какой-то местной бабки ход есть, но мы бабку не нашли).
Второй день мы начали с Сергия и Вакха, единственный раз, когда я заходил в действующую мечеть. У входа там висит текст суры Аль-Ихлас ("Скажи: Он - Аллах - Един...") на турецком, английском, немецком и русском языках.
Дальнейший день почти целиком ушел на Археологический музей и окрестности. Если в прошлом году мы больше времени посвятили античным залам, а на византийские уже почти сил не осталось, то в этот раз внимательно обошли все. Еще погуляли в цветущем парке Гюльхане, где гнездятся журавли и летают зеленые длиннохвостые попугаи.
В третий день мы пошли на литургию в монастырь Живоносный Источник, где был престольный праздник. Служил митрополит Мелитон Филадельфийский и еще два епископа. Этот Мелитон, если я правильно понял, пару лет назад довольно резко выступал против экуменических инициатив патриарха Варфоломея, лишился каких-то должностей в Фанарском Синоде, но сан сохранил.
Там я впервые причастился в другой поместной церкви.
А после службы митрополит Мелитон раздавал всем пасхальные яйца. На монастырском дворе была еще небольшая трапеза с кагором и ликерами.
Потом мы сходили на панораму-1453, а оттуда отправились вдоль Стены на юг, впервые выйдя за пределы, пройденные в прошлом году. Тогда ведь мы так и не дошли до Семибашенного замка. И как оказалось, очень зря.
За вход на территорию замка берут 5 лир и выдают схему, но сам замок - это не музей, а просто старинные стены и башни. В башнях - узкие винтовые лестницы и паутина, на стенах - открытые галереи, трава и потрясающие виды на Город и Пропонтиду с кораблями. В этот день, один из немногих, к тому же было солнечно. На стенах замка мы долго сидели и пили вино, на какое-то время к нам присоединился еще один случайный русский. Спустились мы уже почти под вечер. Потом долго шли берегом Пропонтиды, иногда поднимаясь в переулки в поисках руин Студия, но Студий в этот раз нам так и не показался.
В четвертый день мы пошли в Галату. Было 30 апреля, и Истикляль готовился к маевке. На Таксиме репетировал турецкий ОМОН, а все столбы были завешаны красно-черной агитацией. Причем коммунистических листовок было как обычно, а вот анархисты развернули целую кампанию - нам постоянно попадались большие плакаты с портретами Бакунина, Кропоткина и Махно и призывами к революции. Параллельно с этим по городу ездили агитмашины парламентских партий, с портретами кандидатов на грядущие в июне выборы в Меджлис, оглашая округу бравурными маршами.
Еще в этот раз я заметил, что с самой площади Таксим не видно ни одного минарета, зато над крышами виден крест православной церкви Святой Троицы. А на Истикляле мы заходили в католический собор св. Антония Падуанского, в отличие от греческих церквей, открытый днем. Это один из двух храмов, где мы видели в лавках Евангелие на турецком (второй - армянский протестантский в Кумкапы, там еще и гимны пели так, что на весь квартал слышно). А у греков даже лавок как таковых нет - только свечной ящик.
С Таксима мы спустились к Бешикташу, по дороге встретили турецкую свадьбу. Очень странное сочетание традиции и модерна - невеста в белом платье с фатой, но очень закрытом. Среди гостей женщины старшего поколения в черных балахонах и платках, молодые - в мини-юбках. И все совершенно органично.
А на берегу Босфора мы попали в самую толпу футбольных фанатов - на стадионе им. Иненю шло дерби "Бешикташ" - "Галатасарай". Черно белые орлы против галатских красно-желтых львов. Все в лучших традициях Ипподрома. Мы видели, как где-то пятитысячная черно-белая толпа с криками перекрыла проспект, ведущий к стадиону, и где-то километр шла по проезжей части, причем водители поддерживали их выкрики клаксонами в такт.
