К. Гонсалес "Целуйте меня. Как воспитывать детей с любовью"

Dec 23, 2013 12:12

Купить можно здесь: http://resource-publishing.ru/tselujte-menja.php

Ещё одна книга в череде тех, которые стоит прочитать каждому, посольку опыт родов и раннего возраста (до 3 лет) имеет очень большое значение для всей последующей жизни. «Целуйте меня» Гонсалеса является книгой-обоснованием, которая, быть может, не содержит огромных открытий для людей, находящихся со своими детьми в тесных любящих отношениях, но выполняет роль поддерживающей. Она подсказывает, как можно объяснить правильность тех действий, которые сейчас считаются присущими «естественному» и «осознанному родительству», а именно - совместный сон, постоянное ношение на руках, грудное вскармливание, отказ от ясель, отказ от фанатичного приучения к горшку до года и т.д. Книгу Гонсалеса можно дать почитать бабушкам и дедушкам ваших детей, чтобы помочь им понять ваш выбор в сторону «естественного».


У книги есть несколько безусловных достоинств и очень приятных черт:

- Во-первых, это - для меня - было приятным, легким и радостным чтением, и приятность оного проистекала из особого тёплого и уважительного отношения автора к читателю и «объекту» описания (т.е. к ребенку читателя). Из редкой книги не сквозит отношение к тебе как к «мамашке» или «мамочке» - да, да, той самой, которая не очень соображает, слишком много беспокоится и которую нужно тоже воспитывать и относиться к её чувствам со смесью юморка и строгости.

Автор этой книги обращается к матери, чьи чувства имеют глубокий смысл и которые появляются для того, чтобы мать могла обеспечить ребенку всё, что необходимо для закладывания способности любить, доверять и познавать. Гонсалес смеется над неестественными и навязанными матерям идеями, тем самым ниспровергая их авторитет, чувства же самих матерей он защищает, так что начинаешь ощущать тот самый кокон заботы, который должен окружать мать и её детей в первые годы их жизни.

Да, как же мне нравится, когда автор педагогической книги не смеется над мыслью: «Пойду посмотрю, дышит ли ещё мой малютка в кроватке»!

- Во-вторых, наконец-то нашёлся педагог, который высмеивает Фрейда! Я аплодирую, стоя. Меня уже давно поражает власть учения Фрейда над умами психологов и педагогов. Это учение - философия, в основании которой не лежит ни исследований, ни статистики (поскольку Фрейд не изучал живых детей, да и эмпирических исследований в этих областях тогда не велось), философия, порожденная своим временем и переживаниями её автора. Мой личный взгляд, если коротко, - учение это вредное и следование ему не принесет человеку душевного здоровья. Поскольку это философия, её, конечно, сложно опровергнуть новыми научными данными, потому что она выполняет роль парадигмы, с помощью которой данные интерпретируются.

- В-третьих, Гонаслес показывает родителям, как им понять истину о поведении своих детей. Он ещё раз указывает нам на главные условия развития в раннем детстве, при выполнении которых другие родительские ошибки могут быть без труда исправлены. Он дает метод понимания: учит задумываться о происхождении той или иной реакции и ставить себя на место ребенка или задумываться о том, что вообще бывает в поведении взрослых и по какой причине.

Одной из основ актерского мастерства является навык наблюдений за людьми с последующим осмыслением его внутренней логики. Мастерство актёра, во многом, определяется тем, насколько выработано это умение. Пожалуй, то же можно сказать и о хорошей педагогике. Умение наблюдать и делать выводы из увиденного может помочь построить правильную стратегию. В своей книге Гонсалес демонстрирует именно метод того, как мы должны анализировать то поведение, которое видим. Родительские ошибки, в значительной мере, связаны с отсутствием серьезного наблюдения и размышления, а хаотичность выборов и методик, применяемых к детям - неспособностью представить себе последствия. Родители требуют от детей того, чего они сами с собой делать никогда бы не позволили, поскольку на самом деле не видят в ребенке личность, не верят в подлинность его чувств и не анализируют собственные свои реакции.

Каждый родитель согласится с тем, что с ребенком трудно. Но наши и ребенка инстинкты и обусловленное беременностью, родами и его ранним возрастом поведение должны облегчить нам наш тернистый путь любви, дать опору. Запреты рожать без медицинского вмешательства, принять на руки и быть вместе сразу после родов, держать на руках, носить на себе, укладывать спать с собой, долго кормить грудью подрывают наше взаимное чувство привязанности и наше взаимное доверие с ребенком, заставляя нас превращать жизнь в поле борьбы за внимание и власть. Родители начинают слишком много думать о собственных потребностях, а дети всеми силами стараются отвоевать внимание к себе.

Кто-то печалится, если дети не научились засыпать сами пораньше, покачивая головой, говорит: «Да, ему 2,5, а он еще на гв, не знаю, как отлучить…» В то время как мы вообще должны поменьше смотреть на других и радоваться своему ребенку. Радоваться, если он не взрослеет слишком рано, радоваться, что у вас с ним еще есть милые младенческие нити привязанностей. Если он любит материнское молоко и не может без спать отдельно - радоваться его потребности в родителях и его нежной зависимости в том возрасте, для которого это более чем естественно. Единственный способ гармоничного существования, в котором каждый может быть полностью удовлетворен жизнью - это со-бытие и со-творение, на которое способна семья и порой только семья. Семье не нужно разделение на зоны эгоизма каждого члена. Ей нужно осознание благой солидарности, интегрированности, открытости, цельности бытия, в котором каждого уважают и для каждого есть место.

Не устаю удивляться, насколько наше общество приучено отстраняться от детей и их чувств, насколько укоренен в нём тот насильственный разрыв между детьми и взрослыми в первые три года. Если я вдруг вздрагиваю от резкого крика на улице или от необычно агрессивного обращения персонала магазинов или метро, то практически наверняка я обнаружу, что адресат криков и ругани - ребенок или его родители. Гонсалес пишет о том, что в природе человека заложено откликаться на любого ребенка, переживать из-за его действий, бежать на помощь, если он кричит. Если человек не может помочь или его заставляют терпеть и отказывать ребенку во внимании, если взрослому запрещают делать то, о чем кричат его чувства, инстинкты и душа, то поднимается раздражение, а ребенок превращается из человека в раздражитель, который нужно убрать, заткнуть и обезвредить.
Именно поэтому маленькие дела, происходящие в семьях, способны изменить общество в целом, именно поэтому такие книги нужно распространять и рекламировать, и привлекать к их чтению людей независимо от семейного положения, чтобы создавать новые принципы отношения к детям.

А для тех, для кого аргументы Гонсалеса недостаточны, я приберегла ещё одну книгу и ещё одну тему. Так что продолжение следует.

образование, о душе, Эльгаладна, здоровье, книги, о воспитании, культурология, дети

Previous post Next post
Up