Leave a comment

Comments 66

areksi June 9 2012, 00:25:44 UTC
А откуда Вы взяли это - "анафема тому, кто скажет, что Адам сотворен смертным"?
Было достаточно св. Отцов, считавших что "Адам не сотворен ни смертным, ни бессмертным, но способным на то и другое", т.е. причина его "бессмертия" в Раю - вкушение от плодов Древа Жизни, а причина смертности его и его потомства вне Рая - лишение этих самых плодов...

Reply

elenalev June 9 2012, 00:28:11 UTC
Я знаю о разных точках зрения. Подразумевала одну из них, отраженную в пунктах правил Карфагенского собора.

Reply

areksi June 9 2012, 00:41:57 UTC
123 правило против Пелагия, поскольку Карфагенцы придерживались августинового мнения. Но тут противоречие - если человек создан бессмертным, причем это не дар нам, а свойство природы, то выходит что человеческая природа до грехопадения была другая (что нелепо), а если природа та же самая - то человеку невозможно было бы согрешить и следовательно умереть...

Reply

elenalev June 9 2012, 10:55:08 UTC
то выходит что человеческая природа до грехопадения была другая //

Ну так именно это и утверждают современные богословы, рассуждая о появившихся после грехопадения "неукоризненных страстях" и т.п., и ничуть не смущаясь тем, что по сути это признание дьявола сотворцом человеческой природы. А также тем, что дьявол для них оказывается сильнее Сына Божия, ибо ни Воплощение, ни принятие человеком Христа не может эту природу исправить...

Reply


krutitsy June 9 2012, 11:01:40 UTC
Елена, по ссылкам ниже адекватное, на мой взгляд, изложение патристической позиции, а патристика - это и есть аутентичное православие ("наша вера апостольская, наша вера отеческая"). Конечно, у кого-то могут быть другие критерии православия - дело хозяйское, но тогда и нужно назвать вещи своими именами и сказать, я исповедую какую-то иную, новую версию православия, отличную от той, которую исповедовала Церковь 19 веков.
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/428
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=774

Это я не для дискуссии, а для информации.

Reply

elenalev June 9 2012, 11:43:19 UTC
Главное, что следует из Евангелий и апостольских посланий, и с чем были согласны Отцы - человек должен обрести цельность, стать тем, кем должен быть, - а для этого тело и душа должны быть в подчинении Духа, тем более что только это и дает и телу и душе подлинную свободу. В отсутствие Духа Божия душа неминуемо оказывается в плену у тела, и человек - не тот, кем должен быть по Божьему замыслу.

Многие же рассуждения на эту тему, как и те, что по ссылкам - бесплодны, пример богословской "игры в бисер". Явного вреда нет, но и пользы никакой.

Reply

krutitsy June 9 2012, 12:02:25 UTC
Вы, как обычно в таких разговорах, решительны и категоричны :)

Reply

elenalev June 9 2012, 12:45:45 UTC
Ничуть не более, чем вы, утверждающий, что "истинное православие" - только в вашей отдельно взятой голове. :)
У вас "научный" склад ума - ход мыслей логичный, последовательный, интересный. Сколько пользы было бы, если бы вы занимались конкретными исследованиями, давая уму настоящую пищу для научных выкладок. Вы же предпочитаете жонглировать цитатами, вставляя их в собственную систему координат, лишая авторские писания присущей им цельности, и заставляя свой мозг работать "вхолостую". Вы делаете это лучше, чем многие другие занимающиеся тем же современные богословы, ваша система более цельная. Но все равно это "игра в бисер". Если интересно - играйте, но зачем же утверждать, что все, кто не признают правила этой игры - не православные.

Это не значит, что не нужен вообще научный подход к писаниям. Но пример научного как раз - по ссылкам в моем посте.

Reply


readership June 9 2012, 14:52:34 UTC
= Не есть ли это тоже по сути признание дьявола -сотворцом?!

Не есть. Но есть "проблема" тайны беззакоНия. Логические это как filioque примерно.

А вообще-то всяк христианская антология онтология это онтология плАтонА.

Reply

readership June 9 2012, 14:54:34 UTC
А у платона все логические безукоризненно.

Reply

elenalev June 9 2012, 18:26:37 UTC
Не есть. ///

Не ответ. Если "повреждение природы" - метафора, а такой взгляд в православии тоже есть, то дьявол - не сотворец. Если богослов уверенно утверждает, что до грехопадения не существовали роды, отправление естественных потребностей, разложение и смерть как обратная сторона биологического возрастания и созревания - речь о какой-то другой природе человека, не той, что имеем. А нынешняя получается злом, дьявольским сотворением.

Reply

readership June 9 2012, 21:51:33 UTC
Насчет поврежденной природы я уже поправился. Это отголосок Аристотелева влияния - тварная природа, что повреждается. И как бы мэйнстрим.

Ну да, другая природа - неповрежденная. В чем непонимание? Я же ниже всю логику объяснил. И природа природы, эка, к этой логике не имеет никакого отношения. Для разбираемого вопроса природа это техническая деталь.

Reply


Верно prostopop June 9 2012, 16:06:23 UTC
Принятие Христа не меняет нашу природу. Жизнь без смерти невозможна. Мы живём потому, что едим растения и животных.
Возможен грех без плоти. Сатана не ест, не пьёт, не блудит. Но враг Бога.
Сделать тело храмом Святого Духа? Так это тело всё равно умрёт, как и тело грешника. Смысл?

Reply

Re: Верно elenalev June 9 2012, 18:45:46 UTC
Только в Боге возможно подлинное общение с любимыми людьми, и с живыми, и с ушедшими, хотя бы ради этого. Без "божественного измерения" человеческая жизнь теряет смысл.

Reply

readership June 9 2012, 20:55:33 UTC
Однако бессмертны души ( ... )

Reply

elenalev June 9 2012, 21:08:08 UTC
Физическая смерть вошла в мир только лишь по велению Бога, и не как следствие грехопадения, а после грехоподания. ///

То есть все зверюшки были бессмертными и могли жить вечно - и устрицы, и птицы, и все-все-все. А как только Адам согрешил - они стали умирать. То есть их-то природа кардинально поменялась, они ведь не были сотворены как телесно-душевно-духовные существа. Так?

Reply


nagliyzmiy June 13 2012, 11:37:36 UTC
На мой взгляд, необходимо немного уточнить. Вкусив запретный плод и обретя разум, человек в довесок получил страшный дар - он осознал свою смертность. Человек - единственное существо, осознающее свою смертность. Существовала ли смерть до грехопадения - вопрос, для человечества лишенный смысла. Ибо осознание физической смерти нами, человеками, возможно только через наш человеческий разум. Да, и кроме того, Сотворение происходит не в человеческом, а в особом сакральном времени, неподвластной смерти и хаосу.

Reply

elenalev June 14 2012, 15:25:37 UTC
Вкусив запретный плод и обретя разум///

То есть по-вашему, до грехопадения человек был неразумным? Это не Бог дал ему разум, а лукавый помог? Это не просто уточнение, а вообще на мой взгляд какое-то совершенно новое слово в "православной антропологии".
Что такое "особое сакральное время", мне также совершенно непонятно.

Хотя мысль о том, что после грехопадения человек обретает страх смерти (не разум и способность к осознанию, а именно страх смерти), она, конечно, справедлива.

Reply

nagliyzmiy June 15 2012, 08:05:25 UTC
>Что такое "особое сакральное время", мне также совершенно непонятно ( ... )

Reply

elenalev June 15 2012, 17:32:44 UTC
Вот здесь уже отвечала френду о времени ( ... )

Reply


Leave a comment

Up