Из Бешикташе мы впервые за поездку уплыли на корабле - сначала в Скутари (впервые ступив там на азиатский берег), а потом к Галатскому мосту. Оттуда мы вновь поднялись на ночной уже Истикляль, на концерт грекоязычной ребетика-группы "Татавла". Назад шли уже в час ночи, но по Истиклялю время суток не заметно, разве что ночью волосатый народ бухает не из пакетов, а открыто. К Первомаю готовятся.
А мы на маевку не пошли. Пятый день был воскресеньем, и мы решили идти на Фанар. Но проспали, шли медленно, и на литургию опоздали. Зато по пути зашли в мавзолей Мехмета-Завоевателя. А на Фанаре служба кончилась, а в храме св. Георгия венчались какие-то греки (Красная Горка же). Пообщались там с певчим, который сказал, что утром служил сам патриарх. А мы его опять не увидели.
Потом мы сходили в болгарскую церковь св. Стефана, поднялись в бывший монастырь Хора к фрескам и мозаикам. По дороге в Хору в извилистых переулках пришлось отбиваться от гоповатых малолеток, предлагавших указать короткую дорогу за "мани", а поняв, что "мани" им не светят, обложили матами на всех известных им языках. Вообще, попрошаек в городе много, разбаловали их иностранцы, что ли?
Потом мы опять спустились вдоль Стены к Золотому Рогу, по дороге попав на птичий рынок. Там нашли Влахернскую церковь, которую для нас открыл служитель. Церковь действует, но сейчас сильно реставрируется.
От Влахерн думали идти дальше вверх по Рогу, к холму Пьера Лоти, но в итоге сели на привал на бережку, выпили и решили лучше идти до пристани и возвращаться к Галатскому мосту. В шалмане на первом ярусе моста мы и отметили завершение Светлой седмицы.
В шестой день у нас была Никея. Добирались мы туда по морю на пароме до Яловы (около двух часов), а потом еще на автобусе (около час). Доехать таким образом туда и обратно - 50 лир с носа. Но дорога сама по себе красивая - по открытому морю мимо Принцевых островов, по берегу Никейского озера мимо оливковых рощ в предгорьях. Никейский храм - место первого и последнего Вселенских Соборов - турки недавно подновили и сделали платным (7 лир). В нынешнем виде этот храм не производит какого-то особенного впечатления - полурассыпавшиеся древние стены, свежие кирпичные заплатки, стекла и крыша, внутри голая земля на полу и никаких изображений. Сбоку пристроен минарет, хотя и мечети в этих стенах уже весьма давно нет. Сам город Никея довольно симпатичный, тихий, так и не вышедший за византийские крепостные стены. Перед отъездом мы помочили ноги в Никейском озере.
В седьмой день мы сплавали в Халкидон, где довольно быстро нашли закрытую церковь св. Евфимии, место 4-го Собора. Потом просто бродили напоследок по улицам, магазинам и шалманам азиатского и европейского города.
А в день отъезда, уже выписавшись из гостиницы, сплавали на Принцевы острова, точнее на Халки. Поднялись на гору к закрытой Богословской школе, побродили по улочкам и перелескам, посидели на обрыве над морем возле военной базы. На Халки, как и на всем Принкипо, нет автомобилей, вместо них - конные повозки. Но на них мы уже не покатались, а поплыли назад в Город - улетать.
В качестве приложения - краткий экскурс по ценам, вдруг кому пригодится (1 лира ~ 19-20 рублей).
Хлеб или бутылка воды - 0,5 лиры.
Пакет молока - 1,5-2 лиры
Донер (шаурма) - 1,5-2,5 лиры
Балык экмек (рыба в хлебе) - 3,5-4 лиры
Суп в шалмане - 3 лиры
Пиде (большая лепешка-лодочка с мясом, сыром и специями) в шалмане - 7-9 лир
Банка пива "Эфес" - 3-3,5 лиры, стакан разливного - 4 лиры
Бутылка вина - 20 лир
Бутылка ракы (очень крепкой анисовой водки) - 26 лир
Пачка сигарет - 6 лир
Проезд на метро, трамвае, корабле в пределах города - 1,75 лиры
Корабль на Принкипо - 5 лир
Вход в Софию - 20 лир