Падал прошлогодний снег. Часть 2. Первое знакомство с Киевом

Jan 31, 2012 20:45


Вообще-то, на Украину судьба меня приводит уже третий раз. Первое знакомство с этой страной состоялось, когда мне было пять с половиной лет. Родители вывезли ребенка в Симферополь, дабы показать море. Из той давней поездки в памяти сохранились четыре эпизода. Первый: накануне полета (первого в моей жизни) бабушка сказала, что в самолете дают сладкую газировку и пакетики, если тошнит. Лететь было скучно, все спали и никто со мной не играл. Стюардесса действительно приносила воду, только не сладкую, а минеральную, а она невкусная. И пакетика мне так никто и не дал. Не то, чтобы меня тошнило, вовсе нет, но ведь пакетик - такая классная вещь! Да-а-а-айте!!!!!!!!


Второй эпизод: в обычном продуктовом магазине можно было купить Фанту, причем в любое время дня. Без очереди. В любом количестве. Для Саратова начала 80-х это было невидалью. Эпизод третий: ужасная жара, взрослые дома что-то нудно обсуждают, а меня отправили дышать воздухом во двор. Там никого нет, кроме меня. Мне скучно и я прыгаю по раскаленному асфальту на солнце. Интересно, кстати, чем дело-то тогда закончилось? Не помню. И наконец, четвертое воспоминание - уроки вранья. Уже гораздо позже мне рассказали эту историю. Для того чтобы нас пустили на какую-то там турбазу, нужно, чтобы ребенку было не менее семи лет, а мне, напомню, было пять. Уж не знаю, сколько раз мне повторили, что я должна всем говорить, что мне семь лет, если кто спросит. Дальше диалог развивался по кругу:

- Та поняла, что надо говорить?
- Поняла.
- Что?
- Что мне семь лет.
- Правильно, а теперь скажи, сколько тебе лет?
- Пять с половиной.

На турбазу мы не попали, хотя я не помню, чтобы там кто-то спрашивал мой возраст.

Второй мой визит на Украину был пляжно-туристическим. Неделю я провела в Алуште, развлекаясь кратковременными вылазками на экскурсии по городкам южного берега Крыма. И вот добралась, наконец, до столицы этого славянского государства.

«Алиса, познакомься, это Пудинг. Пудинг, это Алиса. Унесите пудинг!».

Утренний Киев и Киев ночной - две ну о-о-о-о-очень большие разницы. Несмотря на новогодние праздники, город деловит, суетлив, собран. Как и в любом крупном поселении, особенно столичного типа, чувствуется, что город довольно равнодушен к своим гостям. Он живет своей жизнью и словно говорит: коль приехал, включайся в мой ритм, а не хочешь - никто никого не звал, а вокзал работает.

Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым по небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и с в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов.

М.А. Булгаков «Белая гвардия»

Утро начинается с поисков компромиссов. Как нам пояснили в дирекции хостела, завтраки предусмотрены в ближайшем кафе. Но кафе закрыто до 11-ти, а у нас уже есть планы, не терпящие отлагательств. Международные переговоры заканчиваются мирно: кафе тихонько открывается, чтобы впустить только нашу группу, а мы соглашаемся сделать утренний заказ не по меню, а из того, что есть в наличии. Впрочем, бутербродики и чай оказываются свежими и вкусными, а кофе ароматным, крепким и горячим. Отзавтракав, чем кафе приготовило, отправляемся в путь по легкому (как сначала показалось) морозцу.



Первое знакомство с городом - самостоятельный осмотр и поход до места встречи с экскурсоводом, назначенном на Андреевском спуске. Поход по Киеву удивительно напоминает родину. Почему? Да потому, что зима, скользко. Лед под ногами никого не смущает, коммунальные службы прежде всего. На каждом шагу натыкаешься на веревочки с красными флажками, натянутыми от домов до проезжей части. Между флажками на ветру колышутся бумажки с надписью: «Увага, бурули!». Не требуется особого лингвистического анализа для перевода, достаточно посмотреть вверх.



Очевидно? Конечно! «Осторожно, сосульки». Ну чем не родной Саратов, где точно так же, проходя по улицам, балансируешь между льдиной на голову и машиной под…. Извините, в спину. А впрочем, бурули хоть звучит забавнее.

Гуляя по городу, встречаешь много деревянных скульптур. Позже нам объяснили, что в Киеве есть некоммерческая организация «Киевская ландшафтная инициатива», специализирующаяся на оформлении города. Как оказалось, инициатива довольно милая и симпатичная. Например, сложилась традиция отживший свой век деревья спиливать, но пеньки не выкорчевывать, а оставлять, вырезая из них очень милые фигурки.



Так на улицах появился ослик с повозкой, изящная балерина по имени Балерина, застывшая в пятой позиции возле дома, в котором действительно жила (а может, еще и живет) настоящая балерина, и множество других статуэток, смешных и трогательных одновременно.



А еще глухие стены домов также по инициативе ландшафтной инициативы украшают граффити социального характера, например, напоминая о детях, нуждающихся в помощи.



Да и сами киевляне охотно вносят свою лепту в новогоднее украшение города.



***

Наконец-то мы встречаемся с экскурсоводом. Женщина она знойная. Уж не знаю, мечта ли поэта, но в мороз она ходит в куртке нараспашку и без шапки, в легких ботиночках…. Мы мерзнем, но стараемся внимательно слушать.




Итак, мы на Андреевском спуске.




Андреевский спуск - вторая по популярности улица в Киеве после Крещатика. Он протянулся от улицы Владимирской до улицы Десятинной и Контрактовой площади, расположенной на Подоле. Верхний отрезок улицы существовал еще во время Киевской Руси, соединяя Старый Киев и Подол, и пролегал между Андреевским и Замковым холмами, но по нему могли передвигаться лишь пешеходы и всадники. Название свое улица получила в честь Андрея Первозванного. В летописи Нестора говорится, что после длительных попыток распространения христианства в скифских землях, около 2 тысяч лет назад Апостол Андрей благословил склоны Днепра и предсказал появление великого христианского города. На том месте, где некогда стоял Андрей, позже построили церковь, названную его именем.



В начале 18 века, по указанию киевского губернатора, проезд расширили, и теперь здесь могли проехать даже груженые телеги, запряженные волами.

После Октябрьской революции, согласно веяниям тогдашнего времени, в 1920 году Андреевскому спуску сменили название на ул. Г.В. Ливера, но уже в 1944 году улице вернули историческое название.



Previous post Next post
Up