Часть I. Я и костюм.Часть II. Быть мастером. III. Эльфа из сказки.
В детстве я мечтала и верила, что мои мечты сбудутся. В моей жизни, как и в жизни всякой девочки, мечты занимали большое и очень серьезное место, были делом, требующим самого пристального внимания и не терпящим ни малейшего сомнения. (Да, опыт веры маленькой девочки в своё будущее - это один из лучших примеров, которым стоит руководствоваться всем верующим и всем, кто желает чего-то достичь в жизни).
Когда мои мечты начали сбываться, я осознала это как свой мистический опыт и поняла, что я могу и должна быть тем, кто учит верить в мечту и её воплощать. Мои мечты сбылись точно в ожидаемый срок, все, какие у меня в детстве были, а Бог наделил меня зрением, чтобы понять и увидеть, что они именно сбылись. Так, давным-давно уже, я осознала себя как волшебного помощника.
Каждое из самых важных детских мечтаний не далось мне даром, но потребовало испытаний, вплоть до смертельно опасных, что я восприняла как должное и как огромный урок, который поможет мне в дальнейшем понимать и вести людей. В детстве меня учили принимать решения и создавать свою жизнь, поэтому - с помощью Божьей и моих родителей, я вскоре поняла, что для достижения желаемого есть не только проторенные и известные дорожки, но, в принципе, дорожки можно создавать самому, и некоторые из них никак не ожидаешь встретить на своем жизненном попище. Я могу привести в пример два совершенно не укладывавшихся в мои представления события на пути к мечте - непоступление в художественный вуз и внедрение меня в общину. (Кто не в теме, пусть не пугается. «Община» в современном русском языке - слово пугающее, потому что более всего оно в обиходе у протестантов и сектантов. Но я не имею в виду ни того, ни другого). Так, например, я стала модельером-самоучкой, обрела учёную профессию, о склонности к которой не подозревала, и стала самостоятельной.
О какой самостоятельности идет речь? Не о бытовой и о деловой, а о личностной. Дело в том, что, в большинстве своем, наши мечты архетипичны, мифологичны и схематичны. Мечтаем ли мы в детстве, или во взрослом возрасте, мы складываем мечту как мозаику из разных образов и впечатлений, примеривая на себя устойчивые модели жизни и желая «быть как». Роль мифологического образца может выполнить для нас абсолютно что угодно. Когда эти схематичные образы воплощаются, мы не удовлетворены, потому что теряем своё я; живое, мечтательное уходит. В действительности, воплощение мечты - это встреча с собственным «я», и встреча с собственной свободой, ощущение самостоятельности, полноты бытия. Образы, сложившиеся в нашу мечту - не есть мы сами. Наша жизнь, покоясь на мифе и архетипе, разворачивая тот или иной вечный сюжет, уникальна. Поэтому в момент воплощения мечты мозаика рассыпается, и происходит глубокое перерождение личности. Воплощение мечты - всегда тайна, а не заказ по каталогу.
Я часто думаю о людях, чья жизнь, как кажется, максимально удалена от идей «воплощения мечты». О людях в тяжёлых болезнях, обстоятельствах и страданиях. Я часто думаю о том, можно ли утверждать, что нужно верить в себя и бороться, когда столь много тех, кто не может позволить себе ничего, кроме куска хлеба. Не создаю ли я «философию для среднего (хотя бы и в советском духе) класса», для людей, которым есть отчего оттолкнуться, кто не одинок, не нищ, не болен?
Но волшебная сказка, из которой я вышла (а точнее ещё не вышла и не собираюсь), подсказывает мне, что она существует именно для таких людей. Богатому, устроенному и самодовольно-серьезному не нужны ни мечта, ни волшебство, ему так же сложно войти в их мир, как и Царствие Небесное (и ровно по той же причине). Герои волшебных сказок нищи, обездолены, и часто больны и неумны, но все они создают свою судьбу, указывая нам, что обстоятельства суть ничтожная вещь. Для мечты не важно, чем ты можешь пошевелить и сколько тебе осталось, поскольку важна только встреча с самим собой. Для мечты важно, что ты будешь делать со своими обстоятельствами. Для мечты - той самой, зрелой, настоящей, которая нужна нам здесь и сейчас - важно, будешь ли ты вести себя как сказочный герой из детства.
Почему мы задумываемся о том, что воплощение каких-то идеалов может быть недоступно нам или малым мира сего? Потому, что мы думаем о ресурсах - времени, средствах, силах, человеческой поддержке, знаниях (почему Иван всё время «дурак»?), которых у них (нас) нет. Но ведь мечта, как встреча с самим собой, воплощается не из материи этих ресурсов. Для воплощения любой мечты нужны не эти вещи - не деньги, не вузы, не хорошая работа; всё это - только детали. К мечте сказочного героя приводит то, что
- он умеет идти вперед,
- он умеет верить,
- он отдает последнее не от избытка, а от скудости,
- он приветлив с каждым встречным поперечным,
- он готов помочь и не пройдет мимо (на какую неудавшуюся жизнь жалуются люди, спокойно проходя мимо человека в обмороке на улице или бабушки с тележкой на лестнице?),
- он не боится принять помощь (не гордится тем, что он сильнее и умнее какого-то там зайца, зачем ему заяц?)
- он не считает себя крутым, кто сам со всем справится,
- и быть крутым не хочет (что есть умение отделять главное от неглавного),
- он умеет радоваться тому, что есть,
- он умеет не думать лишнего и просто не думать,
- он умеет ломать стереотипы (не мудрствуя лукаво, просто принцесса нравится, ну и что, что принцесса?),
- он умеет трудиться,
- он умеет любить просто, как умеет, от сердца,
- он не жаден и не лжив,
- в конце концов, он просто смиренен и принимает сам себя, признаёт себя (это для тех, кто успел обругать себя за несоответствие вышеизложенным пунктам).
Список продолжите сами. А я, как почётный волшебный помощник, скажу - только так осуществляются мечты.
Возвращаясь к моей собственной жизни, можно сказать, что самостоятельность я оценила не сразу, поскольку поначалу вещи небывалые и неподозреваемые приносят немного удовлетворения, на неторных дорожках растёт густой бурьян. Потом я поняла, что я, например, не хочу творить по указке, жить по плану, спущенному сверху, я хочу сама создавать и стили, и роли, я хочу решать, что мне делать, а что нет, и хочу быть там, где моё послушание Творцу не будет вступать в противоречие с подчинением начальству и плану